Обзор турецкой чайной индустрии

STiR опубликовал интересную обзорную статью, посвященную актуальному состоянию турецкой чайной индустрии. Которую я, с вашего позволения, частично перескажу с пространными комментариями.

Турция, напомню, это страна с самым высоким потреблением чая на душу населения. Мало того, резкий рост потребления чая на душу населения в Турции — с 3,5 до 4 килограммов в год — произошел во время ковида. Причины этого скачка, скорее всего, являются стандартными. Жители Турции в ковидные времена больше времени проводили дома и пили больше чая, в том числе и потому, что у чая высокая оздоровительная репутация. А еще он для них привычен, почему бы и не попить.

Зимой среднестатистический турецкий потребитель пьет чая в три раза больше, чем летом — десять порций в сутки против трех-четырех. Турецкая чайная порция, напомню, невелика — их традиционный стаканчик вмещает примерно 100-120 мл чая. То есть суточная турецкая доза чая летом составляет 300-450 мл, а зимой — 1000-1200 мл. Для среднедушевого потребления это много. А с учетом того, насколько крепко наши турецкие чайные братья заваривают свой чай, так и вообще довольно сурово.

Будущий белый чай из Ризе (Турция). © Ольга Никандрова
Будущий белый чай из Ризе (Турция). © Ольга Никандрова

Производство чая в Турции растет, причем заметным темпами. Десять лет назад Турция производила примерно 200000 тонн чая в год. А в 2023 году в Турции было произведено 275000 тонн чая. Это пятый по объему производства показатель в мире, после Китая, Индии, Кении и Шри-Ланки. 95% всего произведенного чая Турция выпивает самостоятельно, турецкий чайный экспорт невелик.

Небольшой турецкий экспорт чая обусловлен двумя дополняющими друг друга причинами. Во-первых, высоким внутренним потреблением чая. Во-вторых, высокими ценами на турецкий чай, делающими его неконкурентоспособным на международном чайном рынке. Каждая из этих причин заслуживает некоторого внимания.

Внутреннее потребление чая в Турции — это крайне интересный феномен, возникший на стыке экономики, социальной политики, простой политики, религии и, возможно, чего-либо еще. Чайная культура для Турции, напомню, является культурой заимствованной — еще сто лет назад Турция была глубоко кофейной страной. Чай там начали пить как дешевую альтернативу кофе, а чайное производство начали развивать в том числе и для того, чтобы обеспечить, так сказать, напитковую независимость страны. И, несмотря на то, что Турции всегда была глубоко интегрирована в мировую торговлю, потребление чая в ней развивалось с явной ориентацией на собственное производство. Это не значит, конечно, что в Турции не пили и не пьют импортный чай. Пьют. Но турецкий чай на внутреннем турецком рынке доминировал и доминирует. Причем сейчас доминирует тотально.

Пока Турция была маленьким чайным рынком, основные усилия государства были направлены на то, чтобы этот рынок развивать. А сейчас, когда Турция является одним из крупнейших чайных рынков, его приходится еще и защищать. Защита эта ведется в двух направлениях — в культурно-гастрономическом и в экономическом. С экономическим направлением все очевидно — турецкий чай защищен комплексом протекционистских мер. Которые, например, ограничивают импорт чая в Турцию. В настоящее время этот чайный протекционизм облегчен тем, что турецкое причерноморье, Ризе и его окрестности — это регион, связанный с семьей Эрдогана. Сам Эрдоган провел в Ризе часть своего детства, у него там куча родственников. И крупный турецкий чайный бизнес так или иначе связан с семьей президента Турции.

Культурно-гастрономическая защита турецкого чая состоит в том, что турецкая потребительская чайная традиция достаточно жестко привязана к турецкому чаю. Вписать в стандартную схему приготовления и подачи чая в Турции любой другой массовый черный чай в лобешник не получится — придется корректировать рецептуру. Но даже такая коррекция не позволит из индийского или кенийского чая получить напиток, привычный по вкусу массовому турецкому потребителю.

