БТ-2 (Быстроходный Танк) — легкий советский колесно-гусеничный танк.
Прародитель: американский танк Уолтера Кристи M.1931
Дальнейшее развитие: БТ-5; БТ-7; Т-34
Родственники: Британский крейсерский танк Cruiser MK-3
В 1929 Революционный Военный Совет СССР утвердил документ, на многие годы вперед определявший концепции развития бронетанковых сил Красной Армии – «Система танко-тракторного автоброневого вооружения РККА». Параллельно с этим активно продвигалась «теория глобальной наступательной операции» как основная часть военной доктрины Советского государства, подразумевавшая многократное увеличение бронетанковых войск.
В начале 1930 года комиссия под руководством начальника управления моторизации и механизации РККА Иннокентия Андреевича Халепского отправилась за рубеж с целью ознакомления с образцами иностранной техники и возможностью их закупки с сопутствующей технологической документацией для налаживания серийного производства в СССР.
Летом 1930 года в США состоялась встреча советской делегации с американским конструктором Уолтером Кристи, на которой советской стороне была представлена новая разработка Кристи – танк М.1931.
Поначалу советскую делегацию не заинтересовал необычный танк, так как он выходил за рамки установленной концепции танко-тракторного вооружения РККА. Но вскоре появилась информация, что Кристи так же ведет переговоры с польской делегацией. На то время Польша входила в список злейших врагов Советского государства, и допустить попадания в польскую армию новой машины было категорически нельзя.
Между сторонами был заключен договор на поставку двух танков Кристи в Советский Союз. Так же Кристи обязывался предоставлять информацию о дальнейшей модернизации танка и передать сопутствующие технологические документы. Стоимость сделки составила $160.000, из них $60.000 непосредственно за оба танка и запасные части к ним и $100.000 за технологическую документацию и патенты на производство.
Танк М.1931 в СССР
В декабре 1930 года танки были отправлены в СССР. О сделке был заблаговременно информирован Государственный Департамент США и получены все необходимые разрешения.
Американский конструктор не до конца выполнил свою часть соглашения. В СССР танки прибыли без башен и вооружения, сопутствующая технологическая документация так же была не полной. За это с Кристи удержали $25.000.
Спустя какое-то время Кристи самостоятельно обратился к советской стороне с предложением о приобретении его нового танка М.1932, имеющего еще более выдающиеся скоростные характеристики. Летом 1932 года машина была переправлена в СССР (в этот раз уже в тайне, так как ГосДеп США запретил сделку).
Несмотря на свои на самом деле выдающиеся показатели в скорости «Летающий Танк Кристи» М.1932 оказался слишком ненадежным, и в серийное производство не пошел. Единственный экземпляр, получивший название БТ-32 был показан в 1933 года в Харькове на параде в честь Октябрьской Революции.
21 ноября 1930 года танк Кристи М.1931 был принят Революционным Военным Советом СССР для серийного выпуска. Два опытных образца прибыли в СССР только весной 1931 года, т.е. решение о серийном выпуске было принято ДО фактического получения американских танков.
Начался процесс освоения производства на промышленных мощностях Советского союза. С 21 мая 1931 года новая машина с индексом БТ-2 (Быстроходный Танк) начала собираться на Харьковском паровозостроительном заводе. Башня единого образца производилась на Ижорском и Мариупольском заводах. Во внутризаводской документации два опытных танка M.1931 проходили как «Оригинал I» и «Оригинал II». По некоторым данным им так же был присвоен индекс БТ-1.В Харькове, 7 ноября 1931 на параде в честь годовщины Октябрьской Революции, 3 первые танка БТ-2 были показаны широкому зрителю. История получилась не очень красивая, т.к. один танк просто не доехал до места проведения парада (возгорание двигателя), два же других с трудом смогли покинуть улицы города из за неполадок в коробке передач.Первые серийные танки БТ-2 поступили в РККА 1932 году. Низкое качество сборки, дефицит запасных частей, ненадежный двигатель и, как следствие, противоречивая реакция в войсках, но в целом машина была принята. В первую очередь, благодаря своим прекрасным динамическим характеристикам.Во время учений 1935 года один из танков БТ-2 совершил прыжок на 40 метров. Это привело в восторг всех наблюдателей. Как после такого прыжка себя чувствовали танкисты – не уточняется.
