Новые художественные идеи начала ХХ века оказали большое влияние на дизайн одежды и тканей. Яркий стиль картин художников-фовистов, в первую очередь Анри Матисса, отразился на цветовой гамме моделей многих французских дизайнеров, например Поля Пуаре. Известный модельер сотрудничал с художником Раулем Дюфи, создававшим рисунки тканей для его коллекций. Идеи фовизма и кубизма нашли свое отражение также в творчестве дизайнера Сони Делоне.
Рисунки для тканей, которые она представила в 1925 году на Международной выставке декоративно-прикладного искусства, привлекли всеобщее внимание и вскоре стали использоваться повсеместно. Делоне говорила:
Человек, который чувствует соотношение цветов, понимает, как один цвет влияет на другой, видит цветовые контрасты и диссонансы, способен создать бесконечное множество образов.
Элементы стиля 1922-1929 годов
- элементы российского конструктивизма в дизайне тканей
- футуристическая «антинейтральная» (яркая, флуоресцентная) одежда
- логотип для Дома «Вионне» (Vionnet), разработанный художником-футуристом Тайатом
- рисунки для ткани Рауля Дюфи, выполненные по заказу Пуаре и Шарве
- абстрактный дизайн флакона духов «Chanel №5»
Значимые произведения
Вышитая сумочка, Хильда Вагнер-Ашер, 1925
Рисунок вышитой ткани, из которой сделана эта сумочка, разработан венской художницей Хильдой Вагнер-Ашер, ученицей Джозефа Хоффмана, одного из основателей текстильного цеха Венских мастерских. В дизайне использованы геометрические формы и яркие цвета, характерные для венского стиля. Работа Вагнер-Ашер также перекликается с рисунками Сони Делоне.
Пелерина от «Вионне», рисунок в стиле кубизма работы Тайата, 1922
Благодаря модным открыткам и иллюстрациям в журналах новые направления искусства дошли до широких масс. Дизайнер одежды Мадлен Вионне увлекалась кубизмом и использовала геометрические формы и линии в своих моделях. Способности к геометрии были у нее с детства, хотя ей и пришлось рано бросить школу и в 12 лет пойти в подмастерья к портнихе. Математический склад ума помог Вионне значительно усовершенствовать технику кроя одежды.
Писательница Нэнси Кунард в наряде, созданном Соней Делоне, 1925
Стиль, созданный дизайнером Соней Делоне и ее мужем Робертом, их друг, поэт Гийом Аполлинер, назвал «орфизмом». При создании своего «совместного» платья, призванного объединить моду, искусство и поэзию, Делоне тесно сотрудничала с проповедником дадаизма Тристаном Тцарой. Студия моды и текстильного дизайна Делоне пользовалась большим успехом, ее работы покупали многие звезды Голливуда, поэтому их часто копировали.
Ткань в стиле кубизма от «Chanel», 1928
Фирменный шелковый и шерстяной трикотаж для костюмов от «Коко Шанель» выпускали на ее личной фабрике «Трико Шанель» (Tricot Chanel) в городе Аньер-сюр-Сен. Часто подкладку для пиджаков делали из той же ткани, что и входящее в комплект платье. Шанель, известная своим перфекционизмом, предпочитала контролировать весь процесс производства: от разработки рисунка до его нанесения на ткань. В 1929 году, когда к трикотажному добавилось ткацкое производство, фабрику переименовали в «Ткани Шанель» (Tissus Chanel).
Художественная модная иллюстрация, 1927
Благодаря интересу к декоративно-прикладному искусству художники и кутюрье постоянно общались между собой. Яркая цветовая гамма коллекций Поля Пуаре, созданных под влиянием художников-фовистов, и трафаретная техника печати модных иллюстраций повлияли на то, что ткани, из которых шили одежду, стали рассматривать как объект для творчества.
Реклама лондонского метро, 1924
Яркие цветовые пятна и стилизованные линии ар-деко стали символом времени. До 1925 года, когда состоялась выставка «Экспо Деко» (Ехро Déco), стиль называли «джаз-модерн», что указывало на его связь с жизнью ночных клубов. В более широком смысле ар-деко был выражением духа энтузиазма, оптимизма и жизнелюбия, характерных для двадцатых годов.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: