Найти тему
Ирина Минкина

Арии герцога Рыгалетто: о новом тексте журналиста Артура Гаспаряна про Аллу Пугачеву

Пугачева вроде бы как что-то выпустила. Вроде бы даже какую-то песню. Но слышали, так сказать, не только лишь все. Во всяком случае, если в российском сегменте интернета - сегменте интернета здорового в целом человека - что-то в связи с этим и обсуждают, то больше опубликованный в МК текст про Пугачеву за авторством Артура Гаспаряна, чем саму песню.

Вот, к примеру, что пишут относительно гаспаряновского материала в ТГ-канале Real Cultras:

Давно мы не читали рецензий в стиле «щербет моей души», но МК топит за новый релиз бабульки так, что очи кровь струят, как бурный Терек.
Если вы думаете, что это стёб - то вы неправы, это все на полном серьезе.

А вот что по этому поводу пишет у себя в ТГ Дмитрий Лекух.

Шарю руками под столом на веранде, пытаясь подобрать челюсть.
Что это было, а?!

Так и хочется ответить всем потерявшим челюсть: господа, а вы что, не знали про такое явление нашей с вами современности, как Артур Гаспарян? Ну как же так-то?

Я вот давно уже порывалась написать разгромный материал по поводу километровых рулад, которые Артур Гаспарян выводит в МК с завидной регулярностью. И всё в основном почему-то в адрес Аллы Борисовны и её многочисленного, сложно устроенного семейства.

Мне даже кажется, что господин Гаспарян делает это не совсем чтобы от искреннего бескорыстия, однако ж свечку над финансовыми делами этого чудного (ударение поставьте сами) автора лично я не держала. Но что касается формы его то публикаций, то - да. Форма эта до коликов напоминает стиль условного придворного борзописца, привиливающего хвостом примадонне и её родне. 

Впервые Артура Гаспаряна я увидела на лекции музыкального гуру начала 2000-х Артемия Троицкого* (ныне - иноагент). Это мероприятие он вполне официально проводил для студентов журфака МГУ в 2002 году в стенах университета. Может, он это проводил на бис еще и в какие-то другие годы. Я не в курсе. Но в 2002-м он это проводил железно. Потому что я там тоже присутствовала.

Это была не единичная лекция даже - целый курс по музыкальной журналистике. Тот факт, что ни сам Троицкий*, ни его экспертоподобные гости не имели ни журналистского, ни музыкального образования, - это никого из гуру не смущало. Наоборот, этим они козыряли. Делали предметом для острот. Мол, хихи. Мне же - студентке факультета журналистики МГУ и выпускнице балашихинской музыкальной школы #1 им. Г.В. Свиридова - шутка не зашла как-то сразу. Лично мне хватило одной только лекции господина Троицкого*, чтобы понять: больше я к нему - ни ногой. 

Однако ж на этом первом (и - в моем случае - последнем) занятии Троицкий*  успел познакомить будущих акул пера с несколькими в его понятии выдающимися музыкальными журналистами. Одним из них и был как раз таки Артур Гаспарян.

Мне Гаспарян уже тогда показался мутным, виляющим во всех смыслах типом в чересчур обтягивающих джинсах. Более всего мне запомнились его рассуждения о том, что музыкальная журналистика - это, конечно, чудесно, но нефтяная вышка - несравнимо чудеснее. И если у кого-то есть возможность приобрести пару вышечек, то нужно непременно это сделать. 

Апогея лекция достигла в тот момент, когда Артемий Троицкий* долго и с упоением объяснял, как смастерить казу - единственный музыкальный инструмент, который удалось освоить Артемию в течение своей насыщенной творческой жизни. К сведению: казу - это расческа-гребень, сквозь зубья которой особым образом продета фольга.

Я с ужасом наблюдала за тем, как кто-то из студентов на первом ряду записывал всё это на диктофон, а потом восторженно предложил «а давайте издадим книгу с этой бессмертной лекцией». 

Больше на курс Троицкого* я не ходила. Но книгу, кстати, ушлые авторы все-таки издали. Я видела её. Полистала, нашла эпизод про казу - и поняла, что бреду как виду творчества пределов, конечно, нет никаких. 

Поэтому лично для меня тексты Артура Гаспаряна не были в своё время открытием. Удивляло лишь его умение смешивать абсолютно не смешиваемые слова, определения, термины и понятия. Принцип Гаспаряна - обильное бессистемное словоизлияние, по несколько раз выходящее за рамки психической нормы в пределах каждого отдельно взятого абзаца. 

Гаспарян любит славословить Пугачеву и её семейство. Причем делает он это настолько восторженно и вместе с тем (на мой, субъективный взгляд) бездарно, что в целом получается непременная селёдка в кружевах. 

