В московском следственном изоляторе «Лефортово» продолжают содержать обвиняемых в организации теракта в концертном зале «Крокус Сити Холл» 22 марта. По данным Telegram-канала Mash, террористов держат в одиночных камерах, чтобы избежать возможных нападений со стороны других заключенных.
Среди подозреваемых — Фаридуни Шамсидин, Далерджон Мирзоев, Мухаммадсобир Файзов и Саидакрами Рачабализода. Изначально их изолировали из-за карантинных мер, однако затем было решено оставить их в одиночных камерах. Источник сообщает, что другие заключенные могут попытаться устроить самосуд над обвиняемыми.
Правозащитница Ева Меркачева отметила, что террористов будут содержать в условиях, схожих с теми, что применяются к осужденным за педофилию. Это делается для предотвращения пропаганды и вербовки среди сокамерников.
В «Лефортово» условия содержания крайне строгие: круглосуточное видеонаблюдение, проверка писем следователем и отсутствие ряда удобств, таких как спортзал и горячие обеды. Камеры площадью 8 квадратных метров рассчитаны на двух человек, что нередко приводит к развитию клаустрофобии у заключенных.
Если террористам будет назначено пожизненное лишение свободы, их могут отправить в колонии особого режима, такие как «Белый лебедь», «Полярная сова», «Черный дельфин» и «Вологодский пятак». Условия в этих учреждениях крайне суровы: 23 часа в сутки в камере и часовая прогулка. Свидания и посылки запрещены первые 10 лет, а также запрещен зрительный контакт с сотрудниками ФСИН.
Дело обвиняемых в совершении теракта будет рассмотрено судом в ускоренном порядке из-за широкого общественного резонанса. Эксперты отмечают, что пожизненное заключение в таких условиях значительно хуже смертной казни.
Как изменились террористы из «Крокуса» за два месяца
16 мая Басманный районный суд Москвы рассмотрел вопрос о продлении ареста предполагаемым участникам теракта в «Крокус Сити Холле». Первым в зал суда был введен Мухаммадсобир Файзов, который прибыл на инвалидной коляске и пересел на скамью в «аквариуме». Напомним, что на первое заседание суда почти два месяца назад его привезли из реанимации на коляске с установленным катетером и мочеприемником.
«Файзова его клиенты из барбершопа в Ивановской области, где он работал парикмахером, теперь вряд ли бы узнали. Ухоженный, с модной стрижкой 19-летний Файзов за время нахождения в СИЗО оброс, а привычную на гражданке одежду сменил на тюремную робу. Все заседание в аквариуме он просидел с опущенной головой и скованными наручниками руками», — сообщает aif.ru.
Следующим в зал суда был введен Далерджон Мирзоев, которого за проявленную при нападении на «Крокус» жестокость прозвали «мясником». По предварительным данным, именно он наносил ножевые ранения посетителям концертного зала. Также предполагается, что в день теракта Мирзоев управлял белым «Рено», на котором пытались скрыться нападавшие. По пути из «Крокуса» они сбили восьмилетнего ребенка.
«В отличие от Файзова, Мирзоев не пытался скрыть свое лицо. Во время заседания он сидел на скамье, оглядываясь по сторонам», — отмечает издание.
Некоторые журналисты обратили внимание на взгляд Мирзоева во время последнего заседания. По их словам, обвиняемый, в отличие от других фигурантов, смотрел в объективы камер «по-волчьи и нагло».
Третьим в зале суда появился Саидакрами Рачабализода. Именно он лишился части уха при задержании и сидел в бинтах на первом заседании суда по данному делу. Присутствующие на последнем заседании заметили остатки уха обвиняемого.
«Сейчас бинты уже сняли, видно, что часть ушной раковины у него отсутствует. Во время заседания он старательно избегал встречи взглядами с другими участниками процесса», — делится наблюдениями aif.ru.
Последним перед судом предстал возможный главарь боевиков из «Крокуса» — Фаридуни Шамсидин. Предполагается, что за несколько недель до теракта он посещал «Крокус», чтобы оценить обстановку и получить данные о расположении ключевых объектов центра. По информации источников, Шамсидин получал инструкции от заказчиков, занимался подготовкой остальных членов группы перед атакой, арендовал квартиру и купил автомобиль.
«В суде он был абсолютно спокойным. Сложно представить, что в момент задержания он, стоя на коленях, трясущийся мелкой дрожью, заикаясь, говорил задержавшим его силовикам, что пошел на преступление, послушав проповедника», — добавляет издание.
Всем обвиняемым в исполнении бесчеловечного теракта в «Крокусе», в результате которого погибли 145 человек, продлили арест до 22 августа 2024 года. Кроме того, под стражей останутся восемь предполагаемых подельников террористов.
Фаридуни Шамсидин, Далерджон Мирзоев, Мухаммадсобир Файзов, Саидакрами Рачабализода признаны террористами на территории РФ