Найти тему

Дипломатический протокол и этикет

Оглавление

В.А. Тышкова, помощник заместителя генерального директора по управлению зарубежными активами

Международные контакты Российской Федерации с зарубежными государствами за последнее десятилетие получили активное развитие. Они охватывают весь спектр межгосударственных отношений (политические, экономические и пр.). Ежегодно в нашей стране принимают сотни иностранных делегаций на уровне глав государств, правительств, министров иностранных дел, министерств и ведомств, представителей международных организаций и деловых кругов. И наоборот – представители России осуществляют интенсивные визиты за рубеж. На карте мира до сих пор появляются новые независимые государства, с которыми Россия устанавливает (и будет устанавливать впредь) конструктивные международные отношения.

Важнейшие составные профессионального обеспечения международных отношений, неотъемлемый организационно-политический инструмент решения нашими заграничными представительствами поставленных перед ними задач – дипломатический протокол и этикет.

Определимся с понятиями

Дипломатический протокол – совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, которые соблюдают правительства, ведомства иностранных дел, дипломатические представительства, официальные лица в международном общении.

Дипломатический этикет – совокупность общепринятых в международной практике правил почтительности и уважения, соблюдаемых в дипломатических служебных и межличностных отношениях.

Деловой протокол – регламентирует порядок проведения деловых встреч, переговоров и бесед, приема делегаций, подписания договоров и соглашений, ведения деловой переписки, организации представительских мероприятий и т.д. Включает в себя и необходимость соблюдения требований деловой этики, определяющей и регламентирующей внешнюю сторону деловых контактов.

Кому и зачем нужно знание протокола?

Хорошее знание протокола нужно не только дипломатам, но и каждому госслужащему, занимающемуся вопросами международного экономического сотрудничества. Необходимо оно и всем бизнесменам, которые хотят успешно сотрудничать с заграничными партнерами. Грамотное владение правилами и нормами дипломатического и делового протокола создает благоприятный климат общения, повышает престиж как дипломатического (экономического) ведомства, так и государства в целом.

Необходимость использования в работе с зарубежными партнерами общепринятых международных норм и правил поведения объективно способствует их укоренению в практику взаимоотношений между участниками бизнес-сообщества, задача которых – успешное интегрирование в глобальную мировую систему международных связей. Философия поведения имеет свои законы, которые нужно знать, а не придумывать заново.

Изучение особенностей протокольной практики в сфере профессиональной дипломатической деятельности раскрывает универсальные организационно-протокольные положения работы с иностранными партнерами (задачи протокольных служб, установление протокольного старшинства, порядок приема зарубежных делегаций, организация проведения переговоров и т.д.).

Такой универсальный характер сформулированных протокольных правил, предложений и рекомендаций предполагает возможность их применения деловыми людьми (термин «протокол» применяется в этом случае условно как эквивалент правил поведения) и в своей основе повторяет многие элементы дипломатического протокола в части регламентации самого общения, придания ему максимально рационального, вежливого и уважительного характера. И в этом смысле не будет ошибкой, если нормы дипломатического протокола в части организации встреч, бесед, приемов, оформления деловой переписки и т.п. будут как бы калькироваться в контактах с бизнесменами и другими официальными гостями из-за рубежа.

Что нам известно о дипломатическом протоколе?

Дипломатический протокол является формой, в которую облекается та или иная внешнеполитическая акция государства, его представительства или представителя.

Правила дипломатического протокола основываются на принципе «международной вежливости» – совокупности общепринятых в международной практике правил этикета, почтительности и уважения, соблюдаемых в межгосударственных отношениях. Нарушение международной вежливости, особенно преднамеренное, рассматривается как нанесение ущерба престижу и авторитету государства.

С соблюдением определенных правил дипломатического протокола устанавливаются дипломатические отношения; назначаются главы дипломатического представительства и происходит вручение верительных грамот[1]; осуществляются дипломатические визиты, прием и проводы официальных делегаций, проводятся различные дипломатические приемы; ведутся переговоры; созываются международные конференции и совещания; подписываются международные договоры и соглашения; осуществляется реагирование на разного рода праздничные и траурные события. Имеется особый этикет гимна и государственного флага.

