Найти в Дзене

100 лет Борису Васильеву: о жизни и творчестве

21 мая исполнилось 100 лет со дня рождения Бориса Львовича Васильева (1924—2018) — русского советского писателя, киносценариста и драматурга, участника Великой Отечественной войны. Борис Львович получил широкую известность благодаря произведениям о войне, среди которых повести «Аты-баты, шли солдаты», «Офицеры», «А зори здесь тихие…», «Завтра была война», «В списках не значился». Путь к литературе Борис Васильев родился в Смоленске в семье бывшего мелкопоместного дворянина. Его отец Лев Александрович Васильев посвятил себя военной службе: он отличился в боях Первой мировой, а потом и Гражданской войны, во время которой перешел из царской армии на сторону красных. Учился юный Борис хорошо, особенно любил литературу и историю. В роковом 1941 году юноша в 17 лет добровольцем ушел на фронт, только окончив девятый класс. В составе истребительного комсомольского батальона Васильев воевал под Смоленском. Вскоре подразделение попало в окружение на смоленском направлении, и парню пришлось неск
Оглавление

21 мая исполнилось 100 лет со дня рождения Бориса Львовича Васильева (1924—2018) — русского советского писателя, киносценариста и драматурга, участника Великой Отечественной войны. Борис Львович получил широкую известность благодаря произведениям о войне, среди которых повести «Аты-баты, шли солдаты», «Офицеры», «А зори здесь тихие…», «Завтра была война», «В списках не значился».

Путь к литературе

Борис Васильев родился в Смоленске в семье бывшего мелкопоместного дворянина. Его отец Лев Александрович Васильев посвятил себя военной службе: он отличился в боях Первой мировой, а потом и Гражданской войны, во время которой перешел из царской армии на сторону красных.

Учился юный Борис хорошо, особенно любил литературу и историю. В роковом 1941 году юноша в 17 лет добровольцем ушел на фронт, только окончив девятый класс. В составе истребительного комсомольского батальона Васильев воевал под Смоленском. Вскоре подразделение попало в окружение на смоленском направлении, и парню пришлось несколько месяцев пробираться к своим, ночуя под открытым небом и питаясь, чем придется. Вернуться в расположение советских войск ему удалось лишь в октябре.

-2

Позднее Васильева отправили на учебу в пулеметную школу, после ее окончания он служил в воздушно-десантном полку. Во время воздушного десанта под Вязьмой в 1943 году Васильев попал на минную растяжку и получил тяжелую контузию. После лечения его направили в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. По окончании академии Борис Львович служил на испытательном полигоне бронетехники в Свердловске.

В начале 1950-х Борис Васильев в свободное от работы время стал увлекаться драматургией, а в 1954 году написал пьесу «Танкисты» о смене поколений в армии после войны. И хотя она не стала успешной, в том же году Васильев решает оставить военную карьеру и посвятить себя искусству — театру, кино и литературе.

В 1955 году Борис Львович поступил в сценарную мастерскую Главкино, и уже в 1958 году были сняты первые фильмы по его сценариям. Этот опыт помог ему отточить навык построения живых диалогов, которые впоследствии стали визитной карточкой его произведений.

-3

С 1967 года начинается путь Бориса Васильева в прозе, где он и нашел свое призвание. Славу писателю принесла повесть «А зори здесь тихие...» (1969), которая вскоре была экранизирована и поставлена на театральной сцене. После нее последовали и другие романы, повести и рассказы, среди которых «В списках не значился, «Вам привет от бабы Леры», «Встречный бой», «Завтра была война», «Летят мои кони… Повесть о своем времени», «Не стреляйте белых лебедей», «Ветеран», «Глухомань», «И был вечер, и было утро», «Утоли моя печали» и другие.

Кратко расскажем о произведениях Бориса Львовича, выпущенных в издательстве «Вече».

Произведения о войне

Фронтовые повести Бориса Васильева — прежде всего напоминание о трагической судьбе тех, кто героически погиб на войне, защищая Родину. Как и другие писатели «лейтенантской прозы», Васильев стремился показать «окопную правду» без лишней торжественности и идеализации войны.

-4

Повесть «А зори здесь тихие...» рассказывает о смертельной схватке в мае 1942 года пяти девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым с отрядом отборных немецких диверсантов-десантников.

«И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет… А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны».

«В списках не значился» — о последнем защитнике Брестской крепости, молодом лейтенанте Плужникове, который попадает в крепость в первый день войны и десять месяцев упорно сопротивляется фашистам.

«Чтоб знали: крепость жива. Чтоб и мёртвых боялись. Чтобы детям, внукам и правнукам своим заказали в Россию соваться!»

«Аты-баты, шли солдаты» — о комсомольском взводе, остановившем колонну немецких танков. Их было всего восемнадцать человек, и они погибли в 1944-м...

— Древние говорили: «Мементо мори». Помни о смерти. То есть не бездельничай, успей сделать все, что в твоих силах, ибо величина скорби при расставании с тобой и есть истинная мера твоей жизни...

Повесть «Завтра была война» не столько о войне, сколько о девушках и юношах советского предвоенного периода, которые должны совершать взрослые поступки и принимать недетские решения, это история о моральном взрослении и становлении, настоящей дружбе и первом нравственном выборе.

