Рекрутеры признаются: из десятков и сотен откликов на вакансии, которые они получают, многие причиняют им боль. Всё дело в том, что соискатели не знают или ленятся правильно составить резюме и даже не задумываются о важности сопроводительного письма. Рассказываем, каким должен быть отклик на вакансию, чтобы его заметили, а вас — позвали на собеседование.
Ошибки соискателей
Многие резюме отсеиваются рекрутерами (а сегодня ещё и автоматически — искусственным интеллектом) на самом старте. Причина проста: опыт соискателей не соответствует требованиям, прописанным в вакансии. Если вы всю жизнь работали менеджером по продажам, вряд ли вас возьмут бухгалтером или кадровиком — у вас просто недостаточно знаний и навыков.
Следующее сито отбора — сами отклики. Когда рекрутер получает письма от соискателей одно за другим, ему некогда открывать и подробно изучать каждое из них. Особенно если открытых вакансий несколько. Поэтому выигрывают те отклики, в которых есть ещё кое-что. Это «кое-что» — сопроводительное письмо.
Оно сразу позволяет понять, кто и на что откликается, есть ли у человека подходящий опыт, читал ли он текст вакансии. Да и просто — умеет ли грамотно формулировать мысли.
Третий этап отбора — само резюме. От того, как соискатель представит свой опыт и знания, зависит, позовут ли его на собеседование. Длинные резюме, полные неважных фактов и нерелевантного опыта, сразу оттолкнут рекрутера от кандидата.
Как составить сопроводительное письмо
Вы спросите: что вообще такое — это сопроводительное письмо? Отвечаем: это сообщение, которое вы отправляете вместе с резюме. Причем неважно, откликаетесь вы на специализированном сайте с вакансиями или по электронной почте — сопроводительное письмо пригодится везде.
Каких правил стоит придерживаться при подготовке сопроводительного письма:
Составляйте уникальные сообщения для каждой позиции. Да, можно подготовить шаблон, чтобы упростить и ускорить процесс откликов. Но в каждом случае лучше адаптировать письмо для вакансии. Так рекрутер увидит: вы читали вакансию и действительно заинтересованы в работе.
Пишите кратко. Хватит двух-трёх абзацев, в которых вы поприветствуете рекрутера, укажете интересующую вакансию и перечислите ваши конкурентные преимущества. Не нужно описывать в деталях вашу жизнь или текущие обстоятельства — это интересно вашим близким, но не потенциальному работодателю.
Выделяйтесь. Ваша задача — заинтересовать рекрутера. Он может получить десять резюме от соискателей со схожим или даже большим опытом, но выбрать вас — если вы покажетесь ему перспективнее для этой работы. Всмотритесь в перечень требований в вакансии и подумайте, какие ваши сильные стороны больше всего отвечают запросам компании и как они могут быть ей выгодны.
Покажите интерес. Напишите в письме, почему откликаетесь именно на эту вакансию именно в этой компании. Бонусом будет, если вы узнаете, кто отвечает за найм сотрудников, и в письме обратитесь к этому человеку.
Проявите бдительность. Нередко в тексте вакансии есть просьба указать определённую тему письма или вставить в отклик какое-нибудь словосочетание. Так компании проверяют, насколько внимательно вы ознакомились с вакансией и стоит ли с вами общаться. Сюда же относятся просьбы ответить на конкретные вопросы или присылать отклики только одного объёма. Это пункты важно выполнять — иначе ваше резюме рискует остаться неоткрытым.
Хорошее сопроводительное письмо отвечает на вопросы о том, зачем вы этой компании — и зачем эта компания вам. А ещё оно небольшое, лаконичное и, что особенно важно, грамотное. Так что перед отправкой проверьте, нет ли в тексте ошибок. В этом помогут обычный Word или онлайн-сервисы: Орфограммка, Text и другие.
Как может выглядеть сопроводительное письмо (этот текст можно скопировать и использовать как шаблон):
Добрый день, Анна!
