Книга Евгении Пельтек "Пишите - не пишите" - это не справочник о том, как стать писателем романов или автором рекламных текстов, это не учебник по креативному письму и не сборник письменных практик для душевного самоисцеления. Автор не будет говорить о стилистике, композиции или популярной нынче "арке героя". Тогда что это? Это толковое предложение совместно порассуждать о том, что мы пишем, что помогает и мешает нам писать и что можно сделать, чтобы письменный творческий процесс не тормозил, развивался и помогал личности в решении ее внутренних конфликтов и компенсации дефицитов. Это книга об осознанности в письменном тексте, будь он повестью или постом в Дзене. Да, с упражнениями, методику выполнения которых автор подробно описывает, но упражнения не составляют основную часть книги, там много теории, хороших примеров и на редкость доходчивых метафор.
Самыми интересными для меня оказались три проблемы, которые подробно рассматриваются в отдельных главах и упоминаются в других разделах.
Первая связана с характеристиками нашей письменной речи и с тем, как мы отвечаем сами себе на вопрос "Какой я мем?" В книге есть очень полезный фрагмент о сакральном отношении к текстам, истоках магического мышления и "непростительных заклятиях" в собственных текстах (в терминологии Джоан Роулинг)! Почему мы искажаем одни слова и избегаем других, применяем уменьшительно-ласкательные суффиксы или, будучи людьми с тремя высшими образованиями, порой материмся как грузчики из анекдотов? В книге рассказывается почему и приводятся удачные, по-моему, рецепты избавления от этого (для тех, кто считает необходимым избавиться).
Вторая связана с библиотерапией (тут сразу вспоминается писатель и библиотерапевт Николай Назаркин и его сайт библиотерапия.ру)! Мне сложно оценить эту главу с профессиональных позиций, поскольку о библиотерапии я знаю довольно мало, но мало кто так здорово умеет рассказывать о любимых книгах детства и о том, чем они помогли, как автор этой книжки. Ну и там про Карлсона, а человек, который понимает, что это самая лучшая на свете книжка, многого стоит!
Третья большая тема - это рассуждения о наших постах в социальных сетях и о том, как понять, какую историю о самих себе мы транслируем миру. А потом постараться еще немного и понять, почему мы это делаем. Здесь тоже есть несколько метких и полезных замечаний, а также упражнений для самоанализа.
Книга напичкана интересными идеями и любопытными рассуждениями автора важными не только для тех, кто собирается, написать роман или рекламу своего курса по вязанию крючком, а вообще для всех. Для всех, кто готов быть честным с самим собой и наконец-то понять про себя: почему меня раздражают люди, которые постоянно выкладывают невнятные фотографии своего хомячка, что не так в уменьшительно-ласкательных суффиксах, зачем я сама вдруг да написала подробный возмущённый пост о совсем незнакомом, но явно безответственном гражданине, который вёл себя неприлично в публичной месте?
Отдельное дополнительное спасибо я мысленно говорю автору за напоминание о сочинениях Бориса Поршнева ("О начале человеческой истории (опыт палеопсихологии)" была одной из первых обязательных книг, которые надо было прочитать, понять и выучить нам, будущим историкам), Романа Якобсона и прочих, а также встраивание этого обязательного гуманитарного минимума в текст о текстах и их писателях.
Цитата из книги:
"Самый яркий и уже успевший стать привычным пример такой сакрализации — избегание слова «последний». Буквально оно означает «конечный». Конец — символическая смерть, завершение какого-либо процесса. А значит, устойчивое избегание этого слова связано с игнорированием любого окончания и отказом от него. Нет, это еще не финальные титры. Нет, я не слезу с этой лошади!
Суеверие, связанное с заменой «последнего» «крайним» пришло в бытовую речь из опасных профессий (военные, летчики, альпинисты по понятным причинам избегают этих оборотов). Но формулировки «когда я крайний раз ходил в магазин» и «кто съел крайнюю конфету?» привносят в повседневный уют нотку темной магии. Замена в этом случае не только не снижает тревожность, связанную со страхом завершения, но и усиливает, подчеркивает ее, напоминая о конечности бытия...
Антидот к этим заклятиям — в осознании причин, которые привели к замене. Что случится, если все-таки назвать вещи своими именами? Почему это для вас сложно?"
Читаете ли вы книги о письменных практиках и руководства для писателей? А может вас интересуют руководства для читателей?