Найти тему
U-mama.ru

Умственная отсталость (Задержка умственного развития)

ОПИСАНИЕ. Термин «умственная отсталость» обозначает недееспособность в области восприятия, мышления и памяти. Указанная неспособность, в свою очередь, замедляет развитие у ребенка навыков движения, обучения и речи. Социальное развитие ре­бенка также может страдать, хотя это в значительной степени зависит от характера получаемых им руко­водств и поддержи. Причиной умственной отстало­сти служит нарушение мозга. Сотни различных забо­леваний — генетические нарушения, повреждение мозга в результате несчастного случая или физиче­ское недоразвитие, связанное с плохим питанием — могут вызвать отклонение деятельности мозга от нормы. Деятельность мозга может оказаться нару­шенной до рождения, во время родов, в период новорожденности или в детском возрасте.

2-3% населения США или 6 миллионов человек считаются умственно отсталыми. Ежегодно рождает­ся более 100 000 младенцев с этим недугом, 1 из каж­дых 10 американцев принадлежит к семье, в которой есть страдающий какой-либо формой умственной отсталости. Умственная отсталость часто сопутству­ет другим болезням развития, таким как церебраль­ный паралич или припадки. Иногда умственная отста­лость связана с аутизмом — тяжелым нарушением развития.

Ребенок с умственной отсталостью проходит в своем развитии те же этапы, что и здоровый ребенок, но более медленно. Рост и развитие умственно отста­лого ребенка могут остановиться, прежде чем все этапы будут пройдены, что мешает ребенку адапти­роваться к условиям жизни и приобрести самостоя­тельность.

Подобно детям с нормальным интеллектом, умст­венно отсталые дети развиваются быстрее в одних областях и медленнее в других. Например, у умствен­но отсталого ребенка может наблюдаться практиче­ски нормальное приобретение общих двигательных навыков, но в то же время значительное отставание развития речи.

-2

Нельзя провести четкую границу между нормой и умственной отсталостью. Тем не менее в США ис­пользуют тест, называемый IQ, чтобы определить по какой программе ребенок должен обучаться. Нор­мальный интеллект соответствует в среднем 100 оч­кам, набранным в этом стандартном тесте; 70-85 оч­ков принимаются за нижнюю границу нормы. Умст­венно отсталых людей можно разделить по степени умственной отсталости на 3 группы. Около 85% ум­ственно отсталых людей принадлежит к верхней группе; они обычно набирают 55-70 очков IQ. В зре­лом возрасте такие люди достигают уровня умствен­ного развития, соответствующего здоровым детям в возрасте 8-11 лет. Таким образом они способны приобрести значительный уровень независимости. Обычно такие люди работают, занимая должности, не требующие никакой квалификации или низкоква­лифицированные. Более 80% людей с таким уровнем развития вступают в брак. Их супруги, как правило, имеют нормальный интеллект. Тем не менее люди, относящиеся к нижней части этой группы, нуждают­ся в некотором наблюдении и руководстве всю жизнь.

В среднюю группу входит примерно 10% умствен­но отсталых людей, их IQ равен 35-55 очкам. Этим людям труднее адаптироваться к окружающему миру, чем представителям верхней группы. Они нуждаются в специальном обучении, чтобы развить навыки са­мообслуживания. Они могут жить в особых домах, поддерживаемых обществом, и выполнять неквали­фицированные работы или трудиться в специальных мастерских. В зрелом возрасте они достигают уровня умственного развития, соответствующего 5-7 годам.

Около 5% умственно отсталых людей относятся к нижней группе. Эти люди имеют IQ, равный 20-35 очкам. Их способности к обучению и самообслужи­ванию ограничены, а речевые навыки минимальны. В особых условиях и под наблюдением они могут до­стичь некоторой самостоятельности. В зрелом возра­сте такие люди могут жить в специальных домах или квартирах, поддерживаемых общественными органи­зациями или государством, однако им может быть необходим уход. В зрелом возрасте они обычно не достигают уровня умственного развития, соответст­вующего 5 годам. Глубоко отсталые люди имеют IQ ниже 20. Часто они не способны приобрести навыки речи и умение ходить. Однако они могут находиться в специальных дневных центрах и осваивать зачаточ­ные навыки самообслуживания.