Меня зовут Василий Иванов. Я заинтересовался вашей вакансией торгового представителя в Санкт-Петербурге и хотел бы предложить свою кандидатуру.
Я занимаюсь продажами строительных материалов 7 лет. С 2021 года работаю торговым представителем. За три года на последнем месте работы привлёк 32 новых клиента, увеличил объёмы продаж на 8%, сократил дебиторскую задолженность на 5%.
В вашей вакансии меня заинтересовала возможность расширить сферу деятельности и изучить новые направления работы. Также ознакомился с вашим сайтом — очень откликнулись ценности компании.
Вам я буду полезен тем, что знаю, как:
- устанавливать контакты с ЛПР;
- правильно размещать рекламные материалы;
- консультировать сотрудников клиентов;
- проводить презентации продукции;
- заключать договоры с новыми клиентами;
- вести отчётность.
Опыт активных продаж, в том числе в канале «традиционная розница», поможет эффективно продвигать ваш товар.
Более подробно о моём опыте — в резюме, которое вы найдёте по ссылке. Буду рад обсудить детали. Мой телефон для связи: +79999999999, email: torgpred@pochta.ru.
Спасибо, что прочитали письмо и уделили мне время! С наилучшими пожеланиями,
Василий Иванов.
Как составить резюме
Главная задача резюме: представить вас в максимально выгодном свете перед работодателем. Поэтому в первую очередь важно выяснить, что этому работодателю нужно. Изучите вакансию, посмотрите, что требуют другие компании от специалистов на тех же должностях. Укажите в резюме те навыки и опыт, которые наиболее релевантны предлагаемой работе и помогут выполнять конкретные задачи.
Стрессоустойчивость и умение работать в команде — это хорошо (хотя по возможности напишите более конкретно). Но вот знание 1С, законов, AdobePhotoshop и другие специализированные умения — это как раз то, что ищут работодатели. А ещё — обязательно назовите резюме именно так, как звучит должность в вакансии.
Заодно всё это поможет пройти робота — искусственный интеллект, который уже взяли на вооружение многие компании. Он сопоставляет текст резюме с ключевыми требованиями вакансии и на старте отсеивает те варианты, которые кажутся ему неподходящими.
Что ещё:
Помните о структуре. Никто не будет вчитываться в длинное полотно сплошного текста. Резюме должно быть структурировано, чтобы рекрутер мог сразу «выцепить» наиболее важные для него пункты.
Расскажите о результатах. Простое описание вашей работы не убедит рекрутера в том, что вы — тот, кого он ищет. Чётко пропишите ваши задачи на прошлых местах работы и чего вы смогли достичь. Возможно, вы повысили узнаваемость бренда или улучшили бизнес-процессы? Оцифруйте ваши достижения: цифры — это наглядная демонстрация эффективности вашей работы.
Используйте глаголы. Не «в моих задачах было…», а «Я создал, разработал, повысил». Но избегайте общих слов наподобие «управление персоналом», «работа с документами» или «аналитика». Конкретизируйте.
Укажите образование. Результаты «Русского медвежонка» вряд ли будут полезны, а вот профильное обучение, в том числе курсы и практикумы — отличный бонус. Но лучше разнести основное образование, например бакалавриат, и дополнительное в разные разделы.
Уточните желаемую зарплату. Так вы повысите шансы на ответ, если на вакансию пришло много откликов. Рекрутер сразу поймёт ваши ожидания и соотнесёт их с возможностями компании.
Добавьте фотографию. Это должно быть нейтральное фото, как вариант — на рабочем месте. Фото поможет создать правильное впечатление о вас.
Если вы часто меняете места работы, не лишним будет указать в графе «О себе» причину. Например, вас просто сократили, но без информации рекрутер решит, что вы ветрены или не уживаетесь в коллективе.
