Мы решили поделиться на канале Дзен интервью с современной художницей-акварелисткой, Анастасией Кустовой. Интервью было опубликовано в 8 номере нашего журнале "Пленэр". Подпишитесь на канал чтобы не пропустить Мастер Класс от Анастасии.
Наблюдая за Вашей деятельностью, понимаешь, что успешный художник в наши времена занят гораздо большим, чем создание образов на плоскости листа. Это действительно знак современности или скорее путь, именно Вам органичный?
Анастасия Кустова: Мне кажется, что это объединение обоих направлений. Действительно сейчас мир очень динамичный и часто мы не можем себе позволить писать картину по 20 лет, как старые мастера. Просто потому, что все быстро меняется, и помимо вдохновения, важности творческой реализации, есть обычные потребности жизни, которые также нужно удовлетворять. И да, мы спешим жить. Но раньше люди не тратили столько времени, на обработку и отсеивание не нужной информации, которое стало занимать часть нашей жизни. Прежде, чем найти свою идею и услышать себя, нам порой необходимо расчистить свое пространство от лишнего, завершить текущие дела, отсеять чужие идеи и выключить чужие слова в нашей голове. И только потом мы можем начинать творить и это занимает время, а на само творчество его остается не так уж и много. Иногда, каждому художнику хочется жить в отдаленном доме в тишине, чтобы полноценно заниматься любимым делом. Но я понимаю, что в рамках городской жизни и быстрого темпа это не всегда возможно. Именно поэтому, процесс творчества трансформируется вместе со временем в котором мы живем . Акварельная техника стала так популярна, потому что позволяет получать более быстрый результат, и технологический процесс позволяет рисовать на природе или дома без лишнего запаха. Но у всего есть и свои сложности: теперь, из-за всеобщей возможности рассказать о свое творчестве, усложнился процесс взаимодействия и контакта покупателя и художника. Ведь и покупателю нужно отсеивать в разы больше ненужной информации.
Я человек своего времени, и принимаю то, как весь процесс творчества происходит сейчас. Мне нравится более быстрый темп, возможность видеть искусство разных людей по всему миру через соцсети и интернет, возможность общаться с интересными художниками. И для меня это очень органично. Так как в прошлом я инженер конструктор, работающий менеджером проектов, переводчик, который больше 16 лет занимался музыкой, а также театром, танцами, спортом, то мне интересно развивать все сферы жизни. Поэтому и на творчество я смотрю не как только на процесс создания картины , а на все, что этот процесс окружает. Это и материалы, оборудование, поэтому я создала свой бренд товаров для художников, которые упрощают работу на пленере и в студии Kustova TRAVEL. Это и постоянное обучение новому, поэтому я создала Art_kustova_school, чтобы передавать свои знания и знания других в творческой сфере. Мне кажется, что сейчас важно находить сюжет для рисования, уметь его правильно сфотографировать, переработать, переделать и воплотить в своем видении на картине. А затем оформить, показать на выставке и донести до зрителя будто воду, не расплескав свою идею, и передать через картину свои эмоции и впечатления от мира вокруг, чтобы в итоге картина украшала его дом. Творчество – это умение делиться радостью, которая создается внутри каждого художника при взгляде на мир. Мы – генераторы эмоций. И каждый из тех этапов, который я перечислила – способ проявить себя. Поэтому творческий путь, хоть и стал сложнее, но на самом деле, он расширился, дав человеку еще больше возможностей донести свою мысль до зрителя.
В таком случае, пленэр выглядит таким адекватным современности направлением работы! У Вас работа на пленэре всегда занимала значительное место в творческой жизни?
А.К.: Да, импрессионистское «впечатление моментом», мне кажется, сейчас актуально как никогда. Свет меняется, настроение природы и момента тоже и умение его запечатлевать – это умение фотографировать сердцем. Поэтому для меня этот процесс очень важен. Недавно на пленэре дочка подруги спросила: «а зачем ты рисуешь на улице?». Я сказала: «а вот представь, нет фото, нет гаджетов, и я рисую, чтобы рассказать важному для меня человеку на другом конце света то, что я чувствовала и видела в этот момент. Чтобы он смог разделить со мной мои эмоции». И мне кажется, это самое точное определение того, зачем нужны пленэры. Ведь живопись – это универсальный язык, благодаря которому я могу показать свой мир другому, даже если мы не владеем одним языком.
