(статья пятая)
Тема оформления статуса иждивенца заинтересовала моих подписчиков, и не только в связи с оформлением пенсий по случаю потери кормильца. Мы сделали вывод, согласно которому статус иждивенца законодательно не регламентируется (я на этом выводе по-прежнему настаиваю). Но меня поправляют читатели: в органах социальной защиты, оказывается, процедура признания статуса иждивенца установлена, ведомственными подзаконными актами. Признаюсь – не знал. Тем интереснее вернуться к теме иждивения.
Только предварительно хочу отметить два существенных, на мой взгляд, момента:
- если внутренними документами органов социальной защиты населения установлена процедура получения статуса иждивенца, это еще не повод утверждать, что этот правовой статус установлен законом: ведомственные документы – недостаточный для такого вывода уровень нормативно-правового регулирования. Содержание таких документов, как правило, неизвестно даже сотрудникам этого ведомства. Гражданин, обратившийся в соцзащиту со своими проблемами, не обязан руководствоваться внутренними инструкциями учреждения, которые для него имеют рекомендательный характер.
Анализ документов органов соцзащиты в этой части показывает, что установленную процедуру можно использовать лишь при жизни кормильца. Но ведь основное содержание статей этого цикла – пенсии по случаю потери кормильца, именно в связи с этим мы стали рассуждать на тему иждивения. А если кормилец умер, как соцзащита представляет себе процедуру исполнения собственных рекомендаций? Если эта процедура явно рассчитана на участие самого кормильца, значит устанавливать статус иждивенца после смерти его кормильца не представляется возможным.
Захочет ли кормилец обременять себя и своего иждивенца исполнением рекомендаций соцзащиты? Такая вероятность очень мала, по следующим причинам:
Причина первая: намерений кормильца оформить статус своего иждивенца, скорее всего, не возникнет. Тем более, после того, как он узнает подробности этой процедуры, например, прочитает перечень документов, которые ему предстоит подготовить. При этом первый этап оформления - медицинская комиссия, которую должен проходить иждивенец. Соцзащита полагает, что такое обследование должно подтвердить нетрудоспособность или ограничение в самообслуживании, только после такого обследования органы соцзащиты готовы рассматривать вопрос о статусе иждивенца.
Причина вторая: иждивенец, по мнению органов соцзащиты, это временный статус, следовательно, он должен быть продлен, периодически, даже если условия его получения сохраняются. Для продления статуса иждивенца придется обращаться в социальную службу повторно и предоставлять все необходимые документы для проверки. А как быть, если на основании статуса иждивенца оформлена пенсия по случаю потери кормильца? Периодически подтверждать свое право на эту пенсию?
Причина третья: в документах соцзащиты подробно изложен порядок подтверждения степени родства иждивенца и его попечителя. Должны бытьпредоставлены:
- свидетельство о рождении последнего, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о браке родителей, свидетельство о смерти одного из родителей и так далее;
- медицинские документы, подтверждающие нетрудоспособность или недееспособность иждивенца с указанием требуемых мер медпомощи; -документы, подтверждающие доход или материальное положение иждивенца.
-выписки из банковских счетов, документы о владении имуществом, акты оценки недвижимости и так далее. Все документы должны подаваться в форме оригинала. Копия допускается, если она нотариально заверена. Органы соцзащиты могут запросить дополнительную информацию при определении уровня социальной поддержки.
Но в документах федерального уровня наличие родственных связей кормильца и иждивенца не рассматривается в качестве обязательного условия. Скорее наоборот: по общему правилу, кормилец и иждивенец не обязательно могут быть родственниками. Странно, что объяснять это приходится соцзащите…
Особо хочу выделить закрепленное в документах соцзащиты право запрашивать на любого гражданина дополнительные документы, характеризующие его социальное положение. Трудно предположить, что кормилец добровольно позволит соцзащите «вывернуть себя наизнанку», перспектива оказаться «под колпаком» у соцзащиты отпугнет от попечительства многих благотворителей и просто милосердных людей. Интересно было бы узнать, в чьей больной голове родилась эта странная фантазия? И потом, если посмотреть на перечень документов, которые кормилец обязан представить, и посчитать, сколько будет стоить комплект нотариальных копий этих документов (других копий соцзащита, следуя собственным инструкциям, не берет), получится серьезная сумма, которую кормилец вынужден будет оставлять в нотариальной конторе регулярно. Разумеется, кормилец – состоятельный человек, но именно успешные деловые люди, из принципиальных соображений, не позволяют себе тратить деньги «не глядя», например, оплачивать чужие нездоровые фантазии.
Причина четвёртая: считаю, что можно в этом случае еще раз подчеркнуть, что всю эту, внушительную по объёму, работу кормилец и иждивенец должны проделывать регулярно, поскольку статус иждивенца, если следовать документам соцзащиты, является временным. Причем, если целью является получение гарантий соблюдения прав иждивенца после смерти кормильца, возникает препятствие психологического характера: люди стараются не задумываться о перспективе ухода из этой жизни и, тем более, мало кому придет в голову при жизни, регулярно, выполнять эти ведомственные бюрократические инструкции. Потому и не попались мне на глаза эти документы соцзащиты, поскольку никто, кроме самой соцзащиты, находясь в здравом уме, выполнять такие инструкции не будет. Как бы узнать, имели ли место факты оформления статуса иждивенца органами соцзащиты, на основании таких инструкций?
Если коротко сформулировать мой основной вывод, то он такой – если статус иждивенца и процедура присвоения этого статуса в законах не прописана, пытаться заполнить эту «дыру» в законодательстве ведомственными подзаконными актами и инструкциями «для внутреннего употребления» никакого смысла не имеет. Тем более, если качество ведомственных документов делает невозможным их практическое применения.