Ещё один исторический роман и ещё одна книга в рубрику "Не слишком популярное, но весьма достойное" - "Дегустатор" Уго Ди Фонте. Это был первый роман английского актера, сценариста, режиссера и писателя-юмориста Питера Элблинга, взявшего для этой книги псевдоним от имени своего героя.
Италия, XV век. Италия, предстающая в этой комедии нравов, такой, какой она и была - очень разной: блестящей, интеллектуальной, интригующей, безумной, грязной, распутной… А представит её Уго Ди Фонте, дегустатор его сиятельства герцога Корсоли.
Хорошая стилизация под средневековый роман. Возможно не хватило немного глубины Мэдсена в его "Мемуарах придворного карлика, гностика по убеждению", что впрочем, не суть, т. к. герои, от лица которых ведется повествование, всё же разного статуса, несмотря на возвышение главного героя "Дегустатора" из простого крестьянина до придворного.
Сразу предупрежу, что в романе присутствуют подробные описания буквально всего происходящего. Люди писали о том, что они видят, что их окружает, что их поражает. Поэтому "неземная красота" соседствует с "громко рыгнул", а описания природы могут прерываться некоторыми сугубо интимными звуками из кустов. Да, да. Буквально, "что вижу - то и пою". Но так уж устроены люди средневековья. Несмотря на некий цинизм, на творящееся вокруг насилие, на каждодневные смерти, на угрозу собственной жизни, они способны на по-детски искренние восторги и удивление от самых обычных, но выходящих за рамки их повседневности, вещей.
Как я и ожидала от вещи "под средневековье", здесь очень хорошо описан быт и нравы. Здесь снова понимаешь, что средневековье - это не век рыцарей и их прекрасных дам, как некоторые романтично настроенные особы себе представляют. Нет. Это грязь, насилие, торжество власти господ, которые по своему капризу казнят и милуют. Но в то же время это и век какой-то чистоты. Там помыслы незамутненные, там все стремления видны, как на ладони. Все метят на какое-то место исходя из того, кем являются и где находятся. "Из грязи в князи" бывало, конечно, но тут приходилось либо заслужить, либо хитро вывернуться. А мышление-то в основном было прямолинейным. Как правило, всё решалось силой оружия или яда - редко кто мыслил дальше физического устранения врага или конкурента. Изощренные же интриги только начинали зарождаться в высших слоях общества, где начинали ценить творения Данте и Петрарки, где только-только должно было возникнуть нечто, напоминающее значение слова "гуманизм".
В книге Питера Элблинга, а именно он автор, взявший себе яркий средневековый псевдоним своего героя, очень хорошо чувствуется самая обычная жизнь. Он показывает то, как существовали крестьяне и простые работники, появляется и средняя прослойка в лице торговцев и придворных низкого чина. Само собой показывает автор и также знать. Как ни странно, в этих дневниках дегустатора одного из герцогов расколотого междуусобицей государства, можно разглядеть и политическую ситуацию, сложившуюся в Италии начала Ренессанса. Вот шикарный Милан, прекрасная Венеция, сильная Флоренция, а с другой стороны весьма скромный Корсоли. Видно соотношение сил, понятно положение того или иного города и его сюзерена. Также об этом можно судить по пышности убранства замков, богатству одежд, количеству украшений и масштабности пиров.
Всё вроде прекрасно, но для меня есть тут жирный минус. Но один. Единственное, что несколько не вписывается в общее сюжетное полотно, так это концовка. Не аутентичненько! Она не реальна для жизни в далекие времена. Тут, простите, уже сказка. Зато красивая.