Дипломатический протокол имеет богатую историю, свои особенности и традиции в разных странах. Но его основа стабильна и неизменна: это выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, а в его лице – к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся правила и нормы протокола регулируют практически все формы дипломатической практики. В зависимости от состояния политических отношений с той или иной страной при применении правил протокола им придается большая или меньшая торжественность, расширяется или уменьшается количество и уровень участия официальных лиц и т.п.

Мировая практика организации дипломатического протокола

Для выполнения многочисленных функций дипломатического протокола во всех странах создаются специальные службы. Структура этих служб может быть различной. В мировой практике организации дипломатического протокола сложилось две системы:
1. Децентрализованная, или распределенная. По этой системе протокольные подразделения присутствуют в разных государственных институтах на разных уровнях власти и государственного управления. Это самая распространенная система (США, Великобритания, Япония).
2. Централизованная. В соответствии с ней в стране создается основной координирующий орган, который проводит единую государственную политику в протокольном обеспечении международных контактов должностных лиц различного уровня. Примеры этой системы – протокольные службы Франции и Италии.
Но такое деление условно. Часто в конкретной стране можно наблюдать элементы и той и другой системы.

Дипломатический этикет как часть дипломатического протокола

Одна из составных частей дипломатического протокола – дипломатический этикет. Общение дипломатов со своими коллегами, с правительственными, общественными и деловыми кругами страны пребывания производится с соблюдением издавна установленных правил, отступление от которых может вызвать нежелательные осложнения во взаимоотношениях между дипломатическим представительством и этими кругами.

Если дипломатический протокол – это выражение хороших манер в отношениях между государствами, то дипломатический этикет – это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство. Правила дипломатического этикета диктуют формы обращения, переписки, строгий порядок нанесения визитов, проведения встреч и бесед, дипломатических приемов и т.п. Они же предъявляют определенные (и довольно строгие) требования к внешнему виду дипломата и дипломатического служащего, его одежде, манерам, поведению.

Известный французский дипломат Жюль Камбон о протокольных нормах: «Правила протокола в настоящее время кажутся несколько старомодными. Таково уж свойство обычаев: хотя их и критикуют, им следует подчиняться. Не делать этого так же глупо, как не снимать шляпу при входе в церковь или обувь при входе в мечеть. В сущности, не все уж так бессмысленно в этих торжественных пустяках».

Признавая и соблюдая общепринятые нормы международной вежливости, российский дипломатический протокол не делает различий между представителями больших и малых государств, не допускает никакой дискриминации по национальному и иному признаку.

Департамент государственного протокола МИД РФ

В системе российской дипломатической службы вопросами протокольной практики занимается Департамент государственного протокола (ДГП), являющийся политическим структурным подразделением Министерства иностранных дел Российской Федерации.

-2

Департамент создан в целях обеспечения средствами и нормами дипломатического протокола внешнеполитических мероприятий Российской Федерации, применения единой протокольной практики при приеме иностранных официальных представителей в Российской Федерации и осуществления визитов руководителей России в зарубежные страны.

Департамент в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными актами, Положением о МИД России, приказами и указаниями руководства министерства, а также Положением о Департаменте государственного протокола (утвержден Министром). Работу с иностранными партнерами строит с учетом общепринятых в международной практике протокольных норм, положений Венской конвенции о дипломатических сношениях[2], характера двусторонних отношений между государствами.

Подразделения Департамента:

· отдел по пребыванию дипломатического корпуса;

· отдел визитов и делегаций;

· отдел информационной работы с дипломатическим корпусом, регистрации и правительственных телеграмм.

