Найти тему

Эффект Манделы: Ельцин никогда не говорил «Я устал, я ухожу», а Хрущев - про «кузькину мать»

Своей памяти доверять можно не всегда – это подтвердит любой, кто, выйдя из дома, пытался вспомнить, а выключен ли утюг. Ну а уж доверять коллективной памяти и вовсе не стоит, ведь она порой тоже подводит. Например, все видели мультик «Как Львенок и Черепаха пели песню», все помнят фразу оттуда «Покатай меня, большая черепаха». А если мультик посмотреть, то выяснится, что фразы там такой и нет. И никогда и не было.

Такие коллективные ложные воспоминания ученые называют «эффектом Манделы». Название это относительно новое – в 2010-м в зарубежном Интернете многие удивились, что Нельсон Мандела оказывается еще жив, а не умер в 1980-х. С тех пор в Сети часто пытаются разобраться, а что еще из прошлого мы все запомнили не верно. Вот вам несколько примеров.

«Я УСТАЛ, Я УХОЖУ»

-2

Что запомнили:

На календаре 31 декабря 1999 года. Борис Ельцин внезапно объявляет по телевизору о своей отставке. Все помнят, как он тогда сказал «Я устал, я ухожу». Потом эта фраза разошлась по заголовкам газет. Звучала она и в выступлениях команд КВН и в других юмористических передачах, да и просто в ток-шоу. И это самый яркий пример эффекта Манделы в России - не говорил тогда Борис Ельцин эту фразу.

-3

Как было на самом деле:

Новогоднее обращение Бориса Ельцина 31 декабря 1999 года длилось около 10 минут. Полную запись легко найти в Интернете. Вместо «Я устал» там звучали такие фразы:

«Сегодня в последний день уходящего века я ухожу в отставку»

«Я ухожу. Ухожу раньше положенного срока»

«Я ухожу. Я сделал все что мог. Мне на смену приходит новое поколение»

ХРУЩЕВСКАЯ «КУЗЬКИНА МАТЬ»

-4

Что запомнили:

Когда говорят про Первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева, обязательно припоминают, как в октябре 1960 года он стучал ботинком по столу и грозился «показать кузькину мать» на Генеральной Ассамблее ООН. Обсуждение тогда было жаркое – Хрущев требовал от капиталистических стран дать народам свободу от «колониального гнета». Но вот какая штука – оказывается и ботинком он не стучал, и про «кузькину мать» не говорил.

-5

Как было на самом деле:

Американские газеты в октябре 1960 года действительно писали про ботинок Хрущева. В частности 13 октября 1960-го в The New York Times появилась заметка с заголовком: «Хрущев стучит ботинком по столу».

- Это фейки, которые тогда сделали американцы, - рассказал историк и писатель Александр Мясников. - Весь его пафос был направлен против одной вещи – он боролся с колонизаторами. И поэтому он стучал кулаком, говорил, что мы им будем помогать оружием. При этом, когда он шел на заседание ООН, с него слетел сандалий. Ему было неудобно наклониться за ним, поэтому дальше он пошел в одном. Но служители подняли сандалий, накрыли салфеткой и положили ему на стол. Все фотокорреспонденты обратили внимание на это. Это воспоминания его сына, который там был.

А про «кузькину» мать Хрущев говорил, но в другой ситуации – на Американской национальной выставке, которая проходила в Сокольниках в 1959-м. Слова, были обращены к вице-президенту США Ричарду Никсону. Впрочем, американцы тогда все равно не смогли бы понять, что это за «кузькина мать» такая.

- Сам Никита Сергеевич, произнеся это, заметил, что у меня пауза, и с пониманием посоветовал: «Да просто скажи американцам, что мы им покажем что-то такое, чего они никогда не видели». Я так и сделал, - рассказывал «Комсомольской правде» личный переводчик Никиты Хрущева Виктор Суходрев.

ПЕСЕНКА ПРО ПЯТЬ МИНУТ

-6

Что запомнили:

Советская комедия 1956 года «Карнавальная ночь» запомнилась, прежде всего, благодаря юной Людмиле Гурченко, поющей песенку «Пять минут». Вряд ли кто-нибудь с ходу вспомнит всю песню целиком. Но как минимум одну строчку знают все – «Пять минут, пять минут! Это много или мало?». А на самом деле нет там такой строчки.

