Стивен Эдвин Кинг уже давно закрепил за собой статус как одного из главных, если не самого значимого, писателей ужасов и мистической фантастики современности, чья фантазия подарила нам много запоминающихся образов и миров. Все его книги, будь они шедевральными, спорными или проходными, всегда вызывали, вызывают и будут вызывать бурю эмоций, дискуссий и обсуждений, не оставляя никого равнодушным.
Уже не секрет, что на данный момент Кинг является самым экранизируемым автором, а вот с самими киновполощениями его романов Стивену далеко не всегда везло. Однако сегодня разберем же 10, по моему личному мнению, лучших экранизаций вечных книг Кинга - этот список будет воистину разнообразным и, возможно, ужасающим.
10 МЕСТО - ОНО (1990) 🤡
Несмотря на свое короткое название, «It» - это одно из самых длинных и насыщенных произведений Кинга. Оно рано или поздно должно было перенестись на экраны, большие или маленькие, и в 90-х Томми Ли Уоллес, работавший до этого с Джоном Карпентером над «Хэллоуином» (1978), реализовал эту задачу. Фильму звезд с неба не хватает, хоть он и неплохо сохранился, особенно учитывая утверждения Стивена на манер «если бы я сам писал сценарий для адаптации, то получился бы тридцатидвухчасовой фильм». Отрадно, что мы имеем на руках очень крепкую и цельную историю о борьбе детей / взрослых с потусторонним злом и своими потаенными страхами, а Тим Карри в роли Пеннивайза здесь великолепен и своей бешеной харизмой сражает наповал; наверное, это его лучшая роль. Да, по современным меркам этот многосерийный фильм больше комедия, чем ужасы, и многие спецэффекты вызывают нервный смешок, однако плюсов в старом «Оно» гораздо больше, чем минусов, поэтому Уоллес по праву может гордиться своим клоунским детищем.
9 МЕСТО - КЭРРИ (1976) 🩸
Вне всяких преувеличений я обожаю оригинальную книгу. Этот дебют Кинга, после которого он проснулся знаменитым, является одним из моих любимейших творений писателя за счет огромной моральной составляющей религиозного фанатизма и неспешного, медленного ужаса, что заполняет все страницы «Кэрри». Версию 70-х, снятую (неожиданно) Брайаном Де Пальма, считают самой каноничный и достойной, и это объяснимо. Де Пальма грамотно и уважительно подошел к адаптации первоисточника, сумев передать зрителям всю драму и кошмар, перекочевавшие из книги в фильм. К тому же, это первая экранизация «Кэрри», что еще больше сыграло на руку режиссуру. Впоследствии, ремейки попытаются повторить успех первого фильма, но они лишь будут казаться бледными копиями картины с Сисси Спейсек в главной роли. Кстати, о Сисси - она здесь пугающе хороша, особенно ее игра глазами передает весь внутренний эмоциональный шторм героини, начиная от отчаяния и заканчивая гневом божьим.
8 МЕСТО - МИЗЕРИ (1990) 🔨
Что может быть страшнее в этом мире, чем сумасшедшие фанаты, верно? Сама идея истории автора Пола Шелдона, что оказался не в то время, не в том месте, пришла Кингу во сне, и действительно: история звучит как страшный сон. Этот фильм почти каждую секунду держит в неуютном напряжении, отчего зритель будет всегда чувствовать себя не в своей тарелке. Мне кажется, что со временем смысл «Мизери» стал еще более актуальным и более злободневным, ведь каждая знаменитость рано или поздно сталкивается со слишком навязчивыми фантами, у которых от любви к своему кумиру иногда немножко едет крыша. Правда, у антагониста этого романа, медсестры Энни Уилкс, крыша не едет, а скорее летит со скоростью света: она потихоньку раскрывается как настоящий безжалостный монстр, превращающий свой литературный идол в собственную игрушку и жертву. Без зазрений совести скажу, что именно в этой экранизации Кинга скрывается самая сильная актерская роль - игра Кэти Бейтс, и боже, вы будете ее бояться очень долго после просмотра.