Задачи Департамента государственного протокола МИД РФ

1. Обеспечение единой протокольной практики в Российской Федерации, контроль за соблюдением Венской конвенции о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории России.
2. Защита интересов Российской Федерации и ее граждан при выполнении службой задач, связанных с пребыванием дипломатического корпуса, осуществление контроля за соблюдением иностранными дипломатами законов и правил Российской Федерации.
3. Участие в разработке предложений и осуществлении мероприятий протокольного и организационного характера, при визитах за границу Президента, Председателя Правительства РФ, министра иностранных дел, а также визитов государственных и правительственных делегаций, глав государств, глав правительств зарубежных стран, министров иностранных дел в Россию.
4. Контроль за составлением и направлением телеграмм от имени главы государства в связи с национальными праздниками и другими памятными датами иностранных государств.
5. Поддержание постоянных рабочих связей с дипломатическими представительствами России за рубежом, оказание им необходимой помощи в протокольной работе.
6. Поддержание деловых контактов с дипломатическими представительствами иностранных государств на территории России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
7. Изучение и обобщение международной протокольной практики.

В международной протокольной практике служба дипломатического протокола может называться по-разному и иметь разную подчиненность, однако обеспечивает исполнение примерно одинакового объема обязанностей. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Департамент государственного протокола обеспечивает единую протокольную практику в России.

Исходя из перечисленных выше основных задач, Департамент государственного протокола выполняет следующие функции:

1. Готовит по согласованию с другими подразделениями МИД документы по приему в Российской Федерации зарубежных делегаций на высшем и высоком уровне, разрабатывает проекты программ их пребывания и после соответствующего утверждения организует проведение протокольных мероприятий (встречи, проводы делегаций, возложение венков, завтраки, обеды, посещение театра и др.).

2. Организует аккредитацию глав иностранных дипломатических представительств.

3. Занимается вопросами дипломатических привилегий и иммунитетов иностранных дипломатических и административно-технических работников, а также их таможенными привилегиями.

4. Готовит верительные и отзывные грамоты послов Российской Федерации, направляемых за рубеж.

5. Осуществляет регистрацию персонала дипломатического корпуса и выдачу им соответствующих документов.

6. Участвует в рамках своей компетенции в урегулировании материальных претензий российских граждан и организаций к дипломатическим представительствам и их сотрудникам.

7. Организует представление дипломатического корпуса Президенту Российской Федерации, а также главам государств, прибывшим в Россию с официальными визитами (по их желанию).

8. Организует приглашение глав дипломатических представительств на мероприятия и церемонии государственного характера, а также на проводимые в России международные мероприятия (фестивали, выставки, ярмарки и т. п.).

9. Издает сборник «Дипломатический корпус в Москве».

Это основные, наиболее важные функции. Ежедневно Департамент решает массу других больших и малых проблем.

История дипломатического протокола в России

Единого нормативного документа, обобщающего правила дипломатического протокола в нашей стране, не было вплоть до 50-х гг. В работе коллегии МИД СССР в мае 1955 г. этот факт был отмечен как один из серьезных недостатков в работе Протокольного отдела.

В августе 1957 г. по инициативе МИД приняли специальный нормативный документ, направленный на улучшение работы министерств и ведомств по Организации встречи и проводов иностранных делегаций. В апреле 1958 г. Протокольным отделом МИД была разработана и после утверждения разослана «Памятка министерствам и ведомствам по некоторым вопросам организации работы с приезжающими в Советский Союз иностранными делегациями».

Во второй половине 60-хх гг. практика рационализации протокольных норм усиливается. В 70-е гг. Протокольный отдел МИД активно работал над составлением основных положений протокольной практики, которые призваны были обеспечить единообразный подход ко всему комплексу протокольных и церемониальных вопросов, касающихся приема зарубежных делегаций высокого уровня. Утвердили Основные положения протокольной практики, где все визиты глав государств, глав правительств и министров иностранных дел подразделялись на официальный, деловой, неофициальный, визит проездом. Впервые был четко указан набор основных мероприятий, проводимых в соответствии с характером визита. Определен уровень официальных лиц, которые должны принимать участие в мероприятиях по программе.

В 80-е гг. в связи с целым рядом недоразумений, вызванных неправильной трактовкой характера и формата визитов глав зарубежных государств и правительств, внимание руководителей загранучреждений было обращено на необходимость более строго соблюдения всех требований действующих протокольных норм в практической работе.

Дальнейшие существенные изменения в действующую протокольную практику проведения визитов на высшем уровне были внесены в годы перестройки. Протокольный отдел МИД был преобразован в Управление государственного протокола. В мае 1990 г. в рамках Управления делами президента СССР был создан протокольный отдел.

