Найти тему

Пара слов о военной предприимчивости

Петербургский строительный бум конца позапрошлого и начала прошлого века дал возможность проявить свои таланты и заработать довольно приличные деньги не только архитекторам гражданским. Военные инженеры, выпускники Николаевского инженерного училища, тоже не остались в стороне от активного развития рынка доходного жилья. Более того, среди подобных «военных» проектов были работы весьма интересные, оригинальные и даже опережавшие в определённой мере идеи гражданских коллег. Конечно, в большинстве случаев, для военных инженеров подобные гражданские затеи были только возможностью дополнительного заработка и реализации творческих амбиций, но отнюдь не основной деятельностью. По вполне понятным причинам примеры масштабной предпринимательской активности в этой среде обнаружить трудновато, хотя, на само деле, были и такие…

 

Николай Иванович Полешко окончил Николаевское инженерное училище в 1889-м. Начав свое служебное поприще в чине подпоручика Николай Иванович достаточно быстро сделал карьеру во Второй Санкт-Петербургской инженерной дистанции, где стал заведовать строительными работами. За первые десять лет практики Полешко реализовал не так много проектов, по большей части совместных, среди которых жилых домов не было. Впрочем, потенциально выгодные для него промышленные объекты, в этом списке были. А первый крупный проект именно доходного дома Николай Иванович сделал только в 1900-м. Большой участок на Малой Итальянской улице со старым четырехэтажным домом Полешко купил на свое имя и новый дом строил в собственных интересах.

 

Судя по всему, Николай Иванович возводил на Малой Итальянской не просто доходный дом, а своеобразную «визитную карточку» для потенциальных заказчиков. Тут нет особенных архитектурных изысков, в которых Полешко вообще был не особенно силен, зато есть явная претензия на респектабельность и эффектные планировочные решения. Все старые хаотичные дворовые постройки были снесены и заменены доходными жилыми флигелями.

-2

Фасад лицевого шестиэтажного здания с трехэтажным эркером, парадным входом и въездными воротами строго по центру – решение для времен расцвета петербургской эклектики ординарное, но вполне рациональное. Декор достаточно сдержанный и по сути сводиться к разным оконным наличникам в зависимости от «престижности» этажа. Место для традиционных львов конечно нашлось и в этом случае, хотя в глаза они точно не бросались. 

-3

А вот в парадной уже совсем другая история. Нет. Привычного для эклектики обильного лепного декора тоже нет, но объемы «свободного пространства» просто поразительные. Просторный холл, широкие и пологие лестничные марши, очень большие лестничные площадки рассчитанные на три квартиры, окна, дающие массу естественного света… Даже для тех времен, когда место особенно не экономили, масштабы впечатляющие. Что уж говорить о начале «рационального века».

-4

-5

-6

-7

-8

Интересно, что при всем этом, Николай Иванович, оказался человеком чутким к самым последним архитектурным модам. В результате парадную украсили лестничные ограждения в стилистике только только пришедшего в Петербург модерна, характерные витражи и роскошные метлахские «ковры», причем даже не в фигуральном, а в самом прямом смысле этого слова.

-9

-10

-11

Помимо этого здание достаточно хорошо для своего времени было оснащено последними техническими новинками и получилось действительно весьма привлекательным, как для потенциальных арендаторов, так и для предполагаемых заказчиков инженера Полешко.

 

На первый взгляд в этой истории нет ничего особенно интересного. Но только на первый. Дело в том, что для Николая Ивановича Полешко сей «архитектурный дебют» был далеко не первым выходом на столичный рынок доходной недвижимости. В 1900-м ему уже принадлежали три здания в Петербурге, не построенные, а просто приобретенные в качестве доходной инвестиции. И вот тут конечно возникает сакраментальный вопрос про деньги, на который я четкий ответ так и не смог обнаружить. При всем уважении, служба в это время в Окружном инженерном управлении, ранее реализованные проекты и даже связи в Императорском Русском Техническом обществе необходимого капитала для подобных операций обеспечить думаю не могли. Привлечение кредитных ресурсов в подобных объемах тоже вопрос не простой. В этом случае наверное остается только два варианта. Либо семейные капиталы самого Николая Ивановича (о которых мы практически ничего не знаем), либо средства его супруги. Софья Николаевна Полешко была дочерью опять таки военного инженера Николая Васильевича Смирнова – человека весьма известного в Петербурге по участию в реализации крупных проектов реставрации Таврического дворца, строительства Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости, Мариинского театра, дома Офицерского собрания и целого ряда других не менее масштабных и значимых работ. Вариант не безусловный, но на начальном этапе привлечения необходимых средств вполне возможный… В любом случае, независимо от источника происхождения первоначального капитала, Полешко, в дополнение к архитектурным талантам, оказался еще и прекрасным предпринимателем. При этом, если активную архитектурную практику Николай Иванович закончил где-то в 1907-м, то свои операции на рынке доходной недвижимости в дальнейшем только расширял. Со службы в отставку он вышел в 1912-м в чине подполковника, а к 1917-му - числился гласным городской думы и владельцем… девяти доходных домов в столице. В солидном списке недвижимого имущества Полешко вплоть до самой революции оставался и этот дом. «Визитная карточка» надо думать вполне оправдала сделанные вложения, пусть и не с точки зрения привлечения заказчиков. Более того, в 1915-м Николай Иванович затеял именно здесь перестройку части помещений под синематограф, поскольку популярность подобных заведений в то время росла просто стремительно. Все таки он обладал просто замечательным предпринимательским чутьем…. Но совсем скоро охвативший страну революционный ураган стал для пятидесятилетнего отставного подполковника трагическим ударом...

 

Вполне естественно в одночасье потерявшая все семья Полешко не приняла происходившие перемены категорически. Сам Николай Иванович, и его тесть, Николай Васильевич Смирнов, которому было уже почти 70, выступили против новой власти с оружием в руках и встали в ряды тех, кого будет принято называть «белогвардейцами». Закончилось все эмиграцией и смертью на чужбине. Николай Васильевич Смирнов скончался в Берлине в 1925-м. Николай Иванович Полешко умер тоже в 1925-м, но в Париже не дожив до 60 лет. Софья Николаевна Полешко, в один год потерявшая и отца и мужа, прожила очень долгую жизнь. Она скончалась в 1961-м на 86-м году жизни и была похоронена рядом с супругом на знаменитом кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 

Такая вот история.