«Мама, я не хочу читать!» Мы часто слышим эту фразу от старших дошкольников и редко задумываемся, что кроется за этими «капризами». Заметив, что ребёнок избегает чтения, важно выявить причины. Это можно сделать и в домашних условиях. Несколько увлекательных игр, которые помогут ребёнку «расчитаться», предлагает логопед, старший преподаватель ИСОП МГПУ, директор Ассоциации «Мир Общения» Ирина Владиславовна Леонова.
Корректурная проба
Возьмите лист, на котором изображены последовательности нескольких одинаковых предметов. Проще всего скачать такой из интернета и распечатать или сделать самим. Предложите ребёнку выбрать фигуру, которая ему больше нравится, например, домик или цветок. Двигаясь слева направо и сверху вниз, нужно обвести кружочком все такие фигуры.
Важно, чтобы ребёнок не чувствовал, что выполняет «тест», а воспринимал эту деятельность как игру. В конце игры независимо от результата поблагодарите ребёнка за старания. Тогда результаты будут более объективными, а в дальнейшем «Корректурную пробу» вы сможете использовать как увлекательное развивающее упражнение.
С помощью пробы вы сможете оценить:
- насколько ребёнок в состоянии удерживать внимание, нужна ли ему эмоциональная поддержка, напоминания и другие виды помощи;
- в состоянии ли ребёнок прослеживать взглядом строчку слева направо;
- распознаёт ли он изображения, узнаёт ли ту фигуру, которую выбрал.
Игра поможет оценить готовность к овладению навыком чтения и даст информацию об уровне произвольной и учебной деятельности.
Если ребёнок успешно справляется с заданием, можно усложнить его, взяв вместо предметов символы или буквы.
Если малыш не справился, стоит обратиться к специалисту и пройти нейропсихологическое обследование. Неудача может говорить о трудностях зрительного восприятия (гнозиса). Без нейропсихологической коррекции это может привести к развитию дислексии.
Угадай букву
Возьмите любую книгу или букварь и предложите ребёнку поиграть: вы показываете букву, а ребёнок её называет, а потом наоборот. Малыш ошибся? Ничего страшного, не обращайте внимания. Спокойно продолжайте игру, поддерживая ритм. Так вы сможете услышать максимальное количество ответов ребёнка и сформировать объективное мнение о сформированности его навыка распознавать буквы.
Игра позволит оценить:
- скорость распознавания букв. Если ребёнок тратит более 3-х секунд на то, чтобы вспомнить букву, это может стать серьезным препятствием к овладению навыком слитного (аналитико-синтетического) чтения;
- точность распознавания. Если ребёнок путает близкие по очертанию буквы И/ М; Р/Ь; Ц/Щ, это может говорить о недостатке зрительного внимания или гнозиса. В этом случае поможет опять же нейропсихолог.
Если игра вызывает трудности, стоит посвятить больше времени работе с образом буквы, её сличением со звуком. Но не увлекайтесь поделками, лепкой или конструированием. В некоторых случаях даже магнитная азбука может привести к нежелательным последствиям: малыш начнет воспринимать букву в объёме и испытывать трудности в определении её положения (зеркальная дисграфия): З/Е/Э; N/И; Я/R.
Лото
Распечатайте два одинаковых листа А4 с крупными буквами. Один лист оставьте как есть: это будет карта. Второй разрежьте на квадраты (во взрослом варианте игры эту роль выполняют бочонки). Получившиеся карточки раздайте игрокам поровну. Задача игры – по очереди найти и положить все свои карточки на соответствующие буквы, называя нужный звук. Если ребёнок держит в руках карточку, но не может вспомнить букву, ему можно подсказать, назвав нужный звук и попросив его повторить.
Чем больше позитивных впечатлений малыш будет испытывать во время игры, тем больше раз он захочет в неё играть, а от числа повторов зависит и результат.
Чтение слогов и слов
Подберите материал, интересный для ребёнка – с героями любимых мультфильмов, сказок, песен. Предложите ему прочитать слог или слово. Если он называет каждую букву, но не может прочитать их вместе, это может быть вызвано несколькими причинами:
- скорость распознавания букв очень медленная и ребёнок успевает забыть, какую букву прочел ранее, пока вспоминает следующую (в этом случае возвращаемся к упражнению «Лото»);
- ребёнок называет при чтении не звуки, а названия букв: БЭ, ВЭ, КА, ЭЛЬ. Также возвращаемся на предыдущий этап и тренируем произнесение звуков, указывая на буквы;
- ребёнок произносит звуки отдельно, с хорошей скоростью, но слитно в слоги не объединяет — не сформирован навык аналитико-синтетического чтения.
Для развития нужного навыка есть более сложные, но тоже интересные игры.
Пропевание слогов и слоговые таблицы
Лучше понять, что такое слог, ребёнку поможет пение. Пробуя читать слова, напоминаем: слоги мы пропеваем. За счет музыкальной составляющей малышу проще будет овладеть навыком слияния букв в слоги.
Слоговые таблицы помогут ребёнку сосредоточиться только на меняющейся букве в слогах в то время, как вторая буква слога остается неизменной:
СА, СО, СУ, СИ
или
БУ, ВУ, ГУ, ДУ.
Это помогает более уверенно себя чувствовать во время чтения и нарабатывать практику распознавания слога целиком, минуя аналитическо-синтетическую стадию слияния. Иными словами, ребёнок запоминает не каждую букву, а сразу слог. И, видя БА, узнаёт и произносит слог целиком.
Знакомые тексты
Чтение знакомых текстов песен, стихов, сказок помогает ребёнку справиться с тревогой и придаёт легкость процессу чтения. Сначала можно просить его дочитывать последнее слово в строке, затем два последних слова. Так постепенно добавлять дополнительные слова.
Дети легко запоминают и читают стихи Агнии Барто, Самуила Маршака. На более сложном этапе прекрасно подойдут произведения Корнея Чуковского. Благодаря яркому сюжету и невероятной плавности слога, дети легко их запоминают. Следующий шаг – сказки Александра Пушкина, которые не только помогут развивать навык чтения, но и поспособствуют развитию чувства языка и развитию литературного кругозора.
Занимаясь с ребёнком чтением, главное – помнить: любой навык развивается по мере использования. Поэтому регулярно ставьте ребёнка в ситуации, когда нужно что-то прочитать: в магазине – названия с этикеток, на улице – указатели, на непрозрачных коробках с игрушками – надписи. Ещё здорово стимулирует навык чтения переписка с родственниками и друзьями семьи в мессенджерах: разумеется, с помощью других взрослых.
Большинство детей считает чтение важным навыком, показателем взросления, который отличает их от малышей. Поэтому важно одновременно уделять чтению достаточное внимание, но при этом не перегружать ребёнка этим занятием.