Инструкторы Другого Маршрута не ограничиваются путешествиями клуба, а из раза в раз ставят перед собой новые цели и намечают новые маршруты.
Читай отчет Натальи Моисеевой о том, как она вместе со своим папой преодолела 360 км по реке Чусовая за 5 дней.
Предыстория
Только судьбу себе не выбирают. Как мы Чусовую не выбирали. Другой-то реки все равно нету. Надо по этой плыть...
Алексей Иванов, "Золото Бунта"
Эти строки попались мне прошлой весной, когда я увидела рекламу сплава на 360км
К слову, обычный коммерческий сплав на выходные - 30-35км, а тут в 10 раз больше. Впервые за долгое время что-то взбудоражило меня настолько, что ни о чем другом я думать не могла. Только этот маршрут и, что мне нужно его пройти.
Команда, готовая разделить его со мной была найдена молниеносно, и уже через несколько недель мы в составе 4х человек стартовали из Коуровки. Увы, подготовки к такому мероприятию, нам в прошлом году не хватило (ни физически, ни по снаряжению, ни погода не благоволила), после 2х дней и 82км мы снялись с маршрута, т.к. у одного из участников случилось переохлаждение и минусовые температуры не располагали к продолжению сплава.
Сниматься было грустно, но я тогда решила, что точно вернусь, просто нужно время все продумать и подготовиться тщательнее.
В декабре 2023 мы договорились, что сделаем еще одну попытку. Состав команды сократился до 2х человек, полгода подбора подходящего снаряжения, оптимизация питания на маршруте, тренировки по 3 раза в неделю и вот 26 апреля мы на Перми 2 в ожидании поезда.
В этот раз мы даже не продумывали план Б на случай, если что-то пойдет не так, и проблема возникла там, где ее совсем не ждали...
День 1 -> 60км
Проблема возникла там, где не ждали - поезд, на котором мы должны были добраться до пгт Шаля и пересесть дальше на электричку до Коуровки - опоздал на 25 минут. И вот мы с 6ю баулами стоим на абсолютно пустом перроне ж/д станции. Вечер пятницы и что-то подсказывает, что везти нас с кучей шмоток за сотню километров желающих не много. Но, о чудо, такой нашелся в местном такси. Вот мы уже в точке старта, с нетерпением ложимся спать, завтра на воду!
04:30 папа вылазит из палатки, самое время начать собираться, ну не спать же мы сюда приехали) 07:00 мы на воде и делаем первые гребки. Это снова с нами происходит! То, о чем ты думал полгода - вот оно, прямо сейчас.
По правде сказать, через 5км у меня появилась усталость в руках и первые мысли, что не получится. К 15му километру усталость усилилась, к 30му начало клонить в сон. К 45му пришло полное принятие и вхождение в темп. Дождь зарядил на полдня, мелкий и густой, но к вечеру распогодилось.
После звонка домой сил еще прибавилось и хотелось идти хоть до 70, но приняли решение не врываться с первого дня и дать организму время на восстановление и сон. 60км из запланированных 40. Понимаем, что темп бодрый и силы к вечеру еще остаются, а это хороший знак.
Ночуем на чудесной поляне у бурного ручья и с ковром подснежников, закатные лучи пробиваются сквозь березовую рощу, заливая светом нашу рыжую палатку. Завтра ожидается +19 - это роскошь, нужно будет воспользоваться этим шансом по полной.
Планируем держать темп и наращивать обороты, но у 2го дня на нас другие планы, причем не только приятные.
День 2 -> 60км, общий 120км
Солнце выгнало нас из палатки в 5:30, на небе ни облака, тепло, словно уже полдень, птицы перебивают друг друга в громком щебете, подснежники разворачиваются к лучам, пробивающимся с той стороны реки.
Оптимистично надеваем на себя футболки нижним слоем, если так жарит в 6 утра, что будет к обеду? Неспешные сборы и в 7:15 мы на воде. В руках есть усталость, но не критичная, заряжены сегодня хорошо погрести.
В начале 12го оказываемся в п.Чусовое - место, где в прошлом году наш сплав незапланированно был окончен. Смешанные чувства. Но хорошо, что в этом году мы только набираем обороты, звоним домой и дальше в путь.
Облака кучами налетают на небо, поднимается ветер, конечно же, встречный. Да какой! Обратные волны загибаются большими рогаликами и схлапываются с пеной, волны и ветер такой силы, что иногда кажется, что заскакивая на очередной гребень тебя вот-вот перевернет. Каждый гребок дается с большим усилием, идем ближе к берегу, там качает меньше всего.
Встречаем пакрафтера, который на берегу ожидает пока кончится ветер. Спойлер - он не кончится сегодня.
Сил на преодоление ветра и волн тратится заметно больше, чем в предыдущий день, но держим скорость. Ближе к вечеру, к ветру решает присоединиться дождь, куда ж без этого?
Папа, идущий всегда чуть впереди, резко сворачивает в прибрежные заросли, рукой показывая следовать за ним. На берегу, метрах в 70 - стадо (8 шт можно называть стадо?) диких кабанов пьют из реки. Подплываем ближе, они замечают нас и замирают, кто в какой позе находился. 8 огромных кабанов застыли, будто бы, если не двигаться - их не видно, смешные. Вот это встреча, конечно)
2 часа гребем под мелким и густым дождем, натыкаемся на охотничий навес, решаем вставать на ночь и сушиться. Как только делаем шаг на берег - дождь прекращается. Классика. Стоянка, которую не видно с берега, заботливо встречает нас навесом, лавками и столом, а главное поленницей сухих дров - то, что нужно нам, промокшим до нитки.
Ночью обещают минус, хочется в это не верить. Руки гудят, но приятное осознание того, что за два дня мы сделали треть пути, дает надежду, что мы сможем завершить маршрут раньше плана.
