Очередная реклама прилетела. Вы еще учите ребенка за столом?! Пора в игровой форме, мы идем к вам! Ведь ведущая деятельность ребенка игровая!!! И понеслась коза по кочкам, батутам, ортоковрикам... У меня четыре вопроса.
1. Поясните-ка за термины. Игровая форма и игровая деятельность - одно и то же?
2. Про игры с правилами как этап игровой деятельности, слышали? Какие высшие психические функции формируются на этом этапе?
3. Если вы тут с ребенком по кочкам и прочая сенсорная интеграция, а ребенок приходит к вам в стандартные 2 раза в неделю, вы логопедией-то когда занимаетесь?
4. То, что вы успели отработать два раза в игровой форме, может за столом отработали бы 20? Или, может, вы просто сами не очень понимаете, ЧТО отрабатываете?
А вообще игровой формой меня снова бомбит, у всех опять обострение. Не вопрос что можно в игру ребенка впихнуть любое обучение, если умеючи. Умеючи! Людей, которые действительно это умеют, я видела единицы.
При условии если разнообразная игра вообще у ребёнка есть. Остальные - нууу, зачем тебе эти шарики, вот смотриии, какая у меня настооолка!!! Не обольщайтесь, ваш деланно счастливый тон никого тут не обманывает. Гораздо лучше честное ты мне я тебе. Вот тут мы делаем мое задание, и делаем его хорошо. А вот тут - твоя территория, и мы играем в то, что ты решил, и делаем это хорошо.
Вот конкретный пример - ребёнок играет в машинки. Оставим пока с миром ребенков, просто крутящих колесики перед глазами, допустим наш клиент играет. Возит. Пока не грузит, просто возит, с теми кто грузит, проще, мы же рассмотрим задачу и не самую сложную, и не самую простую. Вы тверды в своем желании проводить занятия исключительно в игровой форме, стол и всякие там жетончики - история не про вас. Ну что ж, погнали проводить.
Вжжж, би-би, туда-сюда, дррр, бух - вызываем звукоподражания и простые слова. Ну как, вызываем. Сами трещим и урчим до одури - а ребенок как повезет. Не всегда везет.
Красная, железная, кабина, колеса, гоночная, едет, паркуется, заправилась, разогналась - обогащаете пассивный словарный запас ребенка, если повезёт - и активный, но вряд ли, у детей такого уровня игры активный обычно не очень. И пассивный - а уверены что обогатили? Или с воздухом побеседовали? Как оцените, усвоен ли материал?
Заехала, проехала, переехала - ознакамливаете ребенка с приставочными глаголами. Наверное. Ну или опять в воздух.
Что еще?
На пару-тройку занятий целей вам хватит, а что дальше? Дальше вам неплохо бы ознакомить ребенка с характеристиками, например, посуды. Если бы ваш клиент грузил и ехал, допустим, в магазин - было бы проще, в магазине продается и посуда, но даже в этом счастливом случае далеко не каждый играющий ребёнок разрешит вам надолго соскользнуть с животрепещущей темы машин в увлекательный (нет) мир чайников, их носиков и ручек. Как бы вы не фонтанировали фальшивыми эмоциями. Конкретно этот, наш - точно не разрешит. Ни надолго, ни насколько. А если разрешит - чайник вы будете обсуждать сольно сами с собой, а он - машинку катать. Выхлоп опять же равен нулю, а по возрасту посуду неплохо бы знать. И овощи-фрукты. И животных.
Далее у меня опять несколько вопросов:
1. Что делать дальше будете?
2. Как скоро одуреете фонтанировать и выгорите?
3. А если не машинка, а, например, веревочку перед глазами крутить - единственный интерес?
Едем дальше. Предыдущая зарисовка, с машинкой, может, наверное, быть озаглавлена "Сам себе режиссер". Режиссёр - ребёнок, ну а вы пытаетесь внедриться в его игру со своими целями. Не совру, если скажу, что счёт в этой истории примерно 8:2 в пользу ребёнка. Восемь раз бибикнули вы, два он, и то только потому, что бибикать он уже умеет, то есть поработали в зоне актуального развития, не ближайшего. Есть еще вариант игровой формы обучения, можно назвать "Своя игра".
Вы так же как и в предыдущей истории всецело за игровую форму, вот только не игру ребенка берете за основу, а свою, которую как-то запланировали сами. Нет, никаких столов и поощрений. У вас по плану путешествие по ортоковрику, настольная игра, лепка букв и музыкально-ритмическое упражнение. Давай-ка машинку уберем, и поскакали по кочкам, как зайчики! А теперь бросай кубик, сколько выпало? Давай слепим букву у, ух-ты, самолет летит ууууу! У жирафа пятна-пятна-пятнышки везде!
Названия разные, подходы разные, несмотря на то, что и тот и другой подход вы зовете игровой формой обучения (спасибо, если не игровой деятельностью). А счёт одинаков, снова 8:2. Оставим 1 балл какому-нибудь совершенно нормальному ребенку с легким нарушением звукопроизношения, эти обычно за любой кипиш и еще 1 - тому, кого вы, озверев, слегка придушили ортоковриком, я же знаю как лучше!!!! Остальные 8 - отстань тетя, не видишь, у меня машинка! А из пластилина я леплю собачку, зачем мне твоя О, сама лепи.
Продолжение следует, подписывайтесь)
Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, АВА-специалист, автор книги "Окно возможностей для вашего ребенка", руководитель детского коррекционного центра Гуси-гуси