ПРИЧИНА И ПРОФИЛАКТИКА. Как правило, умственная отсталость необратима. Однако развитие некоторых типов умственной отсталости, зависящее от определенных причин, может быть предотвра­щено.

Причины умственной отсталости могут быть клас­сифицированы по их возможной последовательно­сти следующим образом: генетические факторы, ранние воздействия на дородовое развитие, другие проблемы беременности, трудности при родах, при­обретенные детские болезни, проблемы в окружении ребенка и поведенческие проблемы.

Иногда умственная отсталость вызывается генети­ческими факторами. Нарушения биохимического равновесия влияют на развитие мозга при таких гене­тических заболеваниях, как ФКУ (фенилкетонурия), болезнь Тея-Сакса (амавротическая идиотия), галактоземия (для которой также характерна желтуха) и синдром Херлера (для которого также характерны задержка роста и болезнь сердца). Пары, в семейной истории которых были такие вызывающие умствен­ную отсталость генетические нарушения могут прой­ти обследование с целью определения, являются ли они носителями генетических признаков этой болезни. Они должны знать заранее, какова вероятность зачатия больных детей.

Специальные диеты могут предотвратить умствен­ную отсталость у детей, рожденных с ФКУ или галактоземией. К другим генетическим болезням, спо­собным вызвать умственную отсталость у ребенка, относятся нейрофиброматоз, бугорчатый склероз и некоторые формы мышечной дистрофии (см. Генетические нарушения).

Некоторые дети могут стать инвалидами развития в результате необъяснимых изменений в их хромосо­мах. Примером этого может служить синдром Дауна, который можно диагностировать с помощью проко­ла плодного мешка.

Медицинские истории умственно отсталых детей могут выявить вредные влияния на ранней стадии бе­ременности. Изменения в раннем дородовом разви­тии могут служить важными причинами умственной отсталости. Чрезмерное потребление алкоголя буду­щей матерью во время беременности может вызвать эмбриональный алкогольный синдром, характеризу­ющийся умственной отсталостью, болезнью сердца (см. врожденный порок сердца) и искаженным лицом (см. врожденные деформации лица). Инфекции, пе­ренесенные матерью в период беременности, такие как краснуха, токсоплазмоз (см. домашние живо­тные, болезни, передающиеся от них) и цитомегаловирусная инфекция, также являются причинами умс­твенной отсталости у детей. Иммунизация против краснухи почти полностью устранила врожденную краснуху и вызванную ею умственную отсталость.

Избыточное облучение в ходе рентгеновских об­следований беременных женщин связывают с умст­венной отсталостью и другими родовыми дефектами. Некоторые лекарства, принимаемые женщиной в пе­риод беременности, также могут вызвать умственную отсталость у детей.

Нарушения в питании плода, вызванные дефекта­ми плаценты, могут вызвать умственную отсталость. Недоношенность и такие ее осложнения, как синд­ром респираторного дистресса, также могут сопро­вождаться задержкой развития.

Хороший дородовый уход, включающий улуч­шенное питание и контроль диабета во время бере­менности, уменьшает риск недоношенности и про­блем развития у ребенка. Дородовый уход особенно важен в случае подростковой беременности, часто рискованной. Уменьшение числа подростковых бе­ременностей могло бы снизить риск рождения недо­ношенных детей и детей с дефектами развития. Уменьшение потребления алкоголя во время бере­менности снижает риск эмбрионального алкогольно­го синдрома, воздержание от спиртного сводит этот риск на нет. Женщины должны посоветоваться с врачом прежде, чем принимать какие-либо лекарст­ва во время беременности. В дополнение к этому, женщины с малейшим подозрением, что они бере­менны, не должны облучаться рентгеном любого типа, за исключением случаев крайней необходимо­сти, возникающей при серьезном заболевании или травме.