День 3 -> 73км, общий 193км
Каждый раз просыпаясь рано утром, мы надеялись урвать как можно больше хорошей погоды. И день ото дня в это слово "хорошая" закладывались разные значения: хотя бы не минус, хотя бы не дождь, хотя бы не встречный ветер.
3й день подарил нам обещанное морозное утро, прохладу на воде и невероятно красивые почти невесомые облака на небе. Они стелились нежной скатертью по небу, постоянно меняя узор, невозможно было оторвать взгляд. Вчерашний ветер натренировал нас, поэтому гребли мы с той же силой, но наращивая темп.
Сегодня случился телепорт в детство, вспышками всплывали картинки, отложившиеся во время 10 дневных сплавов по Чусовой: памятника Демидову посреди реки, креста на скале, вычурных особняков на берегу.
Единственное, что омрачало день - количество моторов на реке. Пакрафт не очень любит сильную боковую волну, а такая, как правило, остается после проезжающей на полном ходу моторной лодки, поэтому каждый раз приходилось разворачивать пак носом и несколько секунд качаться на волнах, теряя темп. Это, наверное, самый оживленный по количеству людей на реке день сплава, нам даже пришлось соревноваться за место стоянки с огромными 50-местными плотами на моторах.
Место стоянки найдено, мы вылазим на берег уставшие, но воодушевленные. Папа смотрит на навигатор - 73 км! Вау! И я не хочу после этого лечь плашмя, есть силы на лагерь и разговоры у костра.
Расскажи мне об этом год назад я, наверное, покрутила бы у виска, что это возможно.
Утепляемся, ночью будет хороший минус, кладу в ноги хим грелки, надеваю несколько слоев одежды, предвкушаю завтрашний день, потому что уже точно знаю, что он будет
День 4 -> 81км, общий 274км
Мы пережили самую холодную ночь сплава, палатка и гермы на улице под слоем инея, вода, неразумно оставленная на улице, застыла в пластиковой бутылке льдом, и не хочет вылезать оттуда в котелок. Ровным счетом и нам трудно вылезти из нагретых спальников и начать собирать все эти замерзшие вещи, но надо на воду.
Ясное небо, солнце вылазит из-за леса, идем, наконец-то, с папой бок о бок, разговариваем и гребем. Совсем скоро оказываемся на участке Журавлик - Кын - маршрут, исхоженный мною в прошлом году до дыр с группами ДМ, до каждого поворота и камня я знаю его наизусть.
Пролетаем его стремительно и к обеду уже в п.Кын, быстрые звонки домой, пополнение запасов еды и воды в магазине и в путь. Несет после Кына хорошо, да и погода приятная, иногда даже припекает.
Прошли плановые 60км, распрощались со всеми судами и людьми в Ослянке, дальше только мы 2е, река и набегающие тучи. Дождь, и снова здравствуйте. Все небо затянуло, похоже это надолго, но у нас полное принятие и смирение, и поиск стоянки с навесом. Потому что вставать на берег в дождь мокрыми до трусов и не иметь возможности укрыться, ну такое.
К слову, на этом "неходовом" участке реки, найти навес сродни чуду. Но я гребу и верю, верю и гребу. Так проходит часа 2, мурашки холода уже ни раз пробирали все тело, надо вставать, но нет стоянок ни то, что с навесом, нет стоянок, чтобы просто выйти на берег и разжечь костер.
За очередным поворотом виднеется крыша. Крыша посреди поля. Папа спрашивает меня, не играю ли я в лотереи? Потому что такое везение нельзя, чтобы пропадало даром. Забираемся в беседку и что? Правильно, дождь прекращается. Выходит солнце и в награду за терпение дарит нам золотой закат и радугу. В голове проносится мысль, что, может, это последняя наша ночь на этом сплаве, но навигатор показывает, что до финиша еще 86км, а это нереально пройти за день...
День 5 -> 86км, общий 360км
Утро, когда вылезать из палатки не хотелось от слова совсем. Дождь шел всю ночь и ни конца ни края ему не было. Вылезти и надеть на себя сырые вещи - было то еще испытание. Папа даже предложил переждать, но я точно знаю, что это так не работает, собираем вещи, грузимся в сырые паки.
Дождь не прекращается, гребем не переставая. Спустя 2 часа ходу, навигатор показывает 16км. Быстрые подсчеты говорят о том, что мы успеем сделать, еще вчера казавшиеся нереальными, 86км за день. Это невероятное чувство, сидя в луже, осознавать, что уснешь сегодня после горячего душа в теплой сухой постели. Теперь каждый гребок как будто бы сильнее прежнего приближает нас к заветной цели.
Начинается затертый до дыр участок Усть-Койва - Чусовой и последние 30км, набегает туча с дождем и градом, расстраивает ли нас это? - Нет. Заходим за знакомые повороты, проплываем по затопленным стоянкам, выходим на последние 10км.
Ни в один из дней, ни на одном километре я не чувствовала столько сразу. Тут и накопившаяся усталость, и близость дома, и окончание такого долгожданного сплава. Все, через час это закончится. Вот оно было где-то далеко, в планах и, бац, конец. Выходим на прямую перед Чусовым, еще несколько метров и мы выйдем на берег.
Вылазим из пакрафтов, поздравляем друг друга, звоним домой. Я чувствую все сразу и не чувствую ничего. Пожалуй, осознание пришло только по дороге домой, а может и на след день. Вторая попытка все же оказалась удачной. Пора выбирать новый маршрут
Получила за эту время колоссальное количество сообщений от абсолютно разных людей, встречавшихся на моем жизненном пути, это бесконечно приятно, как приятно было поделиться этой историей с вами.