8 декабря 1991 г. на Беловежской встрече глав БССР, РСФСР и УССР было принято решение о создании Содружества Независимых Государств.

18 декабря 1991 г. последовал Указ № 291 Президента Б.Н. Ельцина о внешнеполитической службе РСФСР[3]. В этом документе, разместившемся на одной странице, но открывшем новую главу в истории российского внешнеполитического ведомства, нашлось место, чтобы подчеркнуть роль протокола и законодательно зафиксировать необходимость единообразного применения действующих протокольных норм на всей территории российского государства.

В Указе говорилось: «Создать Службу Государственного Протокола, обеспечивающую единую протокольную практику в РСФСР».

Управление Государственного Протокола МИД СССР было преобразовано в Службу, а затем в Департамент Государственного протокола МИД России. Созданы Управление Протокола Президента[4], Протокол Правительства; подразделения, занимающиеся вопросами протокола, появились в ряде министерств и ведомств, имеющих выход на международную арену, а также в администрациях субъектов Федерации.

Департамент государственного протокола Министерства иностранных дел РФ выступает в Российской Федерации в качестве единого государственного протокола. Через него осуществляется протокольная деятельность ряда высших государственных органов. По вопросам, связанным с деятельностью Президента РФ, Департамент работает совместно со службой протокола Президента.

В своей деятельности Департамент руководствуется: Конституцией Российской Федерации[5], законами России, указами Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства России, приказами, инструкциями и указаниями министра иностранных дел России.

Департамент возглавляет директор, назначаемый приказом министра в соответствии с решением Коллегии Министерства иностранных дел. В круг его обязанностей входит: решение штатных и кадровых вопросов, утверждение должностных инструкций, обеспечение сохранности государственной и служебной тайны, контроль за соблюдением государственного протокола в других ведомствах. По всем вопросам, относящимся к компетенции департамента, он представляет МИД во всех министерствах и ведомствах России, а также в учреждениях и организациях иностранных государств.

На эту должность, как правило, назначается высококвалифицированный профессиональный дипломат, чаще всего в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла (или Посланника), непременно обладающий большим опытом работы в центральном аппарате МИД и за рубежом, человек интеллигентный, деловой, с ярким талантом организатора.

Кого называют «шефом протокола»?

Вопросами протокольной работы в дипломатическом представительстве занимается специально выделенный для этой цели сотрудник – «шеф протокола», который непосредственно подчиняется главе представительства. Часто функции такого шефа совмещает помощник посла или другой оперативный сотрудник представительства. Поскольку этот сотрудник действует от имени главы дипломатического представительства, его указания по вопросам церемониала и протокола обязательны для всего персонала представительства.

Одна из основных задач Департамента – осуществление средствами и методами дипломатического протокола внешней политики Российской Федерации, координация деятельности министерств и ведомств в соответствии с их функциями, определенными Основными положениями государственной протокольной практики Российской Федерации.

По всем вопросам, касающимся обеспечения единой протокольной практики в Российской Федерации, Департамент государственного протокола работает в тесном и постоянном контакте с протокольными службами Президента Российской Федерации и Правительства России. Он тесно взаимодействует со всеми министерствами, ведомствами и субъектами Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию департамента, координирует деятельность загранучреждений и подразделений МИД по протокольным вопросам, ведет досье государственных флагов, гимнов и гербов иностранных государств.

В соответствии с задачами и функциями департамент укомплектован соответствующими штатами специально подготовленных дипломатических служащих и работников организационно-технического персонала. Большинство из них – выпускники Дипакадемии, МГИМО(У) и других ведущих вузов страны, долгое время проработавшие на оперативной дипломатической работе, прошедшие стажировку в аналогичных структурах за рубежом. Успех их деятельности – залог высокого авторитета, слаженности и стабильности работы дипломатического ведомства в целом.