7 МЕСТО - ДОКТОР СОН (2019) 😴
Самый неожиданный гость в этой десятке, но стоит заметить, что этот сюрприз очень приятный. Идея снять прямое продолжение «Сияния» самого Стэнли Кубрика звучит крайне сомнительной, поскольку культового мастера невозможно переплюнуть. Но, видимо, у Майка Флэнагана такого даже и в планах не было. Этот сиквел не пытается прыгнуть выше головы и представляет свою, отдельную, не такую таинственную, как у Кубрика, но все же захватывающую и мистическую историю о культе сверхсуществ, высасывающих души людей. При неправильном подходе этот фильм мог стать полнейшим провалом, как кассовым, так и художественном, однако он правильно и, главное, исчерпывающе заканчивает сюжетную линию теперь уже повзрослевшего Дэнни Торренса и его прочной связи с отелем «Оверлук». Возможно, мне так понравился «Доктор сон» из-за максимально заниженных ожиданий перед просмотром, но фильм хорош и как самостоятельное высказывание и как продолжение спустя аж 39 лет после оригинала.
6 МЕСТО - ОНО 2 (2019) 🎈🎈
Клоунада возвращается! Пеннивайз с его шариками и злоключениями стали чуть ли не первой ассоциацией, всплывающей в голове при упоминании Стивена Кинга. В отличие от ленты прошлого века, новую эпопею решили разделить на полноценную дилогию, и выбор был абсолютно правильным . Так, создатели во главе Андреса Мускетти смогли подробнее раскрыть персонажей, показать их взаимодействие в разных возрастах, ну и, разумеется, больше похвастаться страшной и неведомой хтонью в гриме перед зрителями. Вторая глава расставляет акценты на одновременно те же, и другие вещи. Так же, как и в первой части, здесь уклон в психологизм героев и долгий путь к победе над монстром, пройденный через пот и кровь. Зато теперь мы можем увидеть клуб неудачников под иным углом - углом взрослых, что пытаются справиться с удушающим прошлым и построить перспективное будущее, но все портит тысячелетнее чудовище, всего-то. Если не обращать внимание на местами тупейший юмор, то это впечатляющее продолжение со своими изысками и атмосферой, хоть такого же вау-эффекта ждать не стоит.
5 МЕСТО - ОНО (2017) 🎈
Логичное возвращение к тому, кто породил такую одержимость тематикой клоунов, что не развлекают, а пугают. Многим известен тот факт, что большинство монстров, катаклизмов или бед в романах Кинга исходят из страхов самого Стивена. Неожиданно, но клоуны не стали таким исключением. Фобия весельчаков с красным носом переросла в концепт почти всесильного и изврещнного монстра, питающегося не просто плотью, а именно НАПУГАННОЙ плотью, дабы пища была более изысканна. В свое время я, будучи школьником, очень боялся этого фильма, но со временем понимаю, что он не страшный, но все равно очень качественный. При всем уважении к фильму с Карри, ремейк на несколько голов выше прошлой версии: он более детальный, умный, атмосферный, напряжений и по-своему обаятельный. Я тоже вхожу в фан-базу нового «Оно», и эта любовь со стороны зрителей абсолютно заслужена. Билл Скарсгард тут словно дьявол, а постановка иногда заставляет открыть рот от эстетического изумления. Блокбастер уже стал живой легендой, и то ли еще будет.
4 МЕСТО - МГЛА (2007) 😶🌫️
Этот хоррор вызвал споры у огромного числа людей. Кто-то его ненавидит и считает посмешищем, но я искренне не понимаю, почему. До сих пор позиционирую его самой страшной адаптацией Кинга за все время, и на это есть свои причины. Фрэнк Дарабонт прочувствовал камерную безысходность протагонистов, которым посчастливилось застрять в супермаркете, пока на город упал туман с парочкой кровавых сюрпризов внутри. В фильме мне нравятся все ходы и элементы, и он прекрасно дошел до наших дней в том виде, в каком он представлен. Основополагающим успехом кажется именно та замкнутость, которую регулярно подчеркивает постановщик, и у персонажей нет иного выхода, кроме того, как томиться в ожидании в одном месте, ведь иначе они попросту погибнут жуткой смертью. На кону стоит многое, особенно у Дэвида Дрейтона, главного героя фильма, ведь он выступает как идейный лидер напуганной до чертиков толпы и, к тому же, должен оберегать сына. Про концовку я вообще молчу, она шедевральна и превосходит финал книги по всем параметрам. Лучше это один раз увидеть, чтобы на себе прочувствовать мощь сценария Дарабонта.
