Дочь Марка Захарова, которая проиграла все иски к «Ленкому», опять судится из-за спектаклей отца. По мнению коллег по театру, Александра Захарова попала под влияние людей, которые внушают ей ложные надежды унаследовать несуществующие авторские права.
Актриса в очередной раз подала апелляцию на решение суда, в котором ей было отказано в предоставлении отчетов об использовании спектаклей Марка Захарова. Александра Марковна уже проиграла несколько судов, но упорно надеется унаследовать всю интеллектуальную собственность своего родителя - великого режиссера. Проблема в том, что Захаров никогда не оформлял авторские права, а только заключал договор на получение гонораров. Тем временем его дочь, увлеченная юриспруденцией, из примы превратилась в «актрису одного спектакля». На данный момент она занята в единственной постановке – «Вишневый сад», где играет Раневскую. Ближайший показ состоится 9 июля.
История с судами началась четыре года назад. Тогда при открытии наследного дела, Александра выяснила, что права на спектакли, поставленных отцом, ей не достались. В связи с этим было немало публичных скандалов, статьи в прессе, выступления на ТВ. Ленком в лице директора Марка Варшавера, заявлял, что все поставленное Захаровым оплачивалось гонорарами и высокими, а права сам режиссер передавал либо продюсерам, либо театру в зависимости от того, кто выделял деньги на постановку. Александра Варшаверу не поверила (к тому времени они уже успели разругаться) и обратилась в суд сразу с несколькими исками. В результате список спектаклей, права которых она хотела унаследовать, вырос до 19 постановок. Среди них такие известные, как «Поминальная молитва», «Женитьбы Фигаро», «Шут Балакирев», «День опричника», «Фальсаф и принц Уэльский» и другие. То есть все, что поставил Захаров после распада СССР.
Суды планомерно принимали сторону театра и продюсеров. Потому что были предоставлены документы, что Марк Захаров заключал договор, согласно которому, постановка спектаклей входила в круг его должностных обязанностей (на тот момент Марк Анатольевич был самым высокооплачиваемым худруком страны), а кроме того, он получал гонорары за каждую новую постановку сразу после премьеры. В Российском авторском обществе за Захаровым не закреплен ни один его спектакль или фильм. Как рассказали в театре, Марк Анатольевич был крайне далек от юридической стороны вопроса, его интересовало только творчество. Он и про гонорары бы мог забыть, если бы ему не подсказали. Например, постоянный соавтор Захарова Григорий Горин смог зарегистрировать порядка 70 прав на свои произведения.
Исходя из всего этого, суд планомерно отказывал Захаровой в ее требованиях. Но она не успокоилась. Теперь дело принимает новый оборот. Актриса уверена, что договоры, на основании которых делались постановки могли быть не подписаны ее отцом. Поэтому Александра Марковна потребовала представить ей все документы. Суд в первой инстанции уже отказал, теперь Захарова подала апелляцию.
Война между Александрой Захаровой и Марком Варшавером началась после смерти Марка Анатольевича. До этого момента Варшавер считался другом семьи. Александра сама надеялась возглавить театр отца, но Департамент культуры Москвы, в ведомстве которого находится театр, сделал выбор в пользу опытного управленца Варшавера. Александру такое положение дел не устроило, тогда Марк Борисович превратился во врага. Варшавер, который несколько десятков лет занимался хозяйственной частью Ленкома, сразу ввел дублирующие составы в спектакли, которые полностью себя «окупили».
Молодые артисты теперь не просиживали в ожидании, когда мэтры уйдут на пенсию, а спектакли перестали переносится в связи с болезнью какого-то актера. Наряду с этим Варшавер снял несколько спектаклей с Захаровой (в связи с их нерентабельностью). Дальше хуже – обиженная актриса заявила о гонениях, а Марк Борисович отказался давать ей роли молодых девушек. Более всего актрису задело тот факт, что в новой постановке «Поминальной молитвы» ей предложили роль Голды – жена Тевье молочника, женщины немолодой и уже не героини, а матери героинь. Она отказалась. Александру даже не смутило, что эту же роль играют две современные примы – Олеся Железняк и Анна Большова, которые моложе Захаровой более, чем на десять лет.
Новая «Поминальная молитва» сразу стала нежеланной, ведь отец Александры закрыл спектакль после ухода из жизни Евгения Леонова. И отказывался его восстанавливать после смерти Григория Горина (автора пьесы).