Эта статья делает больно. Ведь в ней говорим о НАБОЛЕВШЕМ: главных ошибках, которые стартапы совершают на пути реализации своего проекта. По пунктам, с историями и примерами — как мы любим.
Общая ошибка стартапов
У многих начинающих предпринимателей есть одна общая ошибка: запуская стартап, люди неправильно оценивают силы. Как финансовые или технические, так и эмоциональные. В частности, силы автора проекта — главного затейника всего действия.
В самом начале многие видят свой стартап весьма утопично. Это связано с тем, что идея всегда возникает на эмоциях, её сразу же хочется воплотить. Кажется, что с ТАКОЙ идеей всё будет идеально. Кажется, что как только вы её реализуете, все сразу же побегут использовать продукт. Такая иллюзия сохраняется до тех пор, пока не будет оценён рынок и не появятся первые трудности.
Оценка финансовых возможностей
Ещё одна боль стартапа — правильно оценить финансовые возможности проекта: длительность и сумму инвестиций. При привлечении инвестора часто бывает так, что тот готов заплатить намного меньше, чем вы хотите. Тут нужно иметь в виду: финансовый партнёр, который уговаривает вас снизить инвестиционный потенциал, должен чётко отвечать на вопросы, где (в какой области работ) и за счёт чего будут снижены расходы.
Предположим, вы оценили проект в определённую сумму. И тут вам подсовывают другие расчёты со словами, что эту же идею можно реализовать дешевле. Изучая такую оценку, не забудьте задаться двумя вопросами:
- Учтены ли все риски и особенности проекта?
- Возможно, вы изначально плохо посчитали и заложили слишком большой запас?
Принимайте решение, исходя из этого. Но если вы всё-таки соглашаетесь на снижение суммы реализации проекта, то ответственность будете нести тоже вы.
Экономия на людях
Еще одна проблема — все стартапы пытаются экономить и ищут дешёвых специалистов, чаще всего привлекая людей на парт-тайм. Но для них ваш проект — не основной. Поэтому часто страдает качество. Такие спецы могут допускать ошибки, затягивать сроки, с ними возникают конфликты по поводу зарплаты и т. д.
Вообще поиск специалистов для стартапа — самая больная тема. Очень сложно убедить хорошего опытного сотрудника, что именно ваша компания — это его будущее. При этом 80% айтишников, которые стремятся работать в стартапах, понимают, что это место, где:
- можно получать больше, чем ты стоишь;
- работать меньше, чем надо;
- люди, которые будут тебя окружать, не до конца понимают все тонкости работы, и ты сможешь вешать им лапшу на уши.
И речь здесь не обязательно про суперпрофи: так думают даже средние по уровню скиллов сотрудники. Поэтому лучше, конечно, искать спецов с опытом именно в стартапе. То есть тех, кто испытывал серьёзную нагрузку в период запуска, имел дело с большим потоком задач и работал в команде — это очень важно. Вообще работа в команде для стартапа особенно важна. Одинокие волки здесь — это провал.
Распределение ресурсов
Если мы говорим о стартапе, у которого нет большого финансирования и который начинает с очень сильно ограниченными ресурсами, то такому проекту важно уметь ограничивать свои аппетиты. И чётко планировать, что запустить на каждом этапе.
Любая итерация здесь должна быть плавной и обоснованной. Вы всегда должны объяснять, почему именно сейчас (на этом этапе) запускаете тот или иной функционал, покупаете именно это оборудование, вкладываете деньги и силы именно сюда. Многие стартапы не могут грамотно распределить свои ресурсы, чтобы добиться хороших продаж и найти клиентов.
Скажу важную вещь. Иногда стартапу стоит пожертвовать визуальными изысками или каким-либо функционалом. Советую в начале отказаться от сложных решений, которые требуют большого ресурса. Сначала запуститесь в простом виде, а уже потом дорабатывайте проект.
Потому что любую фишку нужно будет обслуживать и сопровождать. А из-за этого ценность спецов возрастает в разы, ведь в сложный функционал гораздо дольше вникать и труднее с ним работать.
Обоснование нужности
Любому стартапу очень сложно обосновать свою нужность. Возьмём B2B-стартап. Важно понимать, что конкуренция для проекта лучше, чем её отсутствие. Почему? Да потому что если вы создаёте конкурентный продукт, который действительно лучше других, то вся проблема при общении с инвесторами лишь в том, чтобы убедить их, что вы — хороший партнёр, который точно будет работать. Нужно просто продать первые 10 раз.
Но вот если вы создаёте абсолютно новый продукт, которого нет на рынке, то будет очень сложно убедить инвесторов в нужности такого решения — ведь без него до этого как-то жили… А если же ваш стартап предназначен для государства, то здесь есть отдельные сложности. Тут особенно важен корректный старт и запуск.
В России есть проблема — это вопрос ответственности. Важно пройти первую закупку для первого чиновника. Если она не пройдёт, то будет очень много проблем — бюджеты будут необоснованно слиты, чиновник может слететь с должности или остановиться в росте по службе. А когда проект запущен в других регионах, то им охотнее будут интересоваться: раз люди увидели успешный опыт, то примут его и у себя.
Неразумные траты
Большая ошибка для стартапа — это закупка всего и сразу. Когда в проекте появляется много инвестиций, люди начинают покупать всё: начиная от оборудования и заканчивая помещением. Насчёт последнего у меня есть история.
Я знаю один стартап, который запускал громадное производство. Они работали над MVP0 и вместо того, чтобы арендовать помещение, купили его. А дальше сначала попали на налоги, потом — на обслуживание всей территории. У них начались трудности со въездом и прочим.
Наконец они запустили производство: перестали быть стартапом и стали бизнесом. Нужно было расширяться. А в округе за адекватные деньги не оказалось ни одного места, которое можно было купить. В результате они нашли за тридевять земель территорию в московской области, купили её…
И столкнулись с проблемой: вся экономика производства была выстроена на логистике с учётом помещения, которое находилось в центре. А после выезда за территорию МКАДа у них нарушилась экономика. Пришлось менять бизнес-план и цены на продукцию.
Произошла целая цепочка больших изменений из-за одной ошибки — покупки помещения вместо аренды. Если бы они изначально сняли его, то не было бы нарушений в балансе и экономике. Им было бы легче расширяться.
★★★★★
Есть вопросы? У меня есть ответы :) Спрашивайте в комментариях — я на связи.
Кстати, эта статья написана по мотивам седьмого выпуска второго сезона нашего подкаста «Как там бизнес?» Послушать его можно по ссылке.
Подписывайтесь, читайте нас на Дзене и в соцсетях, смотрите на YouTube и слушайте в наушниках. Мы рады делиться полезным и интересным. Пока-пока!