Комбинирование протекционизма и культурно-гастрономических мер делает турецкий чай штукой более или менее устойчивой. И позволяет надеяться, что даже если по каким-либо политическим причинам чайный турецкий протекционизм прекратится и на турецкий рынок массово придет дешевый чай глобальных брендов, то турецкая чайная индустрия устоит.

Что же касается высоких цен на турецкий чай на внешнем рынке, то тут все довольно просто. Турецкий чай и на внутреннем рынке не особо дешев. Связано это, в первую очередь, с организацией турецкой чайной индустрии. А эта организация, в свою очередь, является ответом на специфические условия выращивания чая в Турции.

С чайной точки зрения Турция — это северная страна. Как Грузия, например — турецкие и грузинские чайные плантации разделяет всего несколько десятков километров. Собирать чай круглый год в Турции нельзя, это сезонный продукт. Обычно чайный лист в Турции собирают три раза в год — но тут всякое бывает, конечно. При таком раскладе масштабные чайные плантации не имеют особого смысла, их будет очень неудобно обеспечивать рабочей силой. Поэтому в первом и очень упрощенном приближении чайная индустрия Турции устроена следующим образом.

Чайные плантации в Ризе (Турция). © Ольга Никандрова
Чайные плантации в Ризе (Турция). © Ольга Никандрова

Относительно небольшие участки с чайными кустами находятся в собственности или управлении мелких фермерских хозяйств. Причем крайне редко эти фермерские хозяйства занимаются только чаем. Для каждого из таких хозяйств выращивание и сбор чая — это только одно из направлений деятельности. Что логично с учетом того, что ухода чайные кусты требуют небольшого, а урожай дают редко. Когда приходит время, владельцы чайных наделов чайный лист собирают — но большую часть времени они выращивают орехи, фрукты, разводят домашних животных и все такое прочее фермерское.

Сами мелкие фермеры чайный лист почти никогда не перерабатывают. У них чаще всего просто нет для этого мощностей. Некоторые, конечно, производят чай кустарным способом, есть в Турции и небольшие фермерские чайные проекты полного цикла — но чаще всего фермеры собирают чай и продают его на крупные чайные фабрики. Которые уже, собственно, и производят из него чай.

Такая система является очень сбалансированной. И не является уникальной для Турции, аналогичным образом чайное хозяйство может быть обустроено в Кении или Индии. Но есть нюанс. В Турции чайная индустрия никогда не была колониальной. И чайные фермеры для чайной фабрики являются своими людьми во всех смыслах, часто включая даже родственный. И людьми социально защищенными — потому что турецкие чайные фермеры являются своими не только для чайных фабрик, но и для государства.

Так что платят людям на всех этапах производства турецкого чая нормально. Поэтому турецкий чай получается достаточно дорогим.

А на международном чайном рынке его цена — которая примерно в два раза выше цены на другие массовые черные чаи — усугубляется еще и специфическими потребительскими характеристиками. Которые являются родными для людей, выросших на турецком чае. Но не очень привычны для среднестатистического мирового потребителя черного чая.

Все это приводит к тому, что турецкий чайный экспорт является нишевым и четко привязанным к турецким диаспорам. Масштабным такой экспорт не может быть по определению. Так что несмотря на то, что сейчас наши турецкие коллеги, вроде как, запускают программу поддержки чайного экспорта, особых перспектив для резкого роста популярности турецкого чая за пределами Турции я не вижу.

Любопытно, кстати, что при всем при этом атрибуты потребительской турецкой чайной культуры экспортируются отлично. Пары чайников, самовары, стаканчики-бардаки с талией, турецкие сладости, формат турецкого завтрака, выстроенный вокруг чая — все это охотно заимствуется в самых разных странах. Но наполняется обычно нетурецким чаем. Ресторан турецкой кухни, в котором в турецких стаканчиках подают кенийский чай — обычное дело за пределами Турции.