Найти тему

О чем мы говорим, когда говорим о структуре текста

Оглавление

Чтобы текст было легко читать/слушать и понимать, у него должна быть структура, или композиция, если вам ближе термины из литры. Иными словами, он должен быть связным и целостным. Иначе читать будет тяжко. Подробно о том, почему важна структура и какой она бывает, писала в посте в телеграм-канале. А статья, которую вы сейчас читаете, — размышления на тему с примерами и секретиками от копирайтера.

Скажу сразу: никто вам не поставит двойку, если со структурой будет что-то не то. Даже самая бессвязная речь, поданная с харизмой и убедительностью, может впечатлять. Видела своими глазами на примере одной эзотерички (без негатива), которая вещала что-то отбитое про календарь Майя, в то время как аудитория слушала её раскрыв рот. Но мы тут за экспертность и качество (тм), поэтому знать базу всё-таки стоит. А если читать моё теоретизирование не хочется, можете прыгнуть сразу во вторую часть статьи — там для вас припасены инструменты, которые вы можете сразу утащить в свой арсенал.

Но начнём с основ. В 862 году Рюрик… Ой, не то.

Даже Рюрик устал ждать, когда мы перейдём к сути
Даже Рюрик устал ждать, когда мы перейдём к сути

Структура — это не про огромный роман

Если вы не пишете многотомники, может показаться, что уметь структурировать текст вам не нужно. А вот и нет. Даже внутри предложения есть структура — грамматические правила, которые помогают нам выстроить понятную речь. Их мы отчасти усваиваем как бы само собой, когда учим родной язык.

Ещё есть связь между предложениями, абзацами, страницами. Это мы тоже учим, но тут бывает сложнее удержать мысль. Пример — частая ошибка из-за невнимательности: начинаем перечислять аргументы, используя «во-первых» и «во-вторых», но в какой-то момент забываем об этом и наваливаем аргументы без какого-либо деления на пункты.

Структура — это не шаблон

Писать по шаблону хоть и удобно, но скучно. Структура — это всё-таки не табличка эксель, в которой мы распихиваем информацию по нужным ячейкам. Это понимание того, как работают законы восприятия информации. И умение ими пользоваться!

Пример: сказанное в самом начале и в самом конце читатели запоминают лучше, чем то, что было в середине. Значит, обязательно выносим в начало всё самое сочное и повторяем главную мысль в конце. Так мы убедимся, что человек прочитает текст и точно что-то да и вынесет оттуда в своей светлой головушке.

Структура нужна, чтобы было интересно

Детективный роман не был бы детективным романом, если бы нам сразу выкидывали все улики, намёки и факты скопом. Такое чтиво интригует, потому что автор выдаёт информацию порционно, держит в напряжении и заставляет перелистывать за страницей страницу.

Конечно, мы не обязаны развлекать читателей. Иногда это и не нужно. Но если мы хотим удержать внимание хоть немного, уметь пользоваться правилами структурирования важно. Кстати, для этого необязательно бросаться в сложную сюжетку.

Ну а теперь к секретикам

Вы сможете их использовать в своих текстах — будь то статья, рабочая презентация или рассказ о себе в новой компании.

  • Для цельной истории подойдёт последовательное повествование: когда одна мысль вытекает из другой. Так вы погрузите читателей в описываемый вами мир, даже на пять минуток. Представьте, что рассказывайте историю другу — это поможет выстроить связное повествование.
  • Иногда лучше использовать списки — если у вас есть не особо связанные факты. Например, перечень лучших кофеен Питера или пять книг, чтобы читать их на пляже. Или секреты хорошей структуры ;)
  • Полюбите отступы. Классно начинать каждую большую мысль с нового абзаца: так проще читать. Наверное, замечали, что длинные полотна устаёшь даже сканировать глазами. Помогите читателю — сделайте отступ.
  • Проверьте, не потерялась ли главная мысль вашего текста. Вы хотели призвать подписаться на вас в инстаграме, но попутно дали ссылку на телегу, личный сайт, а ещё скинули примеры своих работ? Перебор. Сфокусируйтесь на чём-то одном. Пройдитесь по каждому элементу текста и задайте себе вопрос: «А он отвечает главной теме? Раскрывает её? Дополняет её?». Если нет, этот элемент можно смело выбрасывать. В случае презентации — это слайд или даже группа слайдов.
  • Не подводите слишком долго в нужной мысли. Хорошее правило, которое я недавно видела у кого-то из коллег — удалить самый первый абзац. Обычно мы пишем его в самом начале, а потом он оказывается ненужным и слишком «водянистым».
  • Не повторяйте одну и ту же мысль слишком много раз. Лучше короче, но лучше (сказал человек, который пишет статью на три страницы).
  • Добавьте юмора. Лёгкая шутеечка или мем немного разрядят обстановку и дадут передышку, чтобы продолжить читать — особенно это касается длинного текста. Заходят как-то в бар русский, немец и еврей… Блин, опять не то.
  • Если сомневаетесь, проговорите текст вслух: не сбиваетесь ли во время чтения? Обратите внимание на те моменты, где вы «спотыкаетесь». Возможно, стоит что-то поправить: убрать лишнюю фразу или вставить другое слово.
  • Если совсем не уверены в тексте, дайте почитать или послушать его другому. Свежий взгляд может помочь. Главное, фильтровать замечания.

Бонусом — три идеи, с чего начать текст, чтобы зацепить аудиторию

  1. Начать с истории из жизни: «Однажды мне пришлось перейти на андроид. Это было ужасно».
  2. Начать с (провокационного) вопроса: «Почему айфон лучше андроида?»
  3. Ворваться с ноги к вашему главному тейку: «Айфон лучше андроида, и сейчас я расскажу, почему».

Пользуйтесь, надеюсь, было полезно. Эта статья далась мне непросто — тема структуры обширная, хочется обхватить всё — но нужно выбирать только самое-самое. В комментариях в телеграм-канале пишите, какие советы точно забираете. А может, чего-то не хватило? Спрашивайте, люблю наши дискуссии.