Ради этого «разговора» стоит преодолевать неудобства! А какой он – Ваш идеальный пленэр?
А.К.: Мне кажется, что, как и лучшая картина – еще не нарисованная картина, так и лучший пленэр пусть будет в будущем. Слово «идеальный» я не люблю, так как для меня красота в несовершенстве. Мне нравятся пленэры живые, когда вокруг ходят люди, летают птицы, дует ветер. Это может быть высота 3800 в Непале или +42 градуса в тени в Помпеях. Именно это и есть живой, настоящий пленэр, не «картинный» из окна кафе с бокалом вина, а такой, как действительно бывает в жизни. С опрокинутой водой, с перемазанной краской рубашкой, с раскрасневшимся от солнца или ветра лицом и с улыбкой о том, что вот он: тот самый момент, когда ты по-настоящему живешь свою жизнь, испытываешь весь спектр эмоций и чувств и именно это наполняет работы. Они перестают быть теми «идеальными» картинками, к которым многие стремятся, да, они становятся немного неказистыми, потрепанными , но при этом смелыми и наполненными чем-то очень настоящим.
Что было первично: путешествия или пленэр?
А.К.: Пленэр был первичен, так сложилось. За 2017-1019 год у меня было 37 пленэрных туров с группами в 17 различных странах. До этого я путешествовала гораздо меньше и без рисования. Пленэры по-настоящему открыли мне мир. Только представьте, вы стоите и рисуете 2-5 часов в каком-то прекрасном месте, а не проноситесь за полминуты с фотоаппаратом. За это время вы можете по-настоящему подружиться с объектами вокруг, вы узнаете каждую черточку, деталь, которую никогда бы не заметили, пробежав там с экскурсией. И в следующий раз, это место становится вам добрым другом. Вы замечаете, как оно изменилось или наоборот сохранило свое прежнее состояние вне времени. Даже общаясь с друзьями, которые много путешествуют, я могу рассказать такие нюансы мест, которых почти никто и не знает. И все благодаря пленэрам. Через них я учусь ВИДЕТЬ мир.
В Вашей деятельности есть рутина?
А.К.: Я не всегда понимаю, что под этим словом подразумевают. Потому что часто его используют, как объяснение того, что работа – это рутина, и люди работают, чтобы накопить на себя и отдых. Да, возможно, так происходит, когда человек выбирает не любимый его сердцу путь. Я тоже не сразу нашла свой, но я всегда, во время любой своей деятельности искала мотивацию и то, что может эту деятельность разнообразить. Даже, когда рисование не приносило дохода, моей мотивацией было «я очень хочу рисовать и я буду рисовать хоть все сутки напролет, чтобы добиться в этом успеха». И первые 2 года в акварели я рисовала каждый день! Сейчас, работая на себя, я живу по принципу: «сама придумала себе интересную проблему/проект – сама ее решаю». Потому что у такой деятельности нет входящих требований и начальников выше. Если я не придумаю себе работу, то ее просто не будет, как не станет и еды в холодильнике. Но так, как сложности я придумываю себе сама, то они не становятся «рутиной». Одновременно я могу решать вопросы о ткани для рюкзака в kustova_travel, планировать серию новых работ к выставке, назначать даты мастер-классов и подбирать для них референсы, решать административные задачи с сотрудниками по закупке материалов для упаковки продуктов, договариваться со спонсорами о призах для курсов и марафонов, вести переговоры с покупателями картин и с кураторами галерей и еще много-много всего. Не считая самой основной деятельности – рисования, и, конечно, домашних дел и хобби. Да, сейчас основные повторяющиеся вопросы я делегировала моей команде, и они мне в этом очень помогают. Иначе времени на рисование у меня бы просто не осталось. Но рутины нет. Есть только правильное планирование и мой опыт работы project manager в этом очень помогает.
В чем сила художника?
А.К.: В том, чтобы быть собой, слушать свое сердце и искренне рассказывать через свои работы о том, каким он видит мир.
Анастасия, спасибо за беседу!
Подготовила Агата Соколова