85 лет назад – 21 мая 1939 года состоялся первый полет бомбардировщика ДБ-3Ф, вошедший в историю под наименованием Ил-4.
Приказ по главному управлению авиационной промышленности наркомата тяжелой промышленности СССР № 055С за подписью зам. наркома НКТП и начальника ГУАП Михаила Кагановича о внедрении на заводе №126 Комсомольска-на-Амуре серийного производства самолета ДБ-3 вышел тремя годами ранее и тоже 21 мая.
Этим документом было предписано передать на завод в город Юности чертежи, спецификацию, мерительный инструмент, один экземпляр самолета ДБ-3, а также командировать специалистов московского завода №39, где уже начали выпуск этих бомбардировщиков для помощи в организации производства.
Только в марте 1938 года комсомольские авиастроители смогли предъявить военной приемке первый самолет. Столь непростым было освоение его строительства. Не хватало специалистов, опыта планирования и организации производства. Учились комсомольские авиастроители, что называется «по ходу дела». О том, насколько острым был дефицит опытных специалистов, говорит тот факт, что работники с одно-двухлетним стажем сами становились наставниками вновь прибывающих.
Кроме того, запущенная в серийное производство машина не прошла еще государственных испытаний, и конструктивные изменения следовали непрерывно – только за 1937 год их поступило около 12 тысяч.
Тем не менее, под выпуск нового самолёта перестраивались цеха. Компетентный инженер и руководитель Константин Николаевич Классиди провел ряд организационных мероприятий в сварочном цехе. Под новые технологические задачи были объединены малярный цех и гальванический участок.
1 января 1938 года на завод прибыла бригада опытных, в основном московских, специалистов, под руководством начальника авиационного отдела наркомата обороны Артема Никитича Тер-Маркаряна. Был проведен ряд мероприятий, направленных на увеличение мощностей, технического и организационного уровня производства.
Благодаря совместным усилиям был успешно выполнен план 1938 года – заказчику были переданы 30 самолётов ДБ-3.
В феврале 1941 года завод успешно испытал новую модификацию бомбардировщика - ДБ-3Ф, которая в 1942 году получила название Ил-4. Всего в годы войны комсомольским авиазаводом их было выпущено 2757 штук.
Во время Великой Отечественной войны Ил-4 стали основными советскими дальними бомбардировщиками. Обладая продолжительностью полета 7–9 часов, самолеты также привлекались для дальней разведки, заброски во вражеский тыл разведывательно-диверсионных групп и снабжения партизанских отрядов. В морской авиации Ил-4 уничтожали корабли и подлодки противника с помощью торпед и бомб, ставили минные заграждения. После капитуляции Германии эти самолеты громили части Квантунской армии на Дальнем Востоке.
Памятник легендарному самолету был установлен на территории «Б» комсомольского авиазавода 13 августа 1982 года.