Найти тему
Фотосклад.Эксперт

Коллажирование в фотографии: двухвековой тренд

Кажется, что коллаж нужен только для творчества. Фотографу и так есть, чем заняться: вести соцсети, договариваться с клиентами, продумывать идею, искать студию, собирать и координировать команду, ретушировать. Но поверьте: вам и вашим клиентам нужен коллаж. Сейчас совместить несколько фотографий — это не искусство, а тренд и потребность.

Рассказываем, почему коллаж из фотографий — актуальное направление для фотографов, а также в каких жанрах и зачем его используют.

   Эта многосоставная композиция — коллаж по картине Боттичелли «Весна». Удивительно, но в таком стиле фотографы творили ещё в середине XIX века / Фотоколлаж: Елизавета Чечевица
Эта многосоставная композиция — коллаж по картине Боттичелли «Весна». Удивительно, но в таком стиле фотографы творили ещё в середине XIX века / Фотоколлаж: Елизавета Чечевица

Коллаж в фотографии: прошлое

Коллаж — это французское слово, которое переводится как «оклеивание» или «приклеивание». Техника пришла из декоративного искусства — люди брали несколько объектов и соединяли их. Это могло и может быть что угодно: от мусора, подобранного на улице, до винтажных пуговиц и вырезок из старых газет. Этот вид творчества стал популярен в XIX-XX веке, хотя появился гораздо раньше.

Считается, что раньше, в дофотошопную эпоху, фотография была «настоящей», а сейчас снимки — это перекроенные в графическом редакторе подделки. Но ретушь, а также коллажирование (правильнее говорить «фотомонтаж»), были и в плёночную эпоху! Просто работа была более кропотливой, ведь последние действия нельзя отменить, как в Фотошопе, а неаккуратная работа с инструментами могла повредить снимок.

В прошлом фотографии обрабатывали на негативе, то есть на непроявленной фотографии (сейчас это RAW-файл). Приходилось непросто, ведь на негативе чёрные и белые области менялись местами, а работать нужно было вручную инструментами: кистями, скребками, красителями, тушью, ножами, реактивами и карандашом.

Для редактирования плёночных негативов использовали станки, похожие на настольные мольберты, но с подсветкой. Они раскладывались, а внутри был ящичек с инструментами. Проще всего, конечно, было работать с плёнками в большом и среднем формате, но эталонные 35-миллиметров тоже правили. Просто это было ещё сложнее — ретушёр использовал увеличительное стекло, как ювелир.

   Реклама станка для ретуши Marions perfect retouching desk из старой газеты / Источник: ruphoto.ru
Реклама станка для ретуши Marions perfect retouching desk из старой газеты / Источник: ruphoto.ru

Ретушировали то же, что и сейчас: кожу, дефекты, а также физические повреждения плёнки: царапины, сколы. Иногда постобработку делали и на готовых снимках. Например, выделяли отдельные детали, расставляли акценты. И, естественно, делали коллажи!

   Станки для ретуши продают до сих пор, хотя это редкость для коллекционеров и фотографов, которым интересно погрузиться в методы работы «старой школы» / Фото: foto39.ru
Станки для ретуши продают до сих пор, хотя это редкость для коллекционеров и фотографов, которым интересно погрузиться в методы работы «старой школы» / Фото: foto39.ru

Коллаж в пикторализме

Пикторализм — это стиль в фотографии, появившийся на рубеже XIX-XX веков. Его сверхзадача заключалась в том, чтобы фотография перестала считаться вторичным искусством.

Авторы старались сделать всё, чтобы их снимки максимально были похожи на картины, а то и вовсе неотличимы от живописного полотна. К слову, у адептов движения всё получилось — статус фотографии изменился, её стали считать искусством, снимки начали появляться в музеях и на выставках.

Чтобы приблизить фотографию к живописи, пикторалисты пользовались мягкорисующими объективами, занимались постобработкой кадров растворами, печатали особым образом, например, методом фотографюры, продумывали композицию, образы, окружение и делали фотомонтаж.

   Умер ли пикторализм? Нет! Наш современник, американский фотограф Питер Миллер, снимает пейзажи в стиле пикторализма и даже использует метод печати фотогравюры, который применяли основоположники жанра в XIX-XX веках / Фото: Питер Миллер
Умер ли пикторализм? Нет! Наш современник, американский фотограф Питер Миллер, снимает пейзажи в стиле пикторализма и даже использует метод печати фотогравюры, который применяли основоположники жанра в XIX-XX веках / Фото: Питер Миллер

Фотограф Генри Пич Робинсон пытался повторить живописные полотна. Для этого он снимал разные части сцены отдельно, а потом отпечатывал каждый объект с разных плёнок отдельно. Он работал так: делал карандашные наброски к будущим фотокартинам, искал моделей, а после снимал недостающие кадры отдельно, чтобы композиция сложилась.

   Знаковая фотография Генри Робинсона «Угасание» (1858). Чтобы сделать этот снимок, автор соединил вместе пять негативов
Знаковая фотография Генри Робинсона «Угасание» (1858). Чтобы сделать этот снимок, автор соединил вместе пять негативов

Оскар Рейландер (1813-1875) — ещё один пикторалист, обожающий фотомонтаж. Вернее, именно он и придумал этот метод, который тогда назывался «комбинированная печать».

Правда, изначальный порыв фотографа был связан не с желанием творить, а с технической необходимостью: у него не получалось сфотографировать троих людей на разном расстоянии так, чтобы все были в резкости. И что же он сделал? Сфотографировал всех отдельно и соединил!