Родовые травмы или трудные роды, включая рож­дение ребенка в ягодичном предлежании, или долгие роды, ведущие к кесареву сечению, могут способст­вовать развитию задержки развития. Другими факто­рами, которые могут быть до некоторой степени ре­зультатом патологических состояний, таких как ос­ложнения несовместимости по резус-фактору (см. Несовместимость по резус-фактору и группам крови (система АВО)) и гипогликемия (состояние, при котором в крови содержится сахар в ненормально низкой концентра­ции).

Внутримозговое кровотечение, вызванное либо затруднением высвобождения, либо отсутствием по­дачи кислорода в мозг, может быть причиной умст­венной отсталости. Врожденное нарушение функ­ции щитовидной железы (см. щитовидная железа, заболевания), если его не лечить, также может со­провождаться умственной отсталостью.

В детстве умственная отсталость иногда может вызываться травмой мозга, полученной в результате несчастного случая и (или) жестоким обращением с ребенком. Родители должны понимать, что необхо­димо использовать специальное сидение и ремни безопасности во время передвижения в автомобиле. Дети, занимающиеся контактными видами спорта, должны носить защитные шлемы.

К другим методикам снижения частоты развития умственной отсталости относятся попытки умень­шить пренебрежительное и плохое отношение к ре­бенку, а также обучение здоровому образу жизни и питанию, способствующим укреплению здоровья ма­леньких детей.

Опухоль головного мозга является редкой причи­ной умственной отсталости. Однако, если опухоль может быть удалена или излечена до того, как ее рас­пространение зайдет слишком далеко, неспособ­ность развития может быть преодолена или умень­шена. Такие тяжелые детские инфекции, как менин­гит (воспаление защитных оболочек, покрывающих головной и спинной мозг) или энцефалит (воспале­ние головного мозга) могут повреждать нервную си­стему ребенка. Недоношенные младенцы особенно подвержены менингиту.

Отравление свинцом в комбинации с другими факторами, типа нарушения всасывания, могут слу­жить причиной неспособности ребенка к развитию, включая умственную отсталость и церебральный па­ралич. Умственная отсталость, вызванная тяжелым отравлением свинцом, является необратимой; одна­ко умственная отсталость, вызванная слабым отрав­лением свинцом, часто может быть преодолена.

ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ. Некоторые синдро­мы, составляющей частью которых является умст­венная отсталость, могут быть выявлены при рожде­нии по определенному набору физических симпто­мов. Физические симптомы, от явных до еле замет­ных, могут указывать на определенный дефект и, до некоторой степени, на степень его тяжести. Младен­цы с врожденными пороками чаще всего рождаются с низким весом и маленьким ростом, у них может быть маленькая или большая голова. Как правило, это дети с пороком сердца, у которых наблюдается затруднение дыхания, часто в младенческом возрасте развиваются респираторные инфекции. Причиной трудностей кормления и пищеварения могут быть пороки желудочно-кишечного тракта.

Родители часто осознают, что младенец развива­ется не так, как другие. Наиболее часто вызывают беспокойство родителей две проблемы. Это замедле­ние в приобретении навыков сидеть и ходить, а так­же недостаточное умение разговаривать к 2-3 годам. У многих детей наблюдается слабая задержка разви­тия в определенных направлениях. У детей же с ум­ственной отсталостью происходит общее отставание развития во всех направлениях, но и у них отстава­ние проявляется сильнее в одних направлениях и слабее в других. Подобно некоторым нормальным детям, младенцы со средней или сильной степенью умственной отсталости имеют слабые сосательный и хватательный рефлексы. Их крик может быть сла­бым или пронзительным. Со временем они в отличие от здоровых сверстников могут не общаться с други­ми членами семьи. У детей, страдающих ассоцииро­ванными врожденными пороками, часто сохраняется маленький, не соответствующий их возрасту вес, у них не происходит приобретение соответствующих физических и социальных навыков, таких как пер­вые шаги, способность улыбаться, смеяться, агукаться, у них не развита мимика. Такой общий тип отста­вания сохраняется на протяжении всего периода раз­вития этих детей.

