Как отапливали в Петербурге дворцовые залы с высокими потолками и большими окнами? Как не мерзли в них дворяне в наши суровые зимы? Смотришь на все эти огромные залы и невольно задумываешься, а может климат был другой?
Климат был такой же, но в угоду европейской моде знать была готова морозить сопли...
Как оказалось, не всё европейское подходит для нашего климата. Например, температура воздуха зимой в Нидерландах (Голландии) в среднем +5°C, с морозами до -4°С, а в Петербурге -5°С, с морозами до -20°С. Если в Нидерландах с отоплением справлялся, например, камин, то у нас дела обстояли сложнее.
Все дворцы российских императоров можно рассматривать как летние резиденции. Зимовали царские особы в помещениях попроще, напоминающих палаты Кремля XVII века, потолки пониже, окна поменьше, всё как раньше, до прихода европейской моды. Вот так, например, выглядел Большой кабинет императора Николая-I в Зимнем дворце:
Ниже малый кабинет императора, он еще меньше, с одним окном, протопить такое помещение намного проще.
Что касается залов с высокими потолками и большими окнами, в них достаточно было поддерживать плюсовую температуру для сохранения интерьера.
Использовались залы редко. Например, Малахитовый зал в Зимнем дворце – это репрезентативный зал, здесь собирались члены императорской семьи перед парадными и церемониальными шествиями, которые случались не каждый день.
Большие парадные залы усердно протапливали в случае проведения каких-либо светских мероприятий, но не всегда получалось довести температуру до комфортных значений. Известен случай, когда в декабре 1779 года из-за сильного холода в Зимнем дворце был отменен бал.
О том, насколько тепло было в залах Зимнего дворца, можно судить по письмам графа Петра Борисовича Шереметьева:
... вечор был на антресолях: так называются парадные покои наподобие музеи. Толь очень холодно в них: они почти не топятся...
... Вчерась был концерт во дворце весьма холодной и скушной, Жебети пищала и Камаскина. Все кашляют и охрипли, а голоски и без того не очень задорны, то все мы рады были, что кончили ранее...
Дворцы обогревались каминами и печками-голландками, красивые, но в нашем климате они были неэффективны. Чтобы не замерзнуть ночью кровати закрывались пологами (тяжелыми шторами), получившееся небольшое закрытое пространство дополнительно обогревали камельками (грелки-жаровни).
Из всех дворцов приспособленным к проживанию в зимних условиях был Зимний, за что и получил соответствующее название. Печная система дворца постоянно дополнялась и модернизировалась. Так, к началу XX века во дворце действовало три независимых технически различных системы отопления.
Она же, система отопления, стала причиной сильного пожара в 1837 году, который бушевал больше суток и полностью уничтожил интерьеры Зимнего дворца. Дворец восстанавливали больше года. Можно сказать, что это уже был шестой по счету дворец.
После пожара систему отопления в Зимнем дворце переделали, установив печи Аммосова. Печи установили в подвале, теплый воздух попадал в залы по каналам в стенах через душники – отверстия в нижней части стен, прикрытые декоративной решеткой.
Эффективность печей Аммосова была на высоте, мерзнуть перестали, но и они были не идеальны. Со временем часть печей заменили на шведские, потом установили калориферы Войницкого, при этом старые печи и камины сохранялись, но уже как декоративные элементы.
Что касается самого Петра, который принес моду на строительство дворцов по европейскому типу, то зимовал он первое время по старинке и по-простому. До 1711 года зимней резиденцией Петра была большая изба. Затем он переехал в двухэтажные каменные палаты, известные как Свадебные.
Зимний дворец Петра I был построен к осени 1723 года, в нём было реализовано печное центральное отопление, но комнаты оставались маленькими – по 15−18 м2!
А вот большинство церквей в России были холодными, несмотря на то, что имелись технологии, не хватало средств у общин на проектирование и поддержку системы отопления.
В XVIII веке была распространена вариация «Русский тройник» – комплекс храмовых зданий, состоящий из колокольни, летнего и зимнего храмов. Храмы могли стоять отдельно или располагаться в одном строении. Большой красивый летний храм консервировался на зиму. Зимний храм был попроще и поменьше, с отоплением.
В «теплых» церквях печи располагали в подвалах, подогретый воздух поступал в храм через душники по каналам в стенах и колоннах, прогревалось помещение и просушивались стены, что позволяло сохранить роспись и лепнину.
С развитием печного отопления в XIX веке стало возможным протапливание таких огромных соборов, как Исаакиевский и Казанский. Конечно, гигантов нормально прогреть всё-равно не удавалось, температура держалась немного выше ноля, но в одежде находиться было комфортно, да и люди к холодам тогда были привыкшие. Учёные утверждают, что с началом промышленной революции у нас замедлился метаболизм, влияющий на переносимость низких температур, мы даже стали холоднее на 0,5 градуса...