Если вы бывали в Александровском саду, у Кремля, со стороны реки Москвы, у Боровицкой башни, могли обратить внимание, что кремлёвские стены присыпаны землей почти в половину высоты. Это не следы потопа, это рукотворные бастионы времён Петра Первого, когда по указу царя кремлевские стены последний раз в истории приводились в оборонительное состояние.
А теперь всё по порядку. Кремль и кремлёвские стены имеют несколько периодов своего становления. На каждом этапе оборонительная способность стен соответствовала своему времени.
Деревянный период: от 12 века (и раньше) до 1360-х годов. В то время стены Кремля были дубовыми. Они позволяли выдерживать набеги врагов и держать оборону. Но несколько раз Москва с дубовыми укреплениями превращалась в пепел: один раз в результате междоусобицы с рязанским князем Глебом Ростиславовичем в 1176 году, в другой - монголы в 1238 году.
Белокаменный период: 1367 год - 1485 год, Дмитрий Донской, князь Московский, Владимирский и Новгородский. Период политического и экономического возвышения Москвы отразился на её облике в виде стен из белого известняка, построенных в конце 1360-х годов вместо прежних дубовых. Белокаменный Кремль не раз выдерживал осады со стороны иноземцев: два похода литовского князя Ольгерда (1368 г., 1370 г.) , ногайского эмира Эдигея (1408 г.), казанского хана Улу-Мухаммеда (1439 г.), ордынского царевича Мазовши (1451 г.).
Следы белокаменного Кремля можно увидеть и в наше время, как вкрапления из белого камня в стенах из красного кирпича, внизу, вблизи фундамента. Такая весточка 14 века, времен Дмитрия Донского.
Краснокирпичный период: конец 1490-х - по наст. время, Иван III. Нынешние стены Кремля построены при Иване III в конце 15 века, в 1485-95 годах, на месте каменных стен Дмитрия Донского. Для постройки стен из Италии выписали мастеров: Антонио Фрязина, Марка Фрязина и стенного и палатного мастера, «архитектона» Пьетро Антонио Соларио. Фрязин - от слова фряг, которым называли итальянцев. Стены получились грозные, они тогда не имели красивых шатров над башнями, сами башни заканчивались поясом нависших стрельниц, а стены венчал ряд двурогих зубцов - ласточкины хвосты. Совсем нерусские по виду стены и башни постепенно по соображениям климата, погодных условий и, вообще, из стратегической надобности, стали приобретать деревянные кровли вдоль стен, а над башнями появились деревянные шатры. Еще позже, в 17 веке, над башнями были выстроены уже каменные надстройки, по архитектуре так же относящиеся к национальным формам зодчества, к деревянным шатровым формам. Именно их изящные силуэты так знакомы каждому нашему гражданину и являются одним из символов России.
В течение 16 столетия Москва неоднократно подвергалась набегам татар со стороны Крыма, в том числе, и в союзе с казанскими татарами. В начале 17 столетия в Москве также хватало вооруженных столкновений - все знают о Смутном времени, Лжедмитрии, о первом ополчении и неудачной попытке изгнать поляков из Кремля, о втором успешном ополчении Минина и Пожарского, об осаде Кремля войском Речи Посполитой в союзе с казаками гетмана Сагайдачного в 1618 году. Тогда в 1618 году Кремль выстоял, осада не была успешной. Не будем далее углубляться в историю, перейдем к главному предмету - Петровским бастионам.
И вот на престоле Петр Первый, 1708 год, Северная война. Шведский король Карл XII двинул свою армию вглубь русской территории. К февралю 1708 года шведы вышли к Гродно. В июне того же года шведская армия пошла в направлении Смоленска. Но еще в 1707 году, Петр Первый, предполагая, что главное направление удара Карла будет на Москву, издал ряд указов о «гораздом укреплении Фортеции Московской». Было решено усилить дополнительно кремлёвские стены, которые стали уже уязвимы для артиллерии того времени. Усиление стен делалось с помощью ряда земляных укреплений - бастионов. На земляные работы приказано было с каждого московского двора выслать не менее двух человек. Людей собирали также и с окрестных городов. Два года длилось укрепление стен под общим руководством царевича Алексея. Надо сказать, что каждым участком возводимых укреплений ведал отдельный начальник. Например, те насыпи, остатки которых мы видим сегодня - Боровицкий бастион - это участок стольника Бутурлина (р.1661-ум.1738), одного из сподвижников Петра Великого. Отступающая русская армия применила тактику выжженной земли, чем осложнила продвижение шведов, которые в поисках фуража вынуждены были свернуть на юг. Позже, в 1709 году, «Полтавская виктория» сделала Петровские бастионы ненужными и их попросту забросили.
Что потом
Петровские бастионы прикрывали всю западную стену Кремля. Однако, сейчас мы видим лишь упомянутый Боровицкий бастион и насыпь у Средней арсенальной башни, в которую врезан грот «Руины» (1821 год, Осип Бове).
Где остальная земля? Ответ прост. В 1817-19 годах реку Неглинку, протекавшую тут же вдоль западной кремлёвской стены, заключили в коллектор, который засыпали землёй - той самой, из которой состояли бастионы. Коллектор возвели из красного кирпича, такой свод над водой. Руководил строительством Е.Г. Челиев, русский инженер и строитель. А над засыпанной речкой разбили Кремлевские сады, которые ныне мы называем одним Александровским садом.
Тогда шла большая реконструкция Москвы после опустошительного пожара 1812 года. Собственно, грот «Руины» и является памятником-символом возрождения города после страшного пожара. Он построен из кирпича с использованием массы обломков московских зданий, разрушенных французами.
Со временем на бастионах появилась растительность - деревья, кустарники. Гуляющие по Кремлевским садам москвичи протоптали на этих искусственных насыпях тропинки. Во время Политехнической выставки 1872 года Кремлевские сады застраивались временными павильонами. Вот на фото ниже сборно-разборный павильон-церковь собранный на уступе Боровицкого бастиона:
Вот, как это место выглядит сейчас, спустя более, чем 150 лет:
У этой церквушки интересная история. С нею вы можете ознакомится в нашем отдельном материале «Скитания одной церкви».
Рукотворные возвышенности служили великолепными зимними горками. Вот советские школьники седлают Боровицкий бастион:
Знали бы наши предки, сколько радости они дарят своим потомках, возводя эти укрепления.
На этом всё. Далее ссылки, использованные при написании статьи.
Ссылки
Сборник «О Москве», Прогулки по Москве и её художественным и просветительским учреждениям, Москва, 1917