   Позже Оскар Рейландер применял фотомонтаж в творчестве. Фотокартина «Два пути жизни» (1857) / Оскар Густав Рейландер
Позже Оскар Рейландер применял фотомонтаж в творчестве. Фотокартина «Два пути жизни» (1857) / Оскар Густав Рейландер

Читайте также:
Кради как художник: как вдохновляться фотографу, идеи для фотографий

Фотоколлаж в современной фотографии

Фотомонтаж используют и сейчас. В современной фотографии коллаж применяют чаще, чем раньше: вещей, где он нужен, больше, а технически работать в Фотошопе с планшетом куда проще, чем вручную с лезвием и увеличительным стеклом наперевес. Рассмотрим, где и в каких жанрах используют коллажирование в фотографии.

Читайте также:
Коллаж: пошаговый план, как сделать из фотографий

Групповые фотографии

Да, за столетия мало что изменилось не изменилось. Современные фотографы работают тем же методом фотомонтажа, которые придумал Оскар Рейландер в 1855 году.

Положим, пару или небольшую семью можно сфотографировать и без этого. Правда, нужно всё равно следить, чтобы лица находились примерно на одной линии. Если же вы фотографируете большую группу людей, например, бизнес-команду или музыкантов, которые к тому же стоят вразнобой, без коллажа вам не обойтись.

   Делается это просто: продумывается композиция, рисуется раскадровка, людей фотографируют по очереди в одном и том же свете (будет проще, если каждый будет изначально стоять на нужном месте), а потом несколько кадров соединяют в графическом редакторе / Фото: deanwest.com
Делается это просто: продумывается композиция, рисуется раскадровка, людей фотографируют по очереди в одном и том же свете (будет проще, если каждый будет изначально стоять на нужном месте), а потом несколько кадров соединяют в графическом редакторе / Фото: deanwest.com

Читайте также:
Раскадровка для фотографа: что это, как и где сделать

Ещё ситуация: на фотографии все стоят в рядок и получились в резкости, но кто-то не улыбнулся, кто-то закрыл глаза, а у кого-то появился некрасивый блик от очков. В таком случае коллажировать придётся самую удачную фотографию с деталями других дублей. Такое может случиться где угодно. Например, на свадебной групповой фотографии.

Рекламная фотография

Рекламная фотография — это ниша, в которой уметь коллажировать обязательно. Это также важно, как фотографу уметь держать в руках фотоаппарат и менять настройки. В рекламе много креатива, фэнтезийных композиций и — часто — очень много людей и объектов, которых нереально сфотографировать и осветить равномерно вместе.

Чтобы вдохновиться, посмотрите работы Дина Веста (Dean West) на его сайте. Он фотограф и коллажист. Его рекламные снимки невероятно яркие и задорные. Композиционно они напоминают фильмы Уэса Андерсона.

   Огромный многосоставной коллаж, продуманный до мелочей / Фото: Dean West, deanwest.com
Огромный многосоставной коллаж, продуманный до мелочей / Фото: Dean West, deanwest.com

Естественно, к рекламной фотографии относятся также предметка и фуд-фото. Поменять фон, добавить брызг, заставить левитировать котлетку и булочки бургера. Не думаете же вы, что ассистент подкидывает еду, пока её снимают? Куда проще подвесить объекты на леске, которую потом заретушируют, а сами объекты соединяют на одном снимке.

Читайте также:
Как фотографировать левитацию
Идеи для фото: как заморозить движение в кадре

Афиши и альбомы музыкантов

Иногда, в простых случаях, требуется просто объединить несколько людей или объектов в одном кадре. Но бывают ситуации, когда у заказчика сложная идея, которую нужно воплотить. Тогда ждите чего угодно: от замены фона до коллажирования отражений в глазах.

   Простой коллаж по идее музыканта, который стал обложкой для песни / Фото: Елизавета Чечевица
Простой коллаж по идее музыканта, который стал обложкой для песни / Фото: Елизавета Чечевица

Стрит-фотография и архитектура

Стрит-фотография больше про репортаж, но не обязана им быть. Возможно, вам придётся просто убрать некрасивых провод на ретуши, но иногда нужно больше: заменить небо или объединить две фотографии с разными яркостями.

   Пример: так как здание в тени, а небо светлое, получить единую уравновешенную композицию не получилось. Пришлось делать два кадра с разными ISO, а потом объединять их на постобработке. Итоговое фото слева / Фото: Елизавета Чечевица
Пример: так как здание в тени, а небо светлое, получить единую уравновешенную композицию не получилось. Пришлось делать два кадра с разными ISO, а потом объединять их на постобработке. Итоговое фото слева / Фото: Елизавета Чечевица

Косплей

Косплей — узкая ниша в фотографии. Задача модели и автора сделать такой кадр, где человек максимально похож на персонажа. Естественно, тут требуется не только грим, костюм, реквизит, локация, но и атмосфера. Вам придётся коллажировать животных, менять фон, добавлять текстуры и отдельные предметы. Например, оружие или магические посохи.

   Для коллажа пришлось искать и вырезать со скриншота дракона, менять белую циклораму на таинственный замок / Фото: Елизавета Чечевица
Для коллажа пришлось искать и вырезать со скриншота дракона, менять белую циклораму на таинственный замок / Фото: Елизавета Чечевица

Арт-фотография

В данном жанре никто не указ, а возможности творчества безграничны. Например, вы можете коллажировать в Фотошопе, но кто помешает дописать что-то маркером или краской поверх напечатанной фотографии? Снимок можно прошить нитками, приклеить пуговицы или снимки из журналов, исписать мелками или чем-нибудь продырявить. Главное, чтобы вы сами понимали зачем это делаете и какую цель преследуете как автор.

Читайте также:
Файн-арт фотография: как снять портрет