Найти тему

История искусства: Элементы кубизма в моде 1922-1929 годов. Авангардное искусство и дизайн

Оглавление

Новые художественные идеи начала ХХ века оказали большое влияние на дизайн одежды и тканей. Яркий стиль картин художников-фовистов, в первую очередь Анри Матисса, отразился на цветовой гамме моделей многих французских дизайнеров, например Поля Пуаре. Известный модельер сотрудничал с художником Раулем Дюфи, создававшим рисунки тканей для его коллекций. Идеи фовизма и кубизма нашли свое отражение также в творчестве дизайнера Сони Делоне.

Дизайн Сони Делоне
Дизайн Сони Делоне

Рисунки для тканей, которые она представила в 1925 году на Международной выставке декоративно-прикладного искусства, привлекли всеобщее внимание и вскоре стали использоваться повсеместно. Делоне говорила:

Человек, который чувствует соотношение цветов, понимает, как один цвет влияет на другой, видит цветовые контрасты и диссонансы, способен создать бесконечное множество образов.

Элементы стиля 1922-1929 годов

  • элементы российского конструктивизма в дизайне тканей
Варвара Фёдоровна Степанова, Проект рисунка для ткани, 1924–1925
Варвара Фёдоровна Степанова, Проект рисунка для ткани, 1924–1925
  • футуристическая «антинейтральная» (яркая, флуоресцентная) одежда
  • логотип для Дома «Вионне» (Vionnet), разработанный художником-футуристом Тайатом
Логотип для Дома «Вионне» (Vionnet)
Логотип для Дома «Вионне» (Vionnet)
  • рисунки для ткани Рауля Дюфи, выполненные по заказу Пуаре и Шарве
Дизайн ткани Рауля Дюфи, выполненный по заказу Поля Пуаре
Дизайн ткани Рауля Дюфи, выполненный по заказу Поля Пуаре
  • абстрактный дизайн флакона духов «Chanel №5»

Значимые произведения

Вышитая сумочка, Хильда Вагнер-Ашер, 1925

Вышитая сумочка, Хильда Вагнер-Ашер, 1925
Вышитая сумочка, Хильда Вагнер-Ашер, 1925

Рисунок вышитой ткани, из которой сделана эта сумочка, разработан венской художницей Хильдой Вагнер-Ашер, ученицей Джозефа Хоффмана, одного из основателей текстильного цеха Венских мастерских. В дизайне использованы геометрические формы и яркие цвета, характерные для венского стиля. Работа Вагнер-Ашер также перекликается с рисунками Сони Делоне.

Пелерина от «Вионне», рисунок в стиле кубизма работы Тайата, 1922

Пелерина от «Вионне», рисунок в стиле кубизма работы Тайата, 1922
Пелерина от «Вионне», рисунок в стиле кубизма работы Тайата, 1922

Благодаря модным открыткам и иллюстрациям в журналах новые направления искусства дошли до широких масс. Дизайнер одежды Мадлен Вионне увлекалась кубизмом и использовала геометрические формы и линии в своих моделях. Способности к геометрии были у нее с детства, хотя ей и пришлось рано бросить школу и в 12 лет пойти в подмастерья к портнихе. Математический склад ума помог Вионне значительно усовершенствовать технику кроя одежды.

Писательница Нэнси Кунард в наряде, созданном Соней Делоне, 1925

Писательница Нэнси Кунард в наряде, созданном Соней Делоне, 1925
Писательница Нэнси Кунард в наряде, созданном Соней Делоне, 1925

Стиль, созданный дизайнером Соней Делоне и ее мужем Робертом, их друг, поэт Гийом Аполлинер, назвал «орфизмом». При создании своего «совместного» платья, призванного объединить моду, искусство и поэзию, Делоне тесно сотрудничала с проповедником дадаизма Тристаном Тцарой. Студия моды и текстильного дизайна Делоне пользовалась большим успехом, ее работы покупали многие звезды Голливуда, поэтому их часто копировали.

Ткань в стиле кубизма от «Chanel», 1928

Ткань в стиле кубизма от «Chanel», 1928
Ткань в стиле кубизма от «Chanel», 1928

Фирменный шелковый и шерстяной трикотаж для костюмов от «Коко Шанель» выпускали на ее личной фабрике «Трико Шанель» (Tricot Chanel) в городе Аньер-сюр-Сен. Часто подкладку для пиджаков делали из той же ткани, что и входящее в комплект платье. Шанель, известная своим перфекционизмом, предпочитала контролировать весь процесс производства: от разработки рисунка до его нанесения на ткань. В 1929 году, когда к трикотажному добавилось ткацкое производство, фабрику переименовали в «Ткани Шанель» (Tissus Chanel).

Художественная модная иллюстрация, 1927

Художественная модная иллюстрация, 1927
Художественная модная иллюстрация, 1927

Благодаря интересу к декоративно-прикладному искусству художники и кутюрье постоянно общались между собой. Яркая цветовая гамма коллекций Поля Пуаре, созданных под влиянием художников-фовистов, и трафаретная техника печати модных иллюстраций повлияли на то, что ткани, из которых шили одежду, стали рассматривать как объект для творчества.

Реклама лондонского метро, 1924

Реклама лондонского метро, 1924
Реклама лондонского метро, 1924

Яркие цветовые пятна и стилизованные линии ар-деко стали символом времени. До 1925 года, когда состоялась выставка «Экспо Деко» (Ехро Déco), стиль называли «джаз-модерн», что указывало на его связь с жизнью ночных клубов. В более широком смысле ар-деко был выражением духа энтузиазма, оптимизма и жизнелюбия, характерных для двадцатых годов.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

История искусства | Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: