Работая педагогом творческих кружков в специализированном детском учреждении для особенных детей, часто становлюсь заложником этой благородной роли. А окружающие - уже дорисовывают мой образ ну такими чертами и качествами, которыми и не каждый ангел обладает. А педагог, работающий с тяжелыми детишками - да он должен по умолчанию ими обладать!
Доброта такого педагога должна быть не просто белой и пушистой, а кипельно-"хлорировано-выбеленной" и "вспушенной до воздушности". Терпение - должно быть не обычным, человеческим, а космическим! Ну а милосердие, благородство и ярое желание помочь всем и каждому, не требуя ничегошеньки взамен - это то, чем каждый такой педагог должен дышать, забывая обо всем, что не касается их особенных воспитанников.
Ух, аж самой страшно стало!
Но это почти так!
Только потом - нехорошо получается. Ведь на деле оказывается, что педагог, работающий с особенными детьми - это совсем обычная женщина, с обычными человеческими недостатками. Не волшебница, а просто женщина, которая тоже устает, тоже расстраивается, тоже пугается, тоже порой с трудом сдерживает себя, чтобы не рассердиться и не заплакать. Так что же теперь, сразу её за это можно "вон с работы - и на свалку"?
Ну, видимо, многие родители тяжелых ребятишек считают именно так. А ангелы, готовые источать денно и нощно свет и милосердие - вот они, за забором нашего учреждения в очереди толпятся, ждут и надеются, что когда-нибудь им позволят поработать благородным педагогом.
В общем, что касается меня лично, часто ругают меня тут, когда я описываю обычные ситуации, которые происходят у меня на занятиях, да и вообще в учреждении в целом. Ругают, поносят… а я ведь не обзываюсь, не вешаю ярлыки, лишь рассказываю как оно было, простую и нищую правду.
И время от времени получаю за это мощный удар под дых:
- Эй, да как ты смеешь?! Да как ты вообще оказалась на этой должности, если ты ненавидишь детей и родителей и плохо о них говоришь?!
Ну, что-то в этом роде, плюс неизменные проклятия и иже с ними. И обвинения в том, что я - базарная баба, не умеющая вообще работать с детьми, а диплом я нашла на мусорке… если он вообще у меня есть.
Уяснила я с этими всеми обвинениями одну простую истину: оказывается, говорить как есть, без утайки, но и без прикрас - это значит плохо говорить, обижать и выказывать ненависть! А еще и других провоцировать! О как!
Но почему-то ни в одной из публикаций я не написала, что кого-то ненавижу, кого-то хочу порвать, а от кого-то меня тошнит. И не писала ни разу, что вот эта мадам - дура, та - клуша, а во-он та - так вообще про…фурсетка.
Но если человек видит между строк именно ненависть и воинствующий настрой - то я лишь могу сделать вывод, что он сам в данный момент переполнен такими чувствами, потому и ищет их там, где их нет…
А, ладно…
Просто снова столкнулась с волной хейтеров и с их пожеланиями "испытать то же самое, только хуже".
Да испытывала уже! И не раз! И сама не только могла стать похлеще своих ребяток на работе, но и совсем уйти из жизни… опять же, львиную долю в то моё состояние здоровья внесла именно работа. Пережила, пусть и с некоторыми потерями...
Хотя, кому нужно моё нытьё? Знаю, что каждый человек всегда остается при своем мнении, а спор льда и огня - родит только воду. А при последующем споре - вода просто испарится. Вот и здесь не вижу смысла спорить и что-то доказывать.
Если кому-то кажется, что я веду себя некорректно, то, прошу прощения, чтобы быть еще хоть на миллиметр корректнее - мне тогда вообще-то врать людям придется.
Например, так умеет делать одна из моих коллег, которую я, между прочим, несмотря ни на что, очень уважаю.
Учительница М.Ю.
Этот человек - настоящий мастер доброго слова.
Она не только умеет находить слова поддержки для отчаявшихся и уставших коллег (сказывается ее первое образование - психолог), но и с родителями наших особенных воспитанников она разговаривает настолько мягко, настолько виртуозно оборачивает даже страшные вещи в розовые фантики, что мы с коллегами из кружкового отдела порой диву даёмся.
Были у нас такие примеры…
Итак, шестилетний мальчик Б., будучи на занятиях у учительницы М.Ю., ну никак не хотел работать ("пришивать" с помощью шнурка деревянные яблоки к деревянной яблоне).
Интересно ему это или нет… подозреваю, что нет, ведь в перерывах между занятиями он телефон из рук не выпускал. Понятное дело, что по сравнению с телефоном, деревянное пособие в зрелищности проигрывает. Но, тем не менее, работа с деревянной шнуровкой - это обязательный пункт в программе занятий с мальчиком Б., посему уйти от него нельзя!