У меня где-то в документах сохранена целая подборка словесных ужасов от Артура Гаспаряна. Как-то раз я даже анализировала кое-какие его опусы и выкладывала это у себя на Дзене и в ТГ. Про себя я называю тексты Гаспаряна ариями герцога Рыгалетто. На мой взгляд, данное словосочетание ближе всего передает этот неповторимый стиль письма. 

Поэтому мне даже в некотором роде удивительно, что наши публицисты только сейчас заметили обильное словотворчество Артура Гаспаряна. Ведь в былые времена Артур публиковал в МК без преувеличения рулоны своих панегириков в адрес АлБорисны. Но меня совершенно не удивляет шоковая реакция этих публицистов на стиль письма Гаспаряна. Это, безусловно, не может не шокировать.   Мда…

После начала СВО кормовая база господина Гаспаряна заметно сдулась. А отъезд примадонны и её неожиданная публичная пикировка непонятно с кем (а по сути - с народом) и совсем было оставили придворного восхвалителя не у дел.

А тут - такой повод. Пугачева что-то выпустила. Могу себе представить, как радовался Гаспарян в предвкушении публикации. Вооружившись рулоном на 56 метров, Артур начал писать панегирик. 

Широкомасштабное песенное вторжение Пугачевой продолжает набирать обороты

Это заголовок статьи в МК, если что. И это, поверьте мне, не стёб. Не сарказм. Артур Гаспарян действительно в это верит. Не знаю уж, по зову душевному он это делает или за долю малую, но данный заголовок он придумал на полном серьёзе.

Оказывается, Пугачева записала шлягер под названием «Ложный стыд». И этот шлягер - как пишет Артур Гаспарян - взял все бастионы нашей страны.

Да уж… На этом моменте впервые почти за три года я почувствовала себя отрезанной от какой-либо новостной повестки нашей страны. Потому что я вот и близко не слышала сего шлягера. Ни нарочно, ни случайно. Широкомасштабное песенное вторжение - если оно и было - подействовало на меня совершенно автономно от меня самой. Точь-в-точь как то слабительное из анекдота, которое «слабит мягко, не нарушая сна».

Пугачева не растеряла, а, наоборот, придала свежий импульс своей фирменной способности удивлять неожиданностями и вгонять в оторопь парадоксальными комбинациями изящных пальцев и рук, не говоря уже о выразительных глазах, зеркале ее бездонной души, а также взмахах ресниц, обрамляющих это зеркало бездонности изящной рамой в простом стиле шедевр.

Шикарный стиль изложения, правда? При этом по сути непонятно примерно ничего. Зато куча длинных слов и заковыристых оборотов. У студентов это называется нагнать объём. Да и кто знает: может, Артуру Гаспаряну тоже за количество знаков платят. Вот он и строчит пулеметные очереди словесных  кружевных труселей, без оглядки на смысл получившегося творения.

Россыпь вышла жемчужной, но редкой.

Эту неповторимую характеристику новой песни Пугачевой процитировали и Real Cultras. Мне, кстати, эта фраза напомнила почему-то образ редкозубой старухи Лоухи из эпоса «Калевала».

Вот она и пошла — песенными строчками, вокальными акцентами да театральными приемами вколачивать гвозди и расставлять маяки.

Это, если кто не понял, Артур Гаспарян описывает новую песню примадонны. Лично мне - после описания того, как Борисовна вколачивает гвозди во что-то там, - не хочется слушать её шедевр. От греха подальше, как говорится. Пускай, как говорится, колошматит кого-то другого, а я лично, выражаясь словами классика, жить хочу, хочу печали.

И словно на Туринской плащанице проступали тайные очертания, а личностные переживания обретали «силу высоты» масштаба Послания Граду и Миру.

Видали, как в Артура Гаспаряна вколотили творчество Пугачевой? Так вколотили, что его аж в библейские сравнения унесло. И это тоже не стёб, это всё он выдаёт на полном серьёзе. Он действительно убеждён в том, что человек, прочитав его текст про «сугубо музыкальное бомбометание, учиненное в шесть рук» (это Гаспарян так называет новый шедевр Пугачевой), кинется слушать это бомбометание. Видимо, чтобы подорваться и таким нетривиальным образом окончить свой земной путь… 

Можно было бы, конечно, еще долго изощряться в сарказме, разбирая словотворчество Артура Гаспаряна. Тем более что поводов там много. Но нужно понимать, что весь этот ужас десятилетиями публиковался в нашей медийке. И всё это очень хорошо оплачивалось. 

Сейчас-то это уже как раз остатки былой роскоши, которые совсем скоро плавненько перетекут в её останки. Артур Гаспарян закономерно и неминуемо канет в лету вместе с кланом примадонны как неотъемлемая его часть.

Сегодня же, на третьем году СВО, он выглядит как конферансье на пугачевском «Титанике». Ну и ладно. Впрочем, я уверена, что неповторимый стиль письма Артура Гаспаряна обязательно удостоится пары абзацев в будущем учебнике по истории российской журналистики. В разделе «Ужасы нашего городка». 

*признан иноагентом в РФ