Найти тему
Максим.

"Мы за ценой не постоим". Поговорим о военном творчестве Булата Окуджавы

Оглавление

Продолжаю свою рубрику, посвящённую Великой Отечественной войне. И в этом материале, хочу поговорить о человеке, творчество которого очень тесно переплетается с войной. В этом году Булату Шалвовичу Окуджаве исполнилось бы 100 лет. И волею судьбы День его рождения приходится на самый священный для всех нас праздник 9 мая. Я не буду очень подробно сейчас рассказывать его биографию, тем более о нём я писал, но вот отдельно коснуться военных песен и стихов, думаю, будет не лишним. Окуджава в различных интервью не так уж и много рассказывал о войне, он был из того поколения, которое встретило войну сразу после школы. На фронте он оказался в 18 лет, воевал на Кавказе. Во время боёв под Моздоком был ранен, долго лечился, а после ещё два месяца воевал на границе с Турцией. Служил в миномётном полку. Позже Окуджава говорил, что фронт - это самое сильное воспоминание юности, именно поэтому его первые стихи были именно военными. В этой статье мы вспомним несколько легендарнейших вещей автора, исполнителя и фронтовика Булата Окуджавы.

Булат Окуджава на войне.
Булат Окуджава на войне.

"Здесь птицы не поют".

Начнём с самых известных. Эта песня была написана булатом Шалвовичем для фильма "Белорусский вокзал", а идея включить песню в фильм принадлежала автору сценария Вадиму Трунину. Все мы помним, что саму песню в фильме исполнила Нина Ургант. По словам Окуджавы, его привлекла возможность написать военную "окопную", и при этом народную песню, которую будут петь на фронте. Сам он признавался, что полностью доволен тем, что получилось. Послушаем мы её, естественно, в авторском исполнении.

До свидания, мальчики.

Булат Окуджава в своём творчестве всегда делал большой упор именно на текст. Он считал, что музыка вторична. Он хотел рассказать в своих песнях, как можно больше, раскрыться перед слушателями. Ещё одна военная песня-легенда была написана в конце пятидесятых и посвятил её поэт своему поколению. Это те люди, которые родились в начале или середине двадцатых годов, вынужденные практически со школьной скамьи отправляться на фронт, и увы, не всем суждено было вернуться домой. Через несколько лет строку из этой песни использовал писатель Борис Балтер для своей одноимённой повести о последних днях мирной жизни. Повесть была экранизирована в 1964 году. А в 1966 сама песня прозвучала во вполне мирной мелодраме "Не самый удачный день", экранизации повести Юлиана Семёнова "Дунечка и Никита". В разное время песню исполняли многие певцы, звучала она и на конкурсах, но в данном случае, конечно, мы послушаем её в исполнении автора.

"Бери шинель".

Песня была написана в 1975 году. Тогда мы отмечали тридцатилетие победы, и праздничные мероприятия проходили с размахом. В этот период очень многие поэты и музыканты создавали произведения, посвящённые войне. Одним из тех, кто захотел рассказать о военных буднях с экрана, стал известный режиссёр Гавриил Егиазаров. Он известен тем, что снял фильм по одноимённому роману Юрия Бондарева "Горячий снег". Новый фильм режиссёра "От зари до зари" рассказывает о герое фронтовике Фёдоре Васильевиче Рожнове. Главный герой после войны работал оператором зернотока в родном уральском колхозе и пользовался большим уважением односельчан, однако из-за скромности Фёдора Васильевича, о его боевых подвигах, селяне случайно узнали из телепередачи. Прошёл не один десяток лет, но постоянные воспоминания о суровых фронтовых буднях и о погибших однополчанах, не оставляли Рожнова в покое. Музыку к своему фильму режиссёр попросил написать Валентина Левашова, а слова доверил Булату Окуджаве. Сам фильм получился очень искренним и светлым. Жалко, что его не так часто показывают. Сейчас есть ещё версия песни в исполнении группы "Чайф".

"Песенка о солдатских сапогах".

Песня очень образная. Под сапогами тут подразумеваются вражеские войска, которые идут в наступление ("грохочут немецкие сапоги"). Здесь есть намёк и на советских женщин, которые ждут своих мужей домой с фронта, и рассказ об отпоре врагу и о победных эмоциях в 45-м году. Просто когда-то в конце 50-х годов, Окуджава поставил перед собой задачу — заставить нас задуматься над трагедией миллионов советских женщин, оказавшихся на оккупированной немецким фашизмом советской земле. И он выполнил её. Закамуфлировано, зашифровано, во имя собственной безопасности и безопасности своего сына, но выполнил. Скорей всего это сделано потому, что ситуация на оккупированных территориях считалась совершенно секретной и никакие данные не публиковались.

