Японские танки, разработанные до и во время Второй мировой войны, имели довольно простую конструкцию, были легко бронированы и не могли похвастаться мощным вооружением, но от них это и не требовалось. Учитывая местность, в которой должны были действовать эти машины - от обширных горных районов Азии до бесчисленных островов Тихого океана, - в первые годы войны они отлично справлялись с поставленной задачей.
Самым производимым и, вероятно, самым успешным легким танком японцев в начале был Type 95 Ha-Go. Было построено, по разным данным, около 2300 единиц. Поначалу он довольно успешно противостоял противнику, но M4 Sherman (да и M3 Stuart выглядел серьезной боевой машиной на фоне), Type 95 стал заметно устаревать.
Самым слабым местом Type 95 и более поздних Type 97 было их вооружение. 37-мм и 57-мм орудия и даже специализированные 47-мм противотанковые пушки просто не имели достаточной огневой мощи, чтобы серьезно угрожать значительно лучше бронированным танкам союзников. В ответ японцы разработали небольшое количество модифицированных Type 97, вооружив их 75-мм, 105-мм и даже 150-мм орудиями, установленными в основном в частично открытом боевом отделении. Такие машины действительно использовались в боях в небольшом количестве и, хотя и не были совершенными, оказались полезными, когда не было ничего более подходящего.
Точные и даже общие технические характеристики Type 5 Ho-To машины практически неизвестны. Учитывая, что она базировалась на довольно хорошо задокументированном шасси и сохранившуюся фотографию, можно сделать некоторые обоснованные предположения.
Самоходное орудие Type 5 Ho-To должно было иметь более или менее стандартную конфигурацию корпуса для большинства машин Второй мировой войны. Он должен был состоять из полностью защищенной передней трансмиссии, открытого отсека для экипажа с орудием в центре и двигателя в задней части. Вся машина была построена с использованием преимущественно клепаной брони с небольшой сваркой. В остальном, боевая машина по сравнению с Type 95 не претерпела никаких видимых изменений.
Главное изменение связано с вооружением. Оно состояло из одной 12-см полевой гаубицы Type 38. Это орудие было создано еще в Первую мировую войну на базе немецкой гаубицы Krupp L/12.
12-см гаубица использовала двухкомпонентный боеприпас. Она могла стрелять фугасными, бронебойно-фугасными и дымовыми боеприпасами, которые достигали скорости в 290 м\с. Дальность стрельбы не превышала 5,5 км.
Об этой боевой машине почти ничего не известно. Известно лишь то, что как минимум один экземпляр был построен и, вероятно, испытан. Как он себя показал, к сожалению, неизвестно. Либо это был неудачный проект, либо его дальнейшая разработка и возможное производство были прекращены к концу войны. Окончательная судьба этой машины неизвестна, но, скорее всего, в какой-то момент она была отправлена на слом.