Найти тему
Народ Востока

Как в Израиле относятся друг к другу евреи из разных стран?

Независимость Израиля была провозглашена в 1948-м году. Но еще в конце 19-го века на родину своих предков вернулись многие евреи из разных стран. Они поставили себе цель подготовить возрождение собственного национального государства и приняли для этого соответствующие меры. В частности, был восстановлен древний иврит, который стал единым средством общения.

Поэтому, несмотря на то, что Израиль – это типичная эмигрантская страна, тут достаточно сплоченное общество, в которое гармонично влились и ассимилировались все зарубежные еврейские диаспоры. Этому немало поспособствовала внешняя опасность со стороны арабов и долгая история совместного проживания. Вот почему в настоящее время трения между выходцами из разных стран в значительной степени ушли в прошлое.

Тем не менее, они были, а частично, и сейчас есть. Как же друг к другу относятся израильтяне разного происхождения?

В историческом плане еврейские диаспоры следует разделить на три крупные группы (и большее количество групп поменьше). В первую входят ашкеназы – в прошлом германоязычные евреи из европейских стран. К ним же относится большинство евреев советских.

Ко второй относятся сефарды – изначально они являлись уроженцами Испании и Португалии, но были изгнаны оттуда в средние века. Малая часть обосновалась во Франции, Голландии и Италии, но остальные отправились на территорию Османской империи – как на Балканы, так и в Северную Африку.

-2

Третья группа – это мизрахи, выходцы из восточных, главным образом, мусульманских стран. Это йеменские, египетские, иранские, иракские и прочие евреи. Они близки сефардам в религиозном и культурном смысле, а потому эти две общины нередко объединяют в одно целое, за исключением тех евреев-испанцев, что предпочли страны Европы.

Поэтому, ашкеназы – это такие «европейцы» из числа евреев, а сефарды и мизрахи – своеобразные «азиаты». На этой почве у них и возникают трения, и они те же самые, что проблемы между жителями западных и восточных стран. Например, марокканский еврей Мордехай Вануну в 1980-е годы разгласил на весь мир сведения о наличии у Израиля ядерного оружия. Одним из мотивов этого поступка стала дискриминация в этой стране восточных евреев.

Правда, не забываем, что это было сорок лет назад. Указанные проблемы не то, чтобы до конца исчезли, но они сильно сглажены. Кстати, слово «марокканец» в Израиле является достаточно сильным оскорблением – не из-за того Мордехая, а вообще. Оно используется примерно в том же значении, что наше прозвище для жителей Кавказа и Средней Азии.

Есть в Израиле чернокожие эфиопские евреи, есть индийские евреи, есть евреи-китайцы. Они исповедуют иудейскую веру и в историческом плане претендуют на еврейское происхождение. Но у многих израильтян отношение к ним, как у нас – к малограмотным жителям азиатских стран.

-3

Также, есть особая группа под названием бней-менаше – это принявшие иудаизм представители тибето-бирманских народов из Индии. Честно говоря, они идеальные израильтяне: служат в армии, поступают в университеты, учат иврит. Но есть люди, у которых и к ним негативное отношение.

В целом, каждая предыдущая и уже освоившаяся волна репатриантов к представителям последующих волн относится снисходительно. Но это не уникальная израильская проблема, а особенность всех эмигрантских стран. Поэтому, ашкеназы, что приехали до провозглашения независимости Израиля, могут недолюбливать тех восточных евреев, которые в последующие десятилетия были вывезены правительством из арабских стран. Соответственно, эти мизрахи и сефарды будут кивать в сторону репатриантов так называемой большой советской алии, что приехали в 1980-2000-е. А советским евреям не по душе совсем недавние переселенцы, которые уехали не из желания вернуться на историческую родину, а по «колбасным» причинам из-за недавней войны.

-4

В целом, некоторые израильтяне не доверяют советским евреям за то, что они поддерживают правые партии и слишком светские. А те в ответ считают соотечественников безграмотными мещанами, а себя называют интеллектуальной элитой. В значительной степени это действительно так, ведь среди них было немало образованных людей.

Опять же, напоминаю, что многое из вышесказанного утратило свою остроту или вовсе ушло в прошлое. Совместные беды и радости сделали из израильтян единый народ.