Высококвалифицированный кадровый состав департамента позволяет ежегодно обеспечивать проведение сотен дипломатических визитов на уровне глав государств, правительств и министров иностранных дел, различного рода приемов, обедов и других протокольных мероприятий. Организовать и даже технически обеспечить их непросто. Все надо продумать, проверить, предусмотреть, начиная с решения вопросов о характере, от чьего имени и ради чего устраивается мероприятие, его месте и времени и заканчивая процедурой прощания. И все это с учетом традиций и обычаев других стран, особенностей российского протокола.

Об объемах нагрузки на Департамент говорят и другие факты. Например, один, а иногда два служащих ДГП, в обязательном порядке работают с каждой иностранной делегацией на протяжении всего периода ее пребывания в России. Не менее четырех раз в год проводятся церемонии вручения верительных грамот (из 155 глав дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в Москве, ежегодно меняется до одной трети). Немало сил и времени уходит на решение проблем, связанных с нарушениями правил дорожного движения членами дипломатического корпуса.

За всем этим – опыт и анализ, ответственность и организация, предвидение и оперативность, нервы и здоровье. Уровень загрузки практически предельный, не говоря уже об ответственности. Размеренности и неторопливости здесь никогда не бывает. Каждого сотрудника должны отличать собранность, пунктуальность, аккуратность, высочайшее знание международной жизни и всех тех вопросов, которыми в данный момент занимается ДГП, не говоря о правилах и тонкостях дипломатического этикета.

-3

Протокольное старшинство

Основа всякого организационного общества – его иерархия, понятное всем и всеми признаваемое старшинство (социальное, управленческое, профессиональное и т.д.). Старшинство – суть протокольной практики. Характер церемониалов официальных мероприятий, их этикетное наполнение отражают сложившуюся в государстве иерархию. Старшинство официальных лиц определяется, прежде всего, ее конституцией. Поэтому в список служебного старшинства, возглавляемый главой государства, в определенном порядке входят главы правительства и парламента (палат парламента), высшие судьи, губернаторы, министры, другие высокопоставленные чиновники – т.е. действующая административная элита.

Протокольная иерархия шире и сложнее служебной, она не ограничивается только кругом названных лиц. Ведь в числе почетных гостей официальных мероприятий могут быть бывшие члены парламента, правительства, представители церкви, деятели науки и культуры, руководители общественных организаций и др. Определить их старшинство бывает не менее важно, и при этом порой гораздо сложнее.

Кроме того, критерии протокольного старшинства во многом зависят от национально-культурных традиций страны. Например, действующая система старшинства в Англии определяется в первую очередь родством с сувереном, высоким положением в церкви, принадлежностью к дворянской знати, наличием королевских наград. Фактический же глава государства – премьер-министр – занимает в списке малопочетное 12-е место. Это еще одно подтверждение того, что протокол – дань условностям. В протокольной иерархии каждой страны предполагается коллективное почетное место дипломатического корпуса при его присутствии на официальных мероприятиях. Поскольку протокольная иерархия не всегда совпадает со служебной, в национальной практике многих стран установлены списки протокольного старшинства, утвержденные главой государства.

Протокольное старшинство в РФ

1. Президент Российской Федерации.
2. Председатель Правительства Российской Федерации.
3. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Лица, занимавшие должность Президента Российской Федерации.
6. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации.
7. Председатель Верховного Суда Российской Федерации.
8. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
9. Генеральный прокурор Российской Федерации.
10. Патриарх Московский и всея Руси.
11. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации.
12. Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации.
13. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства Российской Федерации.
14. Заместители Руководителя Администрации Президента Российской Федерации – помощники Президента Российской Федерации.
15. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.
16. Лица, занимавшие должность Председателя Правительства Российской Федерации.
17. Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
18. Заместители Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместители Председатели Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
19. Помощники Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, пресс-секретарь Президента Российской Федерации.
20. Федеральные министры Российской Федерации.
21. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
22. Председатель Центрального банка Российской Федерации.
23. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах.
24. Руководители федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
25. Председатель Счетной палаты Российской Федерации.
26. Президент Российской академии наук.
27. Руководители депутатских объединений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатели комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации.
28. Советники Президента Российской Федерации.
29. Руководители федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров), руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных федеральным министерствам.
30. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
31. Чрезвычайные и полномочные послы Российской Федерации в иностранных государствах, постоянные представители Российской Федерации при международных организациях.
32. Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
33. Постоянные члены Священного синода Русской православной церкви, руководители других конфессий – члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.
34. Заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации, кавалеры орденов Святого апостола Андрея Первозванного, Святого Георгия, лица, удостоенные звания Героя Российской Федерации, кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, не занимающие должностей, указанных в Протокольном старшинстве[I4] .
35. Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, первые заместители Председателя Центрального банка Российской Федерации.
36. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, заместители Председателя Центрального банка Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации.
37. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
38. Лица, занимающие высшие должности федеральной государственной службы, председатели совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации.
39. Руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
40. Аудиторы Счетной палаты Российской Федерации.
41. Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, не занимающие должностей, указанных в Протокольном старшинстве.
! Супруге (супругу) присваивается старшинство супруга (супруги).