"Песенка о пехоте".

Несмотря на то, что сам Окуджава, как я уже говорил, служил в миномётном полку, пехотинцев очень уважал. Поэт рассказывал, что попросился на фронт сам, он был добровольцем. Окуджава никогда не идеализировал военные действия, он старался рассказывать о войне без прикрас. Чаще всего он не нагружает песню штампами и терминами, чтобы рассказ вышел максимально правдивый и исповедальный. Но опять же, нужно понимать, что пехода тоже образ во многом собирательный, за которым скрываются реальные солдаты. Они не желают войны. Однако их не спрашивают, а просто отправляют воевать. Исполнять поставленные задачи.

"Песня о московских ополченцах".

Эту композицию Булат Шалвович посвятил Константину Симонову. Как я понимаю, песня о том, что в военное время, несмотря на то, что каждый сам для себя сделал выбор идти на защиту родины, хочется каких-то и других чувств и земных благ, других мыслей и чаяний. "Ты научи любить, Арбат, а всё что дальше, наше дело". Песня написана в 1969 году. Вообще, Окуджава часто показывает нам то, что солдатам нет смысла в войнах. Они хотят мира, но вышестоящие люди часто ведут их к военным действиям. Именно об этом многие его произведения. Ополченцы того времени, были плохо обучены и плохо вооружены, но смогли остановить врага, пусть и зачастую ценой своей жизни. «Песня о московских ополченцах» звучала во второй серии советско-американского документального проекта "Великая Отечественная", Второе его название "Неизвестная война".

"Отшумели песни нашего полка".

Эту вещь сам Окуджава охарактеризовал очень просто. "Старинная солдатская песня". Обычно, ветераны войны не любят о войне рассказывать, но всё равно нет нет и соберутся за столом, вспомнят под рюмочку суровые фронтовые будни. Песня написана осенью 1973 года, посреди долгой поэтической паузы, в разгар работы над «Путешествием дилетантов»; прозвучала она в фильме Николая Кошелева «Грибной дождь» (1982) – без особенной связи с содержанием, там её поют выехавшие на природу сотрудники типографии. Из всех песен семидесятых годов эта стала наиболее популярной – редкие проводы в армию или, напротив, встречи оттуда обходились без неё; существовали апокрифы о том, что отдельные интеллигентные командиры взводов умудрялись разучивать эту песню как строевую и даже топать под неё на смотрах. Тем более удивительно, что на солдатскую песню это сочинение похоже меньше всего.

Песня о Лёньке Королёве.

Прототипом песни послужил друг Булата Шалвовича Леонид Гаврилов. Они вдвоём жили на Арбате. Это посвящение состоялось через много лет, как Гаврилов погиб. В песне он стал королём, у которого не было королевы. По словам Окуджавы песня родилась очень быстро. "Стихи словно сами пришли, строчка за строчкой. Как мне теперь кажется, чуть ли не в пять минут. И когда уже заканчивал придумывать стихотворение, то и музыка появилась, как будто всё это жило во мне и вдруг выплеснулось. Я еле успевал записывать".

"Молитва Франсуа Вийона".

У этой песни удивительная судьба. У неё два названия. Второе название просто "Молитва". Долгое время считалось, что это вольный перевод Булата Окуджавы стихотворения этого средневекового французского поэта. Однако, Булат Шалвович впоследствии признавался, что к Вийону текст песни не имеет никакого отношения. Дело в том, что стихотворение "Молитву" не принимали в печать в советские времена по идеологическим соображениям, тогда Булат Шалвович придумал новое название, и в печать взяли. Музыка была придумана позднее, сначала были напечатаны стихи. Не на пустом месте родилась эта придумка, а как следствие большой популярности баллад Вийона в переводах Ильи Эренбурга, которые были опубликованы в журнале "Новый Мир" в конце 50-ых, а в начале 60-ых. Но "Молитва", это отдельное произведение. Оно было опубликовано в 1963 году.

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки, оставляйте комментарии, а также не забывайте подписываться на мой канал.

Друзья!!! Напоминаю, что у моего канала есть своё сообщество "В контакте". Там будут оперативно выкладываться все статьи, а также новости о ресурсе. Если у Вас есть какие-нибудь мысли и идеи по поводу развития сообщества, смело делитесь ими со мной. Добавляйтесь. Даю ссылку на группу: https://vk.com/public210963754