Найти в Дзене
Московская беседка

Два гроша надежды

О спектакле «Улыбнись нам, Господи» Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников

Козленка, козленка отец мой купил,

Два гроша, два гроша всего заплатил…

Народная еврейская песенка

Спектакль «Улыбнись нам, Господи» Римас Туминас поставил по романам Григория Кановича «Улыбнись нам, Господи» и «Козленок за два гроша», но улыбок в нем мало. Вернее, юмора, как всегда у евреев, достаточно, но за каждой улыбкой стоят горечь и слезы. Тонкий вкус и умение широко мыслить помогли Туминасу избежать театральных штампов в изображении евреев: на сцене мы не услышим характерного говорка, не увидим местечкового колорита. Великий режиссер рассказывает общечеловеческую историю, выходящую за национальные рамки. Это история взаимоотношений с судьбой, Провидением и той вселенской несправедливостью, обрушившейся на людей, которые не менее других нуждаются в счастье.

Сцена из спектакля. Слева направо: Авнар Розенталь - Сергей Маковецкий, Эфраим Дудак - Владимир Симонов, Шмуле-Сендер Лазарек - Евгений Князев, Хлойне-Генех - Виктор Добранравов. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников
Сцена из спектакля. Слева направо: Авнар Розенталь - Сергей Маковецкий, Эфраим Дудак - Владимир Симонов, Шмуле-Сендер Лазарек - Евгений Князев, Хлойне-Генех - Виктор Добранравов. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников

Но люди эти не просто сидят или лежат в его ожидании — они действуют. Идут ему навстречу. Хотя счастье, за которым товарищи отправляются в Вильнюс — прообраз Земли обетованной, вернее, ее доступной проекции, - весьма относительно. Это даже не счастье, а последняя возможность увидеть сына Эфраима Дудака, которому в лучшем случае грозит каторга.

Эфраим Дудак - Владимир Симонов. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников
Эфраим Дудак - Владимир Симонов. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников

Движение — основной сценический образ, главная движущая сила драматургической и жизненной философии обобщенного образа древнего народа, изгнанного со своей земли. Трое евреев — прообраз библейской Троицы — отправляются в путь на огромной телеге, в которую запряжена тощая кляча, накормить которую нашим героям важнее, чем наесться самим. И не только из любви к животным, а ради великой цели, двигаться к которой важнее, чем оставаться на месте. Движение к цели как форма существования и борьбы за свое счастье — смысл жизни людей, для которых бездеятельность равносильна смерти.

Сцена из спектакля. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников
Сцена из спектакля. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников

Движением наполнено все сценическое пространство, хотя сам Ковчег, на котором едут герои, естественно, внешне остается недвижим. Но ритмически повторяющиеся проходы, напоминающие танцы, непосредственно танцы, новые люди, новые места, нескончаемый лес, дорога, кажущаяся бесконечной, движение самой мысли передано почти ощутимо.

Сцена из спектакля. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников
Сцена из спектакля. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников

Это бесконечное движение олицетворяет Сергей Маковецкий (Авнер Розенталь), который ни минуты не стоит на месте. Актер — живое воплощенное движение, которое не замирает ни на секунду. Если он не движется по сцене, то двигаются его глаза, руки, корпус. Гуттаперчевое лицо гофмановского персонажа все время живет и меняется, жесты исполнены особого выразительного изящества, он весь словно фонтанирует энергией, переливаясь, как ртуть. Вечный двигатель неутомимого еврейского гения, пытающегося разгадать тайну своей несчастливой жизни, найти смысл в страданиях, вернуться в невозвратное благополучное прошлое, достичь счастья в будущем — Авнер Розенталь Маковецкого готов двигаться бесконечно.

Аврам Розенталь - Сергей Маковецкий. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников
Аврам Розенталь - Сергей Маковецкий. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников

Эфраим Дудак в исполнении Владимира Симонова, в отличие от Розенталя, навсегда застыл в трагической маске горести. Величественное его лицо — лик — исполнен глубинной скорби, воплощающей трагедию не только своего народа, но мировую общечеловеческую скорбь за всех гонимых и преследуемых, слабых и малых, беззащитных и попираемых. Его движение разворачивается по внутренней линии — это движение мысли и скорби, которым нет конца.

Эфраим Дудак - Владимир Симонов. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников
Эфраим Дудак - Владимир Симонов. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников

Вообще, нашему брату, современному зрителю, несказанно повезло, что мы можем дышать одним воздухом с выдающимися актерами современности. Видеть их на сцене. Наслаждаться неутомимым творческим гением, постоянно ищущим воплощения. Растерянная смиренность Евгения Князева (Шмуле-Сендер Лазарек), пронзительная пластика Юлии Рутберг (Козочка) — весь актерский ансамбль достигает высших форм исполнительского искусства.

Хлойне-Генех - Виктор Добронравов. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников
Хлойне-Генех - Виктор Добронравов. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников

«Куда бы ты ни шёл, ты идёшь на своё кладбище. В целом, жизнь и есть длинная дорога к кладбищу», - вот мудрость, не нуждающаяся в доказательствах. Мрачный колорит, сдержанная сценография, трагический сюжет и полное отсутствие иллюзий — все эстетическое решение спектакля наводит на мысль, что наша жизнь — прежде всего движение к смерти. Хотя, возможно, именно смерть откроет важную истину, недоступную на земле.

Авнер Розенталь - Сергей Маковецкий. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников
Авнер Розенталь - Сергей Маковецкий. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников

Именно смерть озаряет сцену ярким светом, который так скупо пробивается подслеповатыми огоньками — слабыми отблесками небесного огня, издали, изредка согревающего живущих. Тема неизбежности, конца пути, альфы и омеги мироздания и попытка ее принять — основной лейтмотив спектакля. Ведь пока смерть не настала, приходится как-то жить...

Поддержать канал можно здесь: 4276 3801 3790 3469, Сбербанк.

Или здесь.

Бог отблагодарит Вас за Вашу доброту :)