Дипломатические приемы: подготовка и проведение

В международной практике дипломатические приемы – одна из общепринятых и распространенных форм деятельности дипломатических представительств, ведомств иностранных дел, а также законодательных и исполнительных органов власти. Кроме сугубо представительского значения, дипломатические приемы являются важнейшим средством установления, поддержания и развития контактов официальных властей с дипломатическим корпусом и иностранными журналистами.

Дипломатические приемы проводятся в ознаменование каких-либо событий: национальные праздники иностранных государств, важнейшие юбилейные и памятные даты в истории государства, годовщины установления дипломатических отношений, подписания двусторонних или многосторонних договоров и соглашений основополагающего характера и т.д. Другой повод для проведения приема – оказание почестей или гостеприимства высшим государственным должностным лицам, находящейся с визитом в стране делегации, а также деятелям науки, культуры, искусства.

В отдельных случаях дипломатические приемы могут проводиться и в порядке повседневной деятельности, независимо от каких-либо событий.

Действующая протокольная практика подразделяет дипломатические приемы в зависимости от повода и времени проведения на следующие основные виды: «Бокал шампанского» (с 12.00 до 13.00), «Завтрак» (между 12.00 и 15.00), «Чай» (между 16.00 и 18.00), «Коктейль» или «Фуршет» (начало – в интервале от 17.00 до 18.00, продолжительность – два часа), «Обед» (начинается в промежуток времени от 20.00 до 21.00 и длится два–три часа), «Ужин» (после 21.00). В российской протокольной практике такой вид дипломатического приема, как «Ужин», практически не используется. Официальный обед может быть проведен, начиная с 19.00. Варианты рассадки на приемах см. на Схеме 1.

-4

В последнее время в дипломатическом протоколе все чаще используется разновидность приема «Обед-буфет», при котором гости сами выбирают блюда с общего стола, а затем свободно рассаживаются. Это одна из наиболее демократичных форм вечернего дипломатического приема, поскольку в других случаях важно строго соблюдать принципы рассадки по протокольному старшинству.

На полученные приглашения часто требуется обязательный ответ. В таком случае в правом нижнем углу пригласительного билета содержится просьба об ответе (использование протокольной французской аббревиатуры R.S.V.P., что означает «Просьба ответить»). Обычно это делается при проведении приемов с рассадкой, а также при приглашении на прием по случаю национального праздника, когда для хозяина важно знать не только число гостей принявших приглашение, но и их состав. Отсутствие ответа на подобное приглашение расценивается в дипломатическом протоколе как верх неучтивости.

Подготовка каждого протокольного мероприятия – дело непростое и ответственное. Даже организовать классический прием вроде «Обеда» требует особых усилий и внимания практически всех подразделений дипломатического учреждения. Нужно предусмотреть продолжительность мероприятия, порядок приглашения, встречи у входа и сопровождения гостей в зал, их представления и размещения за столом. Следует заблаговременно решить вопрос о сервировке и содержании стола, где и как будет подаваться аперитив, кто и в какой последовательности будет получать слово для приветствия и провозглашения тоста. Продумывается также и процедура прощания с гостями.