В школе неспособность ребенка действовать так же, как другие дети, становится сразу очевидной для опытного учителя. Ребенок с нераспознанной задер­жкой развития не способен принимать участие в проявлении групповой активности, вместо этого он может играть один. Такой ребенок поддерживает ог­раниченные связи, его навыки самообслуживания ог­раничены, он может оказаться неспособным скон­центрироваться на происходящих в классе занятиях.

ДИАГНОЗ. Диагностирование умственной отста­лости — это сложный процесс, требующий участия команды профессионалов в области здоровья, кото­рые оценят физический рост ребенка, развитие на­выков, требующих грубых и точных движений, раз­витие речи и познавательных навыков, развитие социальной приспособляемости. Если при этом выяв­ляется повреждение головного мозга, то может быть проведена для более четкой оценки состояния нерв­ной системы консультация у невролога (специалиста по заболеваниям нервной системы).

Для постановки диагноза требуются физическое обследование, внимательное изучение дородовой и послеродовой истории, выяснение того, как ребенок развивался, знакомство с историей семьи. С по­мощью лабораторного анализа изучают хромосомы (см. Генетические нарушения). Если ребенок страда­ет припадками (которые, как и умственная отста­лость, могут быть следствием повреждения головно­го мозга), то для изучения электрических волн в го­ловном мозге ребенка может принести пользу ЭЭГ (электроэнцефалограмма). Исследуются состояния зрения и слуха.

Физиотерапевт измеряет мышечную силу ребенка, его способность поддерживать равновесие тела, его ловкость, тем самым выясняя уровень развития навы­ков грубых и тонких движений. Логопед изучает раз­витие языковых навыков, аудиолог изучает способ­ность слышать.

Психолог использует набор тестов для измерения умственного и эмоционального развития ребенка. Специалист по педагогике изучает специфические способности к обучению, оценивает достижения в учебе.

ОСЛОЖНЕНИЯ. Перед родителями умственно отсталого ребенка стоит много сложных проблем. Детям с ассоциированными врожденными пороками может требоваться интенсивный, постоянный и сложный медицинский уход. Если имеется резкое отставание в физическом развитии или если отста­лость ребенка носит очень тяжелый характер, роди­тели вынуждены найти людей, которые оставались бы с их ребенком, ухаживали за ним, предоставляя возможность отдохнуть родителям. Братья и сестры отстающего в развитии ребенка могут с трудом под­лаживаются к этому члену семьи, который столь «от­личается» от них и их друзей и который отнимает так много времени и сил у их родителей. Родители должны объяснить своим другим детям и, если это возможно, одноклассникам больного ребенка, как следует относиться к неспособным развиваться лю­дям.

ЛЕЧЕНИЕ. Вылечить умственную отсталость не­возможно. Однако уровень отсталости ребенка иног­да можно в значительной степени уменьшить, если диагноз будет установлен рано, и как можно раньше начнет осуществляться соответствующая педагогиче­ская программа.

Лечение и уход за умственно отсталым ребенком различен в зависимости от возраста, уровня развития и здоровья. Иногда при имеющихся с момента рождения специфических проблемах интенсивные меди­цинские мероприятия могут оказаться необходимы­ми только в первые несколько месяцев жизни. Позже необходимость в медицинских мероприятиях умень­шается, а необходимость в педагогических и профес­сиональных мероприятиях возрастает. Неспособный к нормальному развитию ребенок нуждается в посто­янной социальной поддержке на протяжении всей жизни.

Может так получиться, что специализированные лечебные и поддерживающие умственно отсталых людей службы оказываются территориально недо­ступными для больного. Принятые в 70-х годах зако­нодательные акты (федеральные и отдельных шта­тов), требуют, чтобы все школьные системы с соот­ветствующими благоприятными возможностями были доступны детям независимо от состояния их способностей. Согласно новым документам в обла­сти специального образования и служб поддержки, дети и взрослые могут быть переведены из больших институтов в их собственные дома и сообщества. В настоящее время большинство умственно отсталых детей живет дома до достижения взрослого возраста, после чего они могут посещать специальные дома, обеспечивающие особое наблюдение.

