Когда дома пропала значительная сумма денег, мы с мужем долго не могли поверить, что наш ангелочек способен на воровство. Разобравшись досконально в ситуации и проанализировав прежде всего свое поведение, мы пришли к выводу, что сами спровоцировали эту ситуацию.
Во-первых, у детей никогда не было карманных денег. Мы наивно считали, что раз обеспечиваем детей всем необходимым, то и деньги давать ни к чему. Тем самым лишали их драгоценного опыта обращения с этим ресурсом, опыта планирования, самоконтроля.
Во-вторых, деньги дома всегда были в открытом доступе, было очень заманчиво самостоятельно узнать, что же это такое и сколько всего можно купить на одну красненькую купюру.
В-третьих, мы не учли возраст ребенка. Подросток остро нуждается в независимости и в этот период много времени уделяет отношениям со сверстниками. Деньги – это свобода. Особенно наличные деньги, ведь расходы с банковской карты мы можем проконтролировать. А сегодня дети и так находятся под тотальным контролем родителей. Деньги помогают привлечь внимание к своей персоне (угощения, красивые вещи, кафе).
В-четвертых, мы редко говорили с детьми о деньгах. Они имели весьма размытое представление о доходах и бюджете семьи, о том, что такое ипотека, сколько стоит обучение каждого ребенка, какие бывают дополнительные источники дохода, что такое кредит или, например, «подушка безопасности».
Поэтому ниже я дам несколько рекомендаций о том, как знакомить детей с понятием «деньги».
Опыт взаимодействия с деньгами желательно:
1. Начинать с момента появления интереса;
2. Получать в семье и вместе со взрослым;
3. Демонстрировать на личном примере;
4. Постепенно и в соответствии с возрастом;
5. Начинать с знакомства с семейным бюджетом и формирования личного бюджета;
6. Без негативных установок насчёт денег, нейтрально;
Карманные деньги:
1. Можно давать школьникам (раз в неделю);
2. Подросткам - раз в месяц, чтобы научить планированию расходов;
3. Заранее определить категории товаров, на которые можно тратить деньги, а на какие – нет;
4. Если деньги закончились раньше установленного срока - дождаться начала нового периода;
5. Карманные деньги лучше давать и электронными, и наличными деньгами;
6. Карманных денег не должно быть слишком много;
7. Карманные деньги - личное дело каждой семьи. Но из карманных денег не стоит вычитать расходы на питание и проезд. Это обеспечивается родителями.
Возможности для заработка ребенка:
После получения опыта движения денежных средств и выработки навыка планирования, самоконтроля, грамотного выбора в тратах, можно рассказать подростку о возможностях увеличения его личных доходов:
- инвестировании (оставлять часть карманных денег на специальном счёте) или накоплении;
- оказании услуг ближнему кругу;
- выполнении домашних обязанностей сверх установленных правилами семьи, за которые родители готовы доплачивать.
- с 14 лет - возможна работа по 4 часа в день в летнее время;
- с 16 лет - практически полноценное трудоустройство;
- с 18 лет - студенческая практика, работа по договору.
Удачного всем знакомства с этим замечательным ресурсом и радостных трат!