«Убивает не только пуля, не только клинок или осколок — убивает дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость».

Цикл романов о Древней Руси

В последние годы жизни писатель обратился к теме древнерусской истории и написал 7 романов о князьях.

В сборник, выпущенный в этом году, вошли романы «Вещий Олег», «Ольга — королева русов» и «Александр Невский» («Князь Ярослав и его сыновья»). В этих произведениях правители предстают обычными людьми — это сильные и решительные личности, но и им иногда свойственны сомнения и ошибки.

-5

В романе «Вещий Олег» три брата, конунги-князья Рюрик, Синаус (Ольбард) и Трувор, а затем и Олег объединяли славянские земли под главенством Великого Новгорода и «матери городов русских» Киева. Когда Рюрик стал стар и больше не мог держать меч, его сын Игорь был еще мал и слаб. И тогда в игру вступил умный, хитрый и дальновидный воспитанник князя – Олег, впоследствии прозванный Вещим. Он не боится ни политических интриг, ни ожесточенных битв. Русь ждут большие перемены: прежде всего, князь пойдет с походом на Киев и перенесет туда столицу своих владений.

«Юность слепнет от славы, но он мечтал о власти и не ослеп. Путь к власти лежал через славу, и он, едва приручив меч, объявил себя берсерком, положив кольчугу к ногам конунга».

«Ольга — королева русов» — продолжение первого романа, рассказ о том, как дочь Олега стала первой славянской княгиней, принявшей христианство. Судьба мудрой правительницы была по-настоящему трагичной. Она вышла замуж за князя Игоря не по любви, а из политических соображений, и не была счастлива в браке. Всегда желала мира славянам, но вынуждена была подавить восстание древлян в отместку за убийство мужа. Стремилась возвести на княжеский престол своего сына Святослава, но тот презирал ее за распространение христианства на Руси...

«Первый закон власти — не заводи себе друзей. Второй закон — не говори о своих мыслях никому. Когда придет срок, скажешь только одному- единственному — тому, кто будет претворять твои замыслы в жизнь».

Третий роман — «Александр Невский» — о житии славного русского полководца, государственного деятеля и святого Русской православной церкви. В XIII веке князья вели бесконечные междоусобные войны, которые сделали Русь уязвимой для внешних врагов. Князь Александр Невский, талантливый дипломат и храбрый воин, всю свою недолгую жизнь посвятил сплочению разрозненных княжеств и освобождению Руси от татаро-монгольского ига и других захватчиков. Он продолжал дело отца, князя Ярослава Всеволодовича.

«Ничто не вечно, хан, кроме разумной власти. Неразумная власть всегда ищет врагов, разумная — союзников».

Другие повести и романы

В своих книгах писатель обращался и к менее отдаленным историческим периодам, например, первой русской революции, а также затрагивал современные ему социальные проблемы послевоенного поколения.

В новое переиздание вошли два романа и повесть.

-6

Главный герой романа «Не стреляйте белых лебедей» — Егор Полушкин, плотник с золотыми руками, но, по мнению односельчан, непутевый мужик, «бедоносец». А все дело в том, что Егор не умеет работать без души, второпях, и с трепетом относится к каждому живому существу — даже муравьям. При этом Полушкин оказался наделен талантом истинного художника и находит в конце концов свое призвание — любить и заботиться о прекрасном.
Сменив несколько работ и став лесничим, он с особой нежностью бережет семейство белых лебедей, но однажды в лес приходят браконьеры…

«Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора.

Я нахожу его в июньском краснолесье – неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди – серьезного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине – задумчивого и светлого. Я вижу его в весеннем цветении – терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда поражаюсь, каким же он был разным – разным для людей и разным для себя.
И разной была его жизнь – жизнь для себя и жизнь для людей.

А может быть, все жизни разные? Разные для себя и разные для людей? Только всегда ли есть сумма в этих разностях? Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своем существе?

Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться иным – ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть».

Повесть «И был вечер, и было утро» посвящена событиям революции 1905 года с ее восстаниями, погромами и жестокостью. В это время общество разделилось не столько по идейным соображениям, сколько по принципам добра, чести, достоинства, сострадания. Действие происходит в вымышленном провинциальном городе Прославле, где черносотенцы собираются устроить еврейский погром, но им противостоят революционеры.

«Известно, что честь нельзя убить: можно лишь убить честного человека. Зато честь можно отнять. Силой или обманом. Заменить пустопорожним постулатом или вообще не взращивать ее с детства...»

Роман «Глухомань» – о людях, живущих в российской глубинке, которых не минуют все самые значительные события, потрясшие страну в 1980—1990-х годах, — Афганская война, перестройка, передел собственности… Роман написан на переломе эпох, в 2001 году. Автор проводит читателя сквозь время, показывая события, происходящие в стране и в жизни главного героя — офицера-запасника, волею судьбы попавшего на полусекретную патронно-макаронную фабрику, расположенную в небольшом городке с говорящим названием Глухомань.

«Почему мы живем так неуклюже, так громко и так фальшиво? Воруем, верим обещаниям, врем, пьем и бездельничаем? Почему? За что нам все это проклятие?..
Мне кажется, что многое, очень многое объясняет последняя запись моего мужа:
"Это не мы живем в Глухомани. Это глухомань живет в нас"».