3 МЕСТО - ПОБЕГ ИЗ ШОУШЕНКА (1994) ⛈️
Тут даже распинаться много не стоит. Ультимативно лучший фильм на почти всех мировых агрегатах, почти 10/10 на Кинопоиске и IMDB, культовый фильм на все века, и это…ДЕБЮТ того самого Фрэнка Дарабонта! Это кино с большой буквы К, что заостряет внимание на бесчисленном количестве важных моментов в жизни любого человека. «Побег», как никто другой, откровенно говорит со зрителем на тему упорства и целеустремленности, титанической силы воли, настоящей человеческой дружбы; тему цели, что никогда не остановит идущего к ней, даже несмотря на подавляющие обстоятельства и невыносимые условия. В общем, список можно продолжать до самого утра. Обожаю это кино о человеке, попытавшемся побороть тяжелую и закостенелую систему с помощью своей смекалки и ума. Цитаты из картины давно стали афоризмами, а его влияние на умы людей и всю кинокультуру очень трудно переоценить. Браво, Фрэнк, браво! Лишь по субъективным причинам и эмоциям, что вызвали следующие два проекта, этот шедевр стоит на третьем месте.
2 МЕСТО - СИЯНИЕ (1980) 🪓
Сейчас будет эксклюзивное признание: этот психологический триллер является не просто моим любимым фильмом Кубрика, но одним из самых любимых фильмов, в принципе. Я посмотрел его лишь один раз, но запомнил его навсегда: образы, декорации, дотошная симметрия, эти гримасы ужаса и жестокости - абсолютно все! Сам Кинг ненавидит данный фильм, и мозгом можно понять, за что: Кубрик снял невероятно вольный, авторский фильм и далеко не часто опирался на первоисточник. К примеру, Джек Николсон, сыгравший Джека Торранса, уже изначально походит на маньяка-убийцу, и у его образа нет постепенного перехода из прилежного семьянина в одержимого потрошителя, как в книге. Но сердцем ощущаешь диаметрально противоположное. Магия кино здесь работе настолько мощно, что ты смиренно закрываешь на все это глаза и просто получаешь удовольствие от всего творящегося мракобесия. Это уникальный, неповторимый визуальный и даже аудио-киноопыт, который не заставит вжиться в кресло и поежиться каждого второго.
ДОСТОЙНЫЕ УПОМИНАНИЯ:
- КЛАДБИЩЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ (1989) 🐈⬛
- ИГРА ДЖЕРАЛДА (2017) 🛏️
- КРИСТИНА (1983) 🚘
- БЕГУЩИЙ ЧЕЛОВЕК (1987) 🏃
- КАЛЕЙДОСКОП УЖАСОВ (1982) 💀
- 1408 (2007) 🗝️
- ОСТАНЬСЯ СО МНОЙ (1986) 🛤️
- 11.22.63 (2016) 🔍
- ХУДЕЮЩИЙ (1996) 🥧
1 МЕСТО - ЗЕЛЕНАЯ МИЛЯ (1999) 🐭
Как бы сильно я не любил «Сияние» или «Побег из Шоушенка», именно этот фильм вызвал среди всех экранизаций не то что бурю или ураган, а целое извержение эмоций и оставил неизгладимое впечатление на всю мою личность. Да, это громкие слова, однако это правда. Фрэнк Дарабонт (на него уже можно просто молиться), создал бессмертную оду, которую хочется пересматривать и пересматривать. Это самый трогательный, печальный, милый, воодушевляющий, наверное, самый-самый фильм по работам Кинга. Трагедия грузного, но девственного чистого и доброго Джона Коффи, оммажа на Иисуса Христа, вызывает слезы и по сей день; не проникнуться ко всем героям и не возненавидеть каждого злодея попросту невозможно. В этом фильме нет недостатков, лишних диалогов или сцен, потому что он идеален. Опять же, «Побег из Шоушенка» шикарен, но субъективно «Зеленая миля» более душераздирающая и затрагивает все струны души. В конце концов, именно это произведение киноискусства я с командой взял в качестве объекта для разбора на исследовательской практике по анализу метафорики в фильме. Это о многом говорит.