Как было на самом деле:

Стихи для песни написал советский поэт Владимир Лифшиц. Их очень легко найти в Интернете. Строчки «Это много или мало?» в ней действительно нет. Есть строчки «Но, ведь пять минут – немного!» и «Пять минут – так немного!» и «Даже в эти пять минут. Можно сделать очень много!»

Есть версия, что путаница возникла из-за песни «Три минуты», исполненной Валерием Леонтьевым в 1985 году. Там есть как раз вот такая строчка «Три минуты, три минуты – это много или мало».

Сложно поставить знак равенства между творчеством Гурченко и Леонтьева. Но видимо в массовом сознании это случилось и строчки из одной песни вытеснили строчки из другой.

ОВСЯНКА, СЭР!

Что запомнили:

Вот еще пример из советской киноклассики. Все помнят, что в «Собаке Баскервилей», где Холмса играл Василий Ливанов, дворецкий Бэрримор кормил сэра Генри непривычным для него английским блюдом - овсянкой. Сцена была настолько памятной, что в народ ушла цитата из нее: «- Что это, Бэрримор? - Овсянка, сэр!».

Как было на самом деле:

Если пересмотреть фильм, то эта фраза звучит немного иначе: «Что это? Каша что ли? - Овсянка, сэр!».

Кажется, ни один фильм так не популяризировал овсянку в нашей стране, как «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

СТРОЧКИ ИЗ ОНЕГИНА

Что запомнили:

Пусть не все читали роман в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина, но как минимум одну строчку из него может процитировать практически каждый: «Чем меньше женщину мы любим, Тем больше нравимся мы ей». И с нею тоже связан эффект Манделы, ведь большинство запомнили ее неправильно.

Как было на самом деле:

Открываем «Евгений Онегин», ищем нужный фрагмент. А там: «Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей». Вероятно, тут дело в противопоставлении «меньше - больше». Оно многим кажется более логичным, вот и запомнился неправильный вариант.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Откуда берется эффект Мандэлы?

Михаил ПЕРЦЕЛЬ, главный внештатный психотерапевт Минздрава Свердловской области

- Эффект частично ложных воспоминаний обусловлен тем, что у памяти есть свойство – заполнять пробелы другими воспоминаниями. То есть пустое место заполняется какой-то информацией или событием, которые были, но не в это время или не в связи с этим явлением, либо каким-то ложным воспоминанием, которого не было. Психика требует непрерывности всех психических процессов. Чаще всего это случается у людей с нарушениями памяти, а вот у людей с обычной памятью это может наблюдаться, когда действительно информация прошла поверхностно и не все ее детали запомнились. Тогда предложенные каким-нибудь СМИ, либо кем-то, дополнения для большинства людей становятся ну как бы простым и понятными. Фраза «Люк, я твой отец!» (знаменитое признание, которое слышит от злодея главный герой фильма «Звездные войны», - Прим. Ред.) звучит совсем не так. Просто изначальную фразу («Нет, я твой отец») сложно вырвать из контекста, чтобы произносить в качестве цитаты. Проще вот так ее переделать. В итоге она стала такой понятной, приемлемой и дальше уже никто не помнит, что там было на самом деле.

Ирина ТЕБЕНЕВА, психолог и психотерапевт

- Сейчас такой век информационный, когда мы не свидетели событий, а свидетели рассказывания разных вариаций события. И чем ярче нам об этом расскажут, тем лучше мы его запомним. Например, с Ельциным было много пародий про «Я устал, я ухожу». И пародия в итоге запомнилась лучше, чем первоисточник. Поэтому в психотерапии нам не столь важно было или не было событие на самом деле. Нам важно, несет ли это какой-то психологический след и почему. Ребенок нафантазировал, что папа бил маму, а этого никогда не было - папа просто кричал на маму. Но у ребенка был такой испуг, что эта эмоция заполнила основное событие и потом фантазия дорисовала какие-то детали.

Автор: Данил Свечков - «КП-Екатеринбург»