Найти в Дзене
Геокарты

Конфессиональная карта чувашей. Часть 2.

До этого уже была статья по чувашам мусульманам, баптистам, старообрядцам и молоканам. В этой статье будем разбирать уже чувашей-язычников и православных. Напомню основной ареал расселения чувашей от KapToMaHT, которую я взял с Викисклада. Основой чувашской культуры, его мировоззрения, является традиционная религия чувашей. Для чувашского язычества характерен дуализм, воспринятый главным образом от зороастризма: вера в существование, с одной стороны, добрых богов и духов во главе с Çӳлти тура (верховным богом), и с другой - злых божеств и духов во главе с Шуйттаном (дьяволом). Боги и духи Верхнего мира - добрые, Нижнего света - злые. Особенностью чувашского язычества является жертвоприношение с целью умилостивить как добрых, так и злых духов, которые совершались в лесах, в специальных капищах – культовых сооружениях (киремети). Вплоть до середины XVIII века практически у всех чувашей сохранялась народная (языческая) религия. В ходе массовой христианизации поволжских народов в 1747–1

До этого уже была статья по чувашам мусульманам, баптистам, старообрядцам и молоканам. В этой статье будем разбирать уже чувашей-язычников и православных. Напомню основной ареал расселения чувашей от KapToMaHT, которую я взял с Викисклада.

Основой чувашской культуры, его мировоззрения, является традиционная религия чувашей. Для чувашского язычества характерен дуализм, воспринятый главным образом от зороастризма: вера в существование, с одной стороны, добрых богов и духов во главе с Çӳлти тура (верховным богом), и с другой - злых божеств и духов во главе с Шуйттаном (дьяволом). Боги и духи Верхнего мира - добрые, Нижнего света - злые. Особенностью чувашского язычества является жертвоприношение с целью умилостивить как добрых, так и злых духов, которые совершались в лесах, в специальных капищах – культовых сооружениях (киремети).

Вплоть до середины XVIII века практически у всех чувашей сохранялась народная (языческая) религия. В ходе массовой христианизации поволжских народов в 1747–1749 годах их численность сократилась многократно. Сложность представляет определение истинной религиозной принадлежности жителей после акций массового крещения народов Урало-Поволжья в середине XVIII веке. По официальным данным и формальным признакам население считалось, например, православным, а фактически продолжало исповедовать «язычество». В начале XX веке чувашское «язычество» было ослаблено вследствие активной христианизаторско-просветительской политики по «системе Ильминского», реализовывавшейся в Урало-Поволжье с 60-х годов XIX века, а также в результате распространения в ряде местностей происламских настроений. Православная миссия наиболее успешно работала в Приволжье и Заволжье, а мусульманское влияние ощущалось прежде всего в Приуралье.

В XX век сократился ареал язычества, за счет перехода в православие малочисленных групп некрещеных чувашей в смешанных селениях Самарской области, Башкирии и Чувашии.

Сегодня небольшие группы чувашей-язычников проживают на юго-востоке Чувашии в смешанных селениях: с. Байбахтино (1) Комсомольского и в нескольких селениях Янтиковского (2) и Шемуршинского (3), Козловского (4) районов Чувашии. А чуваши села Семенчино (5) были крещены лишь формально, и никогда не придерживались православия и живут в окружении татар.

-2

В Кайбицком и Верхнеуслонском районах Татарстан (5) часть селений были крещены формально, а часть оставались и официально в язычестве (например Малое Русаково). И сегодня здесь нет чувашских православных храмов, а вместо крестов на кладбищах чуваши ставят "столбы". К этой же группе можно отнести некрещеных татар сел Старое Тябердино и Камылово (6), где они составляют около 10% населения, имеют отдельное кладбище, и вступают в браки с некрещеными чувашами.

Языческое чувашское кладбище. Старое Афонькино, Шенталинский район, Самарская область.
Языческое чувашское кладбище. Старое Афонькино, Шенталинский район, Самарская область.

Более устойчивыми оказались традиции «язычества» в Закамье: Аксубаевский, Нурлатский, Черемшанский, Алексеевский, Альметьевский, Азнакаевский, Ноаошешминский районы РТ (7), в некоторых районах Заволжья: Шенталинский, Челно-Вершинский, Похвистневский районы Самарской области (8) и западного Приуралья: Бижбулякский, Миякинский (9), Бакалинский (10) районы РБ, где сегодня насчитывается более 40 селений некрещеных чувашей.

На юго-западе Татарстана имеется одна община некрещеных чувашей в селе Чувашское Шаймурзино Дрожжановского района (11), где они живут с чувашами-мусульманами. А соседние некрещеные села Средние Алгаши и Богдашкино относятся к Ульяновской области (12).

Благодаря относительно плотной структуре поселений некрещеные чуваши Закамья сумели сохранить традиционную веру и не вступают с православными чувашами в браки. В Приуралье селения некрещеных чувашей не оформлены в «кусты», контактируют с отдельными селениями закамского ареала: Ст. и Нов. Суркино (13), Яктыкуль (14). Одним из островков «язычества» в Приуралье сегодня является Юльтимировка (15) Бакалинского района Башкортостана, появившаяся в 1921 г. в результате переселения некрещеных чувашей из села Ахманово. Стоит отметить, что и по вероисповеданию и православные чуваши в Закамье и Предуралье наряду с христианскими обрядами продолжает соблюдать многие элементы дохристианских верований.

-4

Основная же масса верующих чувашей с XVIII века - православные.

По данным исследований 2020 года в чувашских сельских населенных пунктах, 87% населения относят себя православным, при этом даже там где имеются православные приходы посещают еженедельные литургии около 5% населения (или 7% женщин), 87% населения не посещали храмы за последний год, а 13% мужчин и 7% женщин ни разу в жизни не посещали храмы. Посещение церкви в основном связано с культом предков в религиозных верованиях чувашей. В церковную жизнь в основном вовлечены женщины старшего возраста. Но Пасху отмечают 74%, Крещение и Рождество по 66%, Троицу 12%. А с языческим праздником Уяв знакомы 95% чувашей и активно отмечают 63%. По словам же священников к верующим хоть как-то можно отнести 13-15%, а постоянными участниками служб в церкви являются около 0,5-1% населения.

-5

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.