А мальчик Б., который уже устал доказывать М.Ю. криками и широкими взмахами то, что это пособие его не интересует, решил прибегнуть к более «весомым» доказательствам: подбежал к учительскому месту и резко пнул ногой стул М.Ю., который, не дожидаясь чужих реакций, скромно, но с грохотом, завалился на бок…
Для М.Ю. - это норма, даже глазом и ухом не повела, а вот девочка, которая занималась в паре с мальчиком Б. - сильно испугалась и пронзительно завизжала.
На визг прибежала мама мальчика Б. (нормальная, приличная женщина, без "яжемамских" выкрутасов):
- Что? Что случилось? Что-то натворил? А ну-ка, сынок, признавайся, что опять наделал?
Потом мама видит опрокинутый стул, который никто еще не успел поправить, т.к. мама слишком уж скоро вбежала. Потом смотрит на Б. и кричит:
- Аааа, вот оно что! Кинул? Да? Кинул?
И тут М.Ю. - тихо так, спокойно и нежно отвечает:
- Ну зачем вы так переживаете? Ничего страшного. Он просто его нечаянно уронил, правда, мой хороший? (тут она уже к мальчику обращалась)…
Нуууу, даже не знаю, как мне на это реагировать.
Вроде бы, с точки зрения человека, имеющего дело с людьми" с непривычным для общества поведением", М.Ю. как бы красиво поступила, но ведь… Какими бы люди ни были: здоровыми или не очень, пинать стулья на занятиях - это все-таки не норма!
И разве это было нечаянно?
Ну да, можно мальчика Б. оправдывать, что "вот таким образом он хотел показать педагогу несогласие с заданием, ибо другие его выразительные средства педагог проигнорировал". А этот пинок стула был своеобразным "криком о помощи"! А еще мальчик мог просто "пересытиться негативными эмоциями", поэтому он и выместил их на стуле...
Да можно еще кучу высокопарных фраз пришить к этому поступку… Но факт остается фактом: стул - брошен, а мальчик, как оказалось, ни в чём не виноват.
Так еще и М.Ю. не попросила потом мальчика Б. поднять этот стул и поставить как надо… Сама начала поднимать!
И только сообразительная мама остановила ее, подвела к лежащему стулу своего сына и не отходила от него до тех пор, пока он, обиженно хныкая, не поставил этот злосчастный стул "на ноги". Ну ведь МАМА же права? Или я - опять "дура некомпетентная"?
Вот как!
Было еще множество случаев, где эта замечательная учительница О.А. показывала свой "ультра-милосердный подход" как к деткам, так и к их родителям (о них тоже как-нибудь напишу, если обстоятельства позволят).
Наверное, многие должны воскликнуть:
- Вот! Вот! Именно таким должен быть специалист, работающий с тяжелыми детками! Вот он, эталон доброты, благородства и самопожертвования! Равняйтесь на М.Ю.!
А иные - наоборот, считают её, мягко говоря, странным человеком. Например, одна коллега из другого отдела (диагност-документалист), побывав в качестве "надсмотрщика" на открытом занятии у М.Ю., сказала, что "так может себя вести только мамочка, у которой с ребенком тоже эммм… не всё хорошо. И, как подобная мамочка, она сама, наверное, позволяет своему дитю и на ушах ходить, и мебель переворачивать. Шу-шу-шу, шу-шу-шу…"
Однако, прошу заметить:
Дочку М.Ю. я знаю очень хорошо, еще с ее подросткового возраста. Сейчас она учится на экономиста.
Очень толковая девчонка была, серьезная, прилежная. Хорошо училась в школе, в какую-то еще секцию ходила. А еще несколько раз выступала на концертных мероприятиях в нашем учреждении.
Помню, вела она себя всегда очень вежливо, сдержанно, и не только при маме.
Зато, когда мама уходила подальше, девочка даже немножко жаловалась, что мама у нее - строгая-строгая! А дисциплина дома - настолько железная, что даже папка на цыпочках ходит!
Ну ничего себе замес…
Самый добрый, милый и "всепрощающий" педагог на работе и железная леди дома…
Честно, я бы так не смогла… не такой я человек. Или мне просто надо дожить до возраста М.Ю. и еще многому научиться…
А пока, если при мне бросят стул, я так и скажу, что его бросили, а не уронили. Эх, не место мне рядом с детьми! Злыдня!
Вам же, дорогие читатели - наоборот, побольше доброты вокруг. И везения!