Берта Моризо (родилась 14 января 1841 года, Бурж, Франция — умерла 2 марта 1895 года, Париж) - французская художница и гравер, которая регулярно выставлялась вместе с импрессионистами и, несмотря на протесты друзей и семьи, продолжала участвовать в борьбе за их признание.
Когда весной 1876 года в Париже открылась вторая выставка импрессионистов, один острый на язык критик описал ее участников как "пять или шесть сумасшедших, одна из которых - женщина". Этой женщиной была Берта Моризо, которая, несмотря на свой пол, стала ведущей фигурой самого известного художественного движения 19-го века. Однако ярлык "сумасшедшей" был ошибочным. Моризо развивала свои художественные таланты и добилась успеха в раннем возрасте, приняв участие в Салоне в возрасте 23 лет, и упорно удерживала свое положение в авангарде французских художников вплоть до своей смерти 30 лет спустя. Несмотря на то, что Моризо часто самокритично относилась к своим работам и социальные условности не позволяли ей заниматься той же тематикой, что и ее коллегам-мужчинам, она, тем не менее, получила поддержку семьи и развила связи, которые позволили ей более трех десятилетий строить свою независимую карьеру художника и оставить неизгладимый след в этом направлении во французском искусстве.
Дочь высокопоставленного государственного чиновника (и внучка выдающегося художника эпохи рококо Жана-Оноре Фрагонара), Моризо рано решила стать художницей и добивалась своей цели со всей серьезностью и самоотверженностью. С 1862 по 1868 год она училась живописи под руководством Камиля Коро. Впервые она выставила свои картины в Салоне в 1864 году. Ее работы регулярно выставлялись там вплоть до 1874 года, после чего она поклялась никогда больше не выставлять свои картины на официально санкционированном форуме. В 1868 году она познакомилась с Эдуардом Мане, с которым у нее завязались дружеские отношения.
Эдуард написал несколько ее портретов (например, "Отдых", около 1871 г.). Мане оказал влияние на ее творчество, а она, в свою очередь, пробудила в нем интерес к живописи на природе. В 1874 году она вышла замуж за младшего брата Мане, Эжена, писателя и художника. Моризо посчастливилось не только выйти замуж за представителя артистической семьи, но и получить искреннюю поддержку от своего мужа, который пожертвовал своими амбициями, чтобы помогать ее карьере художника. Она хорошо разбиралась во вкусах публики, и в результате ее работы хорошо продавались как при жизни, так и после смерти. Ее таланты и мастерство снискали ей уважение коллег-мужчин как равной себе - достижение, весьма необычное для того времени.
Упорство Моризо в дизайне сближает ее работы с работами Мане, а не с работами ее коллег-импрессионистов, о чьем интересе к цветооптическим экспериментам она никогда не подозревала. На ее картинах часто изображались личные моменты (например, Женщина за своим туалетом), члены ее семьи, особенно ее сестра Эдма (например, "Чтение", 1873; и сестра художницы Эдма и их мать, 1870). Нежные и утонченные, изысканные по цвету — часто с приглушенным изумрудным сиянием — они вызвали восхищение ее коллег-импрессионистов.
На картине изображена сестра Моризо Эдма, смотрящая на свою дочь Бланш, которая спит в колыбели под тонкой вуалью. Эта относительно ранняя работа является первым примером обращения Морисо к теме материнства. Эдма задергивает полупрозрачную занавеску вокруг колыбели, защищая свою дочь от посторонних взглядов и подчеркивая приватный характер их отношений.
На этой картине изображена сцена в деревне Женневилье, расположенной недалеко от Парижа. Это типичное место, которое многие художники-импрессионисты, такие как Моне, выбирали как в качестве места для работы, так и в качестве тематики своих картин.
Это изображение неизвестной молодой женщины в бальном платье демонстрирует разнообразие работ Моризо. Оно очень динамичное, и это ощущение создается благодаря свободно очерченному цветочному фону, который перекликается с отделкой женского платья. Питер Й. Гартнер утверждает, что этот фон является ключевым элементом работы, утверждая, что "густая растительность закрывает внешний мир и защищает юную красоту и невинность молодой женщины". Длинный, неухоженный мазок характерен для работ Моризо конца 1870-х годов, которые, как заметила Наталья Бродская, создавали "вибрацию цвета и света", ранее невиданную в ее картинах.