Составлять резюме лучше в специальных онлайн-конструкторах. Это упростит задачу — раз, поможет легко редактировать резюме под каждую вакансию — два, позволит прислать резюме рекрутеру в удобном формате веб-документа — три. Если всё же отправляете резюме в виде файла, конвертируйте его в PDF, чтобы у получателя не возникло сложностей с открытием.
Перед отправкой убедитесь, что посылаете резюме именно тем способом, который указал рекрутер или работодатель. Не стоит «стучаться» в личные сообщения, если в вакансии указана электронная почта для резюме.
Как может выглядеть часть резюме про опыт работы с упором на достижения:
Продавец-кассир, ООО «Компания»
Март 2021 — Апрель 2024
Обязанности:
Обслуживала более 200 покупателей ежедневно на кассе (наличный и безналичный расчёт).
Консультировала покупателей при выборе продукции (спортивные товары). Это увеличило продажи на 30% за четыре месяца работы — до 600 000 рублей сверх плана.
Осуществляла подготовку товара к продаже и выкладку, в 2022 и 2023 годах становилась победителем конкурса компании на лучшее оформление торгового зала.
Каждый месяц проводила 2 презентации новинок для привлечения новых и удержания покупателей.
Ключевые навыки:
Работа с кассовой документацией: оформление отчётов, инкассация, ведение кассового журнала.
Работа со всеми видами онлайн-касс: стационарными, автономными, смарт-терминалами, онлайн-кассами с эквайрингом, фискальными регистраторами, а также со сканерами считывания штрих-кода и с 1С.
Знание технологий безналичных платежей: СБП, SberPay, онлайн-переводы.
Проведение сверок наличных средств в ККМ, управление остатками средств, формирование инкассаторской сумки.
Учёт запасов ленты для ККМ и других расходных материалов.
Проведение инвентаризации товара.
Отличное знание закона «О защите прав потребителей» и правил торговли.
Понимание принципов клиентоориентированности.
Умение работать в магазинах с высокой проходимостью.
Стрессоустойчивость, неконфликтность, доброжелательность.
Что делать, если опыта мало или нет совсем
Если вы студент и только ищете первую работу или решили сменить сферу деятельности, велика вероятность, что вам недостаёт опыта в нужной области. Но это не повод расстраиваться и бросать попытки найти интересную работу.
Первое и главное: объясните, почему откликаетесь на вакансию без соответствующего опыта. Ваш шанс сделать это кратко, но понятно и ярко — сопроводительное письмо. Если рекрутер увидит, что вы горите профессией, имеете хоть какую-то базу и готовы быстро обучиться всему необходимому, он вполне может решить познакомиться поближе.
В резюме добавьте всё, что поможет компании принять решение в вашу пользу. Не стесняйтесь указывать университетские исследования, проекты и конференции, хакатоны, кейс-чемпионаты, практики, стажировки и волонтёрство, если они подходят вакансии.
Но не просто перечисляйте мероприятия, а рассказывайте, чем занимались и каких вершин достигли. Первое место в соревновании по программированию на C# — хороший показатель ваших навыков и заинтересованности в профессии.
Ещё получить приглашение в желаемую компанию поможет портфолио, если ваша профессия предполагает выполнение работ, которые можно представить визуально. Это могут быть тексты, рекламные баннеры, сайты, видео — выберите лучшие и наиболее подходящие вакансии примеры. Если таковых пока нет — создайте пару демонстрационных работ. Также пригодятся отзывы заказчиков.
Откликайтесь на вакансии осознанно. Если вы изучите официальный сайт компании и её социальные сети, вы многое поймёте о её динамике развития, корпоративной культуре. Это важно в любом случае: и если вы устраиваетесь на должность замдиректора, и если вы соискатель на вакансию кассира или водителя.
Чем точнее вы совпадёте по ценностям с работодателем, тем больше удовольствия получите от работы — и тем ниже шанс, что в обозримом будущем вам вновь придётся следовать советам из этой статьи.