Найти тему
ИСТОРИЯ МИРА

Что сделал русский летчик, когда его начал "дразнить" самолет-нарушитель

В конце семидесятых годов прошлого столетия ситуация на Ближнем Востоке, в частности в Иране, напоминала нынешнюю. Америка была крайне недовольна расширяющейся торговлей дешевой иранской нефтью, в том числе с Советским Союзом и решает раскачать ситуацию в регионе традиционным методом, накачивая радикалов оружием под видом гуманитарной помощи.

Все это закончилось Исламской революцией и последующей войной между Ираном и Ираком. Только по прошествию времени США подтвердили свое участие в этих событиях.

Одним из поставщиков оружия в Тегеран был швейцарский торговец оружием Андреас Дженни, который вместе со своим подельником Стюартом Алленом Маккаферти совершали неоднократные авиарейсы в Иран, переправляя туда запасные части для танков и бронетехники, а также большое количество боеприпасов под видом медикаментов.

-2

Примечательно, что оружейные бароны изначально хотели наладить поставки вооружений в Тегеран напрямую из США, но не нашли понимания от американских чартерных авиаперевозчиков и были перенаправлены в Тель-Авив, который всегда находился в напряженных политических отношениях с Ираном.

Министерство иностранных дел Советского Союза, опираясь на оперативные сведения разведки, неоднократно обращались к Израилю с вопросом прояснения цели подобных авиаперелетов, но бесполезно, адекватного ответа так и не было получено.

  • Очередной рейс оружейного трафика был совершен 17 июля 1981 года по маршруту Тель-Авив - Тегеран, во время которого экипаж самолета, перевозящего опасный груз, решил сократить полетный маршрут, пролетев над советской территорией.
  • В то время советская система ПВО на южных границах была слабо оснащена как технически, так и профессионально, но тем не менее радары засекли неопознанное воздушное судно, но сигнал был проигнорирован и перехватчики даже не были подняты в воздух.
-3

На следующий день транспортник при совершении обратного рейса полетел тем же сокращенным маршрутом с нарушением воздушного пространства СССР. На этот раз на перехват были подняты две пары истребителей СУ-15ТМ. К сожалению, из-за непрофессиональных и нерешительных действий советских летчиков, результатов этот вылет не принес, а истребители выработав топливный ресурс вернулись на аэродром.

Задача перехватить неизвестный самолет была поставлена капитану Валентину Куляпину, истребитель которого был вооружен ракетами средней дальности и не был предназначен для ближнего боя из-за значительного превосходства в крейсерской скорости. Ближний бой был чреват потерей управления истребителем и уходом в штопор.
-4

По рассказам самого Валентина Куляпина, самолет-нарушитель не отвечал на сигналы с земли и воздуха, игнорировал требования о снижении и совершал опасные маневры, надеясь сбить советский истребитель с преследования. Оценив ситуацию и убедившись в том, что на фюзеляже нарушителя отсутствовали иллюминаторы, а значит он не является пассажирским самолетом, наш летчик принял беспрецедентное решение и пошел на таран.

Валентин Куляпин со второй попытки совершил опасный маневр, ударив фюзеляжем своего истребителя по стабилизатору неопознанного транспортника, после чего тот ушел в штопор и упал в нескольких километрах от границы. Все находящиеся на борту погибли, а капитан Куляпин сумел катапультироваться и остался в живых.

В результате воздушного боя, длившегося всего четырнадцать минут, Валентин Куляпин за проявленные мужество и героизм был награжден орденом Красного Знамени.