Дня разработки специального плана поддержки во всех сферах развития требуется участие различных педагогов, специалистов здравоохранения и родите­лей ребенка. Родители должны привлекаться к уча­стию в педагогическом планировании, чтобы обеспе­чить концентрирование программы на специфиче­ских нуждах и способностях их ребенка. Родители могут нуждаться в совете относительно домашних за­нятий с ребенком в областях физического развития, навыков речи, диеты, обучения навыкам самообслу­живания. Работники, занимающиеся развитием де­тей, физиотерапевты, медицинские сестры и школь­ные учителя, специализирующиеся в области специ­ального образования и ухода, могут дать родителям полезный совет и проводить занятия с родителями в больнице, дома или в школе. Такие специалисты мо­гут предложить специальные методики, оборудова­ние и мебель, предназначенные для индивидуального воспитания ребенка.

В образовательную программу входят соответст­вующие учебные цели, тренировка навыков самообс­луживания, подготовка к жизни в обществе и, нако­нец, профессиональное обучение. Программа стиму­ляции младенцев («раннее вмешательство») может быть применена к младенцу со специфическими по­требностями. Значительная помощь умственно от­сталому ребенку может быть предоставлена специ­альными дошкольными учреждениями.

Умственно отсталые дети посещают бесплатные средние школы. В зависимости от способности к обучению, они могут вместе с нормально развитыми детьми посещать определенные классы, такие как физкультуры, искусства и, возможно, социального образования. Или они могут заниматься в отдельных комнатах, но кушать в школьном кафетерии и при­нимать участие в школьных мероприятиях. Специ­альные программы ухода и обучения в бесплатных средних и частных школах разработаны для боль­шинства умственно отсталых детей и рассчитаны на применение до достижения ими возраста 21 года.

Умственно отсталый ребенок, приближающийся к половой зрелости, должен получить половое воспи­тание по специальной программе, информацию о противозачаточных мерах в той мере, насколько он способен понять. Дети, умственно отсталые лишь в небольшой степени, особенно нуждаются в такой информации, так как они легко вовлекаются в поло­вые связи.

Фундаментальные эмоциональные потребности умственно отсталого ребенка те же, что и у его свер­стников. Умственно отсталому ребенку необходимо особое внимание, чтобы помочь удержаться от кра­ха, связанного с его недостатком. Он должен чувст­вовать себя полноценным членом семьи. Умственно отсталый ребенок, подобно ребенку с нормальным умственным развитием, тоже нуждается в развитии самоуважения, должен испытывать чувства успеха и достижений. Как и другие дети, умственно отсталый ребенок должен знать, что родители гордятся им.

Все дети нуждаются в социальном общении. Умс­твенно отсталым детям оно может, например, быть предоставлено через такие добровольные организа­ции, как Специальные Олимпийские Игры, програм­мы развлечений, финансируемые местными властя­ми, церковью или группой родителей. Умственно от­сталые дети нуждаются в физической активности. Но при этом им могут быть необходимы помощь и поддержка в начале занятий такими видами активности, как спорт.

Тяжелой задачей родителей детей с недостаточ­ным развитием является забота об их будущем, когда они станут взрослыми. Способность умственно от­сталого человека быть самостоятельным всегда зави­сит от уровня его развития. Поэтому важно, чтобы ребенку были созданы условия для полного развития его потенциальных возможностей. Родители часто испытывают трудности в создании условий, обеспе­чивающих независимость ребенка, так как их воз­можности зависят от способностей ребенка.

Осуществляя уход за отсталым ребенком, родите­ли должны делать это не в ущерб остальным детям, имеющимся в семье. Работающие родители могут нуждаться в хорошем плане дневного ухода за боль­ным ребенком.

Родителям следует познакомиться с различными местными и национальными организациями и груп­пами поддержки, которые предоставляют информацию об умственной отсталости и программы улучше­ния жизни лиц, испытывающих затруднения в разви­тии.