Приветствую читателей моего блога. В последние десятилетия учителя и родители стали замечать и признавать снижение у учащихся интереса к учёбе и стремления учиться. В связи с этим хочется поделиться собственными соображениями на эту тему.
Причины холодного отношения к учёбе
Одна из них – обилие знаний чисто фундаментального характера, которые редко пригождаются в повседневной жизни. К примеру, в школах на уроках математики учат решению квадратных и биквадратных уравнений, которые большинству выпускников действительно оказываются ненужными. Вторая возможная причина – недостаток прикладных знаний, помогающих адаптации и выживанию в обществе. Кроме того по моему опыту могу отметить, что преподаваемые на некоторых дисциплинах знания отстают от жизни, во всяком случае отставали в конце 90-х и начале 2000-х годов. В первую очередь это касается информатики: версии и даже виды компьютерных программ, которые преподавались в школе и ВУЗах, в частности в Вятской сельхозакадемии в 1998 году, заметно отставали от тех, с которыми фактически работали на предприятиях. Наконец ещё одна возможная причина нежелания учить те или иные знания это сомнения в их достоверности. Я имею в виду частые смены учебных программ, переписывание учебников в первую очередь истории. Вообще предлагаю рассмотреть предметы, преподавание которых стоит принципиально менять. Точнее менять принципы, подходы, учебники.
История
Думаю что это предмет с наиболее часто переписываемыми учебниками. Однако содержание учебных программ, как для школ, так и для ВУЗОВ всё равно нуждается в изменениях и дополнениях. Причина остаётся одной и той же веками: у властьпридержащих лиц постоянно возникают желания трактовать её в угоду себе. В итоге отношения хотя бы к революциям 1917 года в зависимости от политических заказов постоянно менялись.
Биологические науки
Многие биологические науки, в т. ч. зоология, анатомия, цитология, гистология основаны на прямых исследованиях и не нуждаются в пересмотре. Однако преподавание такого раздела как Теория эволюции всё-таки нужно принципиально менять. При этом убежден, что нужно объективно относится к процессам эволюции в природе и в обществе и удерживаться при соблазнах показаться умнее других от крайностей. На сегодняшний день сам факт преподавания Теории эволюции с Дарвиновской подачи у некоторых людей вызывает неприятие. Однако желание отдельных преподавателей полностью опровергать все её положения выглядят как проявления наивности и гордыни. Ведь ошибкой Дарвина была попытка объяснить происхождение человека путём борьбы за существование и отбора на базе наследственной изменчивости.
схема из интернета: ошибки в теории Дарвина
При этом эволюция в самой природе всё-таки продолжается и в наши дни. Подтверждением её как процесса является образование новых популяций растений с новыми свойствами. Так, например, на лугах, где ежегодно скашивают траву, образуются формы растений цветущих до и после сенокоса. В связи теорией эволюции также важно правильно учить и преподавать представления о социал-дарвинизме. Так нужно убедительно опровергать предположения о возможности создания элитных рас людей как несостоятельные, аморальные и античеловечные. Дело в том, что слишком часто у людей с жаждой власти возникает желание убедить своих последователей в национальном или другом превосходстве. Также важно убеждать в несостоятельности и ложности такой «науки» как евгеника, которая даёт повод для попыток селекции людей и поддерживает явно нацистские или попросту фашистские идеи. Преступность, аморальность и грешность идей о чьём- то превосходстве нужно объяснять волей Создателя о равенстве людей перед ним.
Обращаю внимание на такое проявление социал-дарвинизма как перекладывание проявления борьбы за существование как борьба за территорию, которая является оправданием большинства войн, политики геноцида, в том числе против русских, которая и привела к СВО.
Экономические науки
В студенческие годы обратил внимание на искажённые с духовной точки зрения убеждения преподавателей, в частности общей экономической теории. Так, например, один из преподавателей пытался убеждать студентов в том что «чтобы хорошо жить, надо много работать». А заблуждение заключается в том, что существует мудрость, которая гласит « счастлив не тот кто много имеет а тот кому хватает». Кроме того, ошибочность убеждения о том, что человека отождествляют с телом. А сознание и психика во многом связаны с душой и духом.