Найти в Дзене

Философия права и дело предупреждения войн

Автор: Решетина Елена Николаевна,  судебный юрист, кандидат юридических наук, в недавнем прошлом - судья Арбитражного третейского суда города Москвы, член Российской ассоциации международного права.
Автор: Решетина Елена Николаевна, судебный юрист, кандидат юридических наук, в недавнем прошлом - судья Арбитражного третейского суда города Москвы, член Российской ассоциации международного права.

Каждый день мы встречаем утро, видим зарю, радуемся близким людям, нас ждут кофе, повседневные дела, в которые закономерно включены работа, хобби, развлечения и, саморазвитие. Но такой распорядок каждого дня доступен не для всех.

Для кого-то каждый новый день – это просто радость возможности остаться в живых, возможность не слышать выстрелы и радоваться, что близкие все еще рядом. «Так это - мир такой разный, - скажете вы – к тому же - есть определенное существенное различие между военным временем, стихийными бедствиями и обыкновенной мирной повседневностью».

Различие действительно и определенно есть, с той лишь разницей, что и мирная повседневность может включать в себя отчаянную борьбу за жизнь, а военные конфликты слишком часто имеют в своем основании самые банальные экономические причины. И право, как система, сдерживающая иногда такое естественное, но животное начало, особенно требуется не только тогда, когда разрушительные последствия получения «всего за ничто любой ценой» уже наступили, но и тогда, и особенно тогда, когда еще ни экономической, ни – тем, более типичной кровавой бойни может даже и не быть.

Философия права обычно занята тем, что обосновывает логичность и объективную обусловленность системы права как системы, позволяющей людям – таким разным и с такими разными потребностями, просто не уничтожить друг друга ради индивидуальных потребностей. Той же самой задачей заняты и религии, которые в своем роде устанавливают в безусловном порядке ценности, благодаря которым род человеческий существует по настоящее время. Поэтому и не удивляет, что в некоторых странах мира религии до сих пор остаются даже не основой норм права, но и - самим источником права.

Удивляет другое – а именно то, что при декларируемом прогрессе науки и техники, так скажем, развитии и становления человека в мире природы через углубленное знание причин многих жизненных процессов, в мир с завидным постоянством приходят войны, а состояние экономической войны за банальное выживание человека уже кажется просто чем- то обыденным.

«Природа хотела, чтобы человек все то, что находится за пределами механического устройства его животного существования всецело произвел из себя и заслужил только то счастье и совершенство, которое он сам создает… своим собственным разумом.».

Все просто – во всей истории человечества именно разум отдельного человека или народа определял ход истории. Значит, логически можно предположить, что те же экономические законы опираются даже не столь на математические законы статистического поведения людей, а на разум каждого отдельного человека. Просто влияние разных людей на те или иные экономические процессы закономерно будет разным.

И пусть кажется, что мир вещей и мир идей по сути - совершенно противоположные сферы – мир вещей банально не есть сущее без мира идей, духовного мира и этических, и нравственных качеств человека. И такая объективная мысль, которая берет свое обоснование в том числе - в постулатах этики Канта, крайне неудобна с точки зрения позиции «получить все за ничто любой ценой».

Проще и удобнее внушить сознанию, что человек есть существо инстинктивное, зачастую и вовсе несмышленое, и вообще произошедшее в далеком прошлом напрямую от животного. Такая позиция позволяет с одной стороны оправдать всяческое невежество, неосознанность поведения и даже аморальность, а с другой - может дать сверхприбыли в экономике потребления. Но и даже идеологи рыночной экономики прекрасно понимают, возможно – часто в глубине души, что с точки зрения долгосрочных целей - это суть тупиковый путь даже для той самой экономики потребления.

Человек с развитыми как интеллектуальными, так и моральными качествами, а главное – при максимально сбалансированном развитии личности является более осознанным даже в своих ежедневных задачах, решая которые, он улучшает и совершенствует свои условия жизни, условия развития своей семьи.

Сознание своего поведения должным и нравственным, обуславливает наличие у существенной части людей такого качества как совесть, которая является мерилом объективно полезного поведения не только относительно себя, но и относительно окружающих людей. При этом, полное отсутствие такого свойства не что иное, как патология личности, не смотря на все удобство такого свойства.

Тогда почему же, скажет читатель, так много преступлений, так много даже банального недобросовестного экономического поведения? Ведь этические принципы человека – это барьер на пути, например, неисполнения договора, даже - банального обмана жены или наоборот - мужа.

Философия права уже довольно давно оперирует не только такими понятиями как этика, но и таким понятием как правосознание человека, группы, социального слоя общества.

Зачастую правосознание неразрывно связано с осознанием экономических последствий своего действия/бездействия.

Как бы нам не внушали, что оставление семьи – это никакое не предательство, а избегание дискомфорта, что неожиданный переход к конкурентам – это проявление эффективной экономической стратегии, а разглашение личной информации о человеке – доказательство его небрежности, суть остается одна и та же, – а именно - нарушение самой основы нравственности общества, основы, благодаря которой общество все еще существует.

И вот правосознание, как элемент изучения философии права, базируется на принципе, что право-осознание человека, то есть именно с точки зрения осознания права – это не столько знание законов (уголовный кодекс наизусть часто знают закоренелые уголовники), а осознание сущности законов с точки зрения их долженствования, обязательности исполнения и защиты само собой разумеющейся обязательности не только в смысле защиты, а и - защиты себя и своего ближнего посредством защиты общей цели.

Культура и история человечества насчитывает множество примеров, как абсолютно приемлемого, общественно полезного поведения, так и разрушительного, манипулятивного поведения, осуществляемого за счет интересов даже наиболее близких людей. Таких примеров множество – начиная от Брута, предавшего Цезаря, до ежедневного использования бюджета семьи исключительно в своих интересах. «Как же, - можно возмутиться при рассмотрении такого примера, - что общего между предательством Цезаря и трате общих средств на любовника/любовницу?» Все просто – общее здесь как раз есть предательство общей цели, будь то управление Римской империей или будущее рождение и воспитание детей.

Другой вопрос, насколько трансформируется порицание этих поступков, которые происходят даже не сколько от низкого уровня правосознания, хотя такие случаи и имеют место быть, а от темной природы человеческой личности, которую можно как воспитать ситуационно, так и получить генетически. И, если мы предположим, что культура повсеместно, вслед за религией порицает, не приемлет и отвергает как неприемлемые такие качества как использование человека как средства, а не как цели жизни, то получим такие великие произведения как Музыка Моцарта и Баха, оперы Вагнера и Безе, картины Айвазовского и - Леонардо да Винчи - и т.п. Например,, если медицина считает так называемую «темную триаду» свойств личности никакой не девиацией, а патологией, то и человеческий отбор будет направлен в более, так скажем, рациональное русло.

Именно в данном аспекте (в ключе восприятия природы человека как главной движущей силы прогресса) и будет проявляться взаимосвязь фундаментальных основ мышления человека, тенденций экономики с морально-этическим воспитанием и становлением личности, которое и позволяет в большей степени приблизиться к истинной сущности создания и исполнения законов.

А это и есть первый шаг в деле предупреждения войн.