Двигатель БТ-2
На БТ-2 устанавливались отлетавшие свой ресурс и прошедшие капитальный ремонт авиационные двигатели – американский V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный L-12 «Либерти» или его отечественный аналог М-5-400. Мощность: 1650 об/мин, 400 л.с.Идеи об установке на танк другого, находящегося в серийном производстве, авиационного двигателя М-17 не находили поддержки, т.к. вышеупомянутых М-17 не хватало даже на нужды авиации.В 1933 году начались испытания машины с экспериментальным дизельным двигателем БД-2 (Быстроходный Дизель) ~360 л. с. Дизельный двигатель снижал вероятность возгорания, возрастал запас хода и общая надежность. Опытный образец танка получил индекс БДТ-1.Только в 1939 году сильно модифицированный БД-2 с новым индексом В-2 (500 л.с., при 1800 об/мин) ушел в серийное производство. Устанавливался на танки БТ-7М.
ТТХ серийных БТ-2
- Экипаж: 2 человека
- Боевая масса: 11,3 т.
Габариты:
- Длина корпуса: 5350 мм
- Ширина корпуса: 2230 мм
- Высота: 2160 мм
- Клиренс: 350 мм
Толщина брони:
- Лоб: 13мм.
- Борт: 13мм.
- Корма: 10 мм.
- Крыша: 10 мм.
- Днище: 6 мм.
- Башня – 13 мм во всех проекциях.
Двигатель:
- L-12 «Либерти» или М-5-400
- Мощность: 1650 об/мин, 400 л.с.
- Движитель:
- Гусеничный или колесный ход
Максимальная скорость:
- На гусеничном ходу – 52 км/ч.
- На колесном ходу — 72 км/ч.
Запас хода:
- На колесном ходу: ~200 км.
- На гусеничном ходу: 120 км – 150 км.
Преодоление препятствий:
- Угол подъема: 42
- Высота стенки: 0,55 м.
- Ширина рва: 2 — 2,5 м.
- *разные источники дают значения в этом диапазоне
- Глубина брода: 1 м.
Ходовая часть БТ-2
Ходовая часть БТ-2
- Ведущие колеса – задние, диаметром 640мм.
- Опорные катки – 4 с каждого борта, диаметром 815 мм.
- Два направляющих катка-ленивца, используемые для натяжения гусеничной цепи.
- Опорные катки и катки-ленивцы были обрезинены.
Танк БТ-2 имел два типа движителя – гусеничный и колесный. Для перехода с гусеничного на колесный ход необходимо было снять гусеничные цепи, закрепить их на надгусеничных полках и установить блокировочные кольца на ступицы задних опорных катков (4-ю пару). Вращение передавалось через редуктор (гитару) с ведущих задних колес. Для управления на гусеничном ходу использовались рычаги, на колесном ходу — руль.
Каждая гусеничная цепь состояла из 46 траков (23 плоских трака и 23 трака с гребнем).
Ширина трака — 260мм.
Прыжок БТ-2
Процесс перехода с гусеничного на колесный ход занимал чуть более получаса.Максимальная скорость на гусеничном ходу составляла 52 км/ч, на колесном – 72 км/ч. Оптимальным показателям скорости для БТ-2 было 25-30 км/ч как на гусеничном, так и на колесном ходу. Такой темп позволял максимально долго сберечь низкокачественные траки и шины.
Варианты вооружения БТ-2
- 37-мм танковая пушка Б-3 (заводской индекс 5-К).
- БТ-2 планировалось оснащать 37-мм пушкой в спаренной установке с пулеметом ДТ, однако из за возникших трудностей в производстве, первые 60 экземпляров были выпущены без пулеметного вооружения.
- 37-мм танковая пушка Б-3 и пулемет ДТ в раздельных установках.
- Т.к. технически не удалось разместить пушку и пулемет в спаренной установке, конструкция башни была изменена, и пулемет разместили в отдельной шаровой установке справа от основного орудия.
- 7,62-мм спаренные пулеметы ДА-2.
- 7,62-мм спаренные пулеметы ДА-2 в одной установке и одиночный ДТ в другой.
37-мм пушка Б-3 (5-К)
- Калибр: 35 мм.
- Длина ствола: 45 калибров
- Начальная скорость: 700 м/с.
- Углы наведения по вертикали: от −8 до +25 градусов
- Прицел: телескопический
- Скорострельность: до 12 выстр/мин.
- Наибольшая дальность стрельбы: 2000 м.
- Приводы наведения: ручные
Пулемет ДТ:(Дегтярёва Танковый)
- Масса: 8,3 кг.
- Длина: 1250 мм.
- Патрон: 7,62×54 мм.
- Дисковый магазин: 63 патрона.
- Скорострельность: 600 выстрелов/мин.
- Начальная скорость пули: 840 м/с.
- Прицельная дальность: 800 м.
Пулемет ДА:(Дегтярёва Авиационный)
- Масса без магазина: 7,1 кг.
- Длина: 940 мм.
- Патрон: 7,62×54 мм.
- Дисковый магазин: 63 патрона.
- Скорострельность: 600 выстрелов/мин.
- Начальная скорость пули: 840 м/с.
- Прицельная дальность: 800 м.