Из-за своего пола Морисо была лишена доступа ко всему спектру тем, которые были доступны ее коллегам-импрессионистам-мужчинам, особенно к более низкопробным аспектам городской жизни - кабаре, кафе, барам и борделям. И наоборот, ее картины открывают ей доступ практически ко всем аспектам женской жизни конца 19 века, даже к частным, интимным, которые, как правило, были закрыты для ее коллег-мужчин.
На картине "Порт Ниццы", написанной в разгар эпохи импрессионизма, изображено скопление лодок, пришвартованных в порту Ниццы, где Моризо и ее семья зимовали в 1881-82 годах. В ней использована необычно яркая палитра, и её можно сравнить с другими выдающимися работами импрессионистов, в том числе с основополагающими работами этого направления "Впечатлением Моне", "Восход солнца" (1872). Как и Моне, Моризо интересуется эффектами естественного освещения, падающего на поверхности лодок и воды. Работы Моризо здесь также новаторские, поскольку они напоминают работы постимпрессионистов, таких как Сезанн и особенно Сера и Ван Гог, благодаря своему акценту на сопоставлении различных цветовых областей с использованием сокращенного, свободного мазка для достижения более яркого эффекта. В результате участки с ярко выраженным цветом - вода, корпуса кораблей, мачты и даже розовое здание на заднем плане слева - кажутся более яркими и заметными элементами работы, чем они могли бы быть при более плавном и однородном нанесении цвета.
Эта картина типична для поздних работ Берты Моризо, в которых используется яркая цветовая палитра, отмеченная контрастами оранжевых, фиолетовых и зеленых оттенков, в отличие от приглушенной цветовой гаммы, которую она предпочитала в 1870-х годах. Это одна из нескольких композиций начала 1890-х годов, на которых изображена лежащая пастушка, написанная с молодой девушки из деревни под Парижем. Она позировала обнаженной, за исключением головного убора, что было необычным выбором для художницы того времени. Пейзаж за фигурой изображен в очень свободном стиле, который перекликается с работами Моне. Однако обращение Моризо к обнаженной фигуре в гораздо большей степени связано со стилем Ренуара, чьими обнаженными женскими работами Моризо восхищалась. Линии тела четко очерчены, как за счет использования телесных тонов, так и за счет теней, которые повторяют контуры фигуры. Это особенно заметно в изгибе спины и очертаниях конечностей. Однако, как отмечают некоторые ученые, параллельной позы обнаженной натуры нет ни в работах самого Ренуара, ни в работах Дега, обнаженной натурой которого, как известно, Моризо также восхищалась. Напротив, это ключевой пример того, как Моризо постоянно оставалась в диалоге с современными тенденциями, создавая свой собственный стиль, который развивался не как подражание другим художникам.
Моризо создавала полотна, на которых были изображены самые разнообразные сюжеты, включая пейзажи, уличные и городские сцены, обнаженную натуру, натюрморты и портреты. Как и ее коллеги-мужчины, она также разрабатывала любимых моделей, включая свою собственную дочь Джули, и участвовала в художественных обменах того периода благодаря своим связям в кругу импрессионистов и за их пределами, оставаясь новатором в живописи вплоть до своей смерти.
Как и работы других импрессионистов, ее работы были высмеяны многими критиками. Никогда при жизни не добившись коммерческого успеха, она, тем не менее, превзошла по продажам работы Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара и Альфреда Сислея. Она была женщиной высокой культуры и обаяния и считалась одним из своих близких друзей Стефана Малларме, Эдгара Дега, Шарля Бодлера, Эмиля Золя, Эммануэля Шабрие, Ренуара и Моне.
Несмотря на то, что в некоторых кругах о ней забыли, Морисо была важной фигурой в становлении импрессионизма как движения; она участвовала в их первой выставке и была ключевой художественной и общественной фигурой в их кругу. Морисо также оказала сильное ободряющее влияние на других женщин-художниц-импрессионисток, живших в то время в Париже.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.