Строгость, продуманность, доброжелательность атмосферы – важнейшие характеристики каждого протокольного мероприятия. Любой дипломатический прием, проводимый зарубежным представительством в стране пребывания, имеет политический характер. Уровень присутствия на приеме представителей исполнительной и законодательной власти – показатель отношений между государствами. Общепринятые нормы международной вежливости в отношении уровня присутствия высших должностных лиц на приемах предлагают выдерживать, как правило, принцип взаимности.

-5

Визиты на высшем уровне: категории и форматы

Зарубежные контакты высших государственных деятелей – одна из важнейших составных частей дипломатической практики суверенных государств. Визиты на высшем и высоком уровне отражают степень состояния политических отношений государств – участников встречи.

Развитие и расширение международной активности, укрепление политических, экономических, культурных связей, а также личных контактов между лидерами различных стран в XX веке требовали подведения под них более стабильной и прочной правовой основы, создания разветвленной системы двусторонних и многосторонних договоров и соглашений. Одновременно с этим развивались и совершенствовались основанные на традициях международной вежливости уже выработанные к тому времени общепринятые нормы и правила, которые нужно было соблюдать в международном общении.

В соответствии с действующими нормами протокольной практики или, иными словами, Государственным протоколом Российской Федерации, все визиты на высшем и высоком уровне по характеру приема подразделяются на категории (см. Схему 2).

-6

Рассмотрим каждый из них.

§ Государственный. Высшая категория визита в Российскую Федерацию. Его формат, наиболее полный с точки зрения протокольного содержания мероприятий, предусматриваемых Государственным протоколом Российской Федерации, предполагается только для глав иностранных государств.

Маленькая справка

Формат визита – совокупность мероприятий делового и протокольного характера, включенных в программу визита, их церемониальная сторона и уровень персонального участия в ключевых элементах программы российской стороны. О формате и характере предстоящего визита стороны договариваются заранее по дипломатическим каналам.
Формат государственного визита введен в российскую протокольную практику сравнительно недавно – в феврале 1997 г.[6], когда специальным Указом Президента Российской Федерации были внесены дополнения в Основные положения протокольной практики (утверждены Указом Президента РФ от 06.05.1994[7]).

§ Официальный. Одна из высших категорий визитов в Россию иностранных делегаций и официальных деятелей. Проводится при официальном посещении России высоким гостем или в том случае, если политическое содержание визита выходит за обычные рабочие рамки.

§ Рабочий (деловой). Прибытие государственных деятелей (делегаций) на переговоры, консультации, подписание договоров, соглашений и на другие подобные мероприятия, а также для проведения рабочей встречи с Президентом Российской Федерации.

§ Визит проездом (транзитом). Короткое пребывание почетного гостя в стране, через территорию которой он проезжает. Церемониальные элементы при таких визитах сведены к минимуму. Гостю, который проезжает транзитом по территории страны, предоставляются только признанные международными правилами вежливости знаки внимания.

§ Неофициальный (частный). Приезд в Россию государственных деятелей на конференции и совещания по общественной линии, для открытия выставок, присутствия на спортивных соревнованиях и конкурсах, участия в других мероприятиях, а также приезд по частным делам, в качестве гостя посла своей страны или с целью туризма.

Что еще нужно знать о визитах?

§ Подготовка. После принятия принципиального решения о приеме зарубежной делегации и согласования сроков определяется содержание организационно-протокольных мероприятий и их объем в зависимости от уровня, характера и формата запланированного визита. Департамент государственного протокола МИД России согласовывает эти вопросы с руководителем протокола Президента, секретариатом главы Правительства, другими министерствами и ведомствами, готовит проект соответствующего распоряжения.

Когда все эти вопросы согласованы, начинается работа по подготовке программы пребывания иностранной делегации.

§ Подготовительная и передовая группы. Работают над программой.

Направление подготовительных и передовых групп в страну предстоящего визита высокого гостя стало в последние годы нормой международной протокольной практики. В состав таких групп практически всегда входят представители служб протокола, безопасности, связи, информации и медицины. Подготовительная группа вместе с представителями принимающей стороны и собственного посольства выполняет следующие задачи:

· детальная проработка проекта программы;

· осмотр объектов, предусмотренных программой;

· проведение встреч по интересам с представителями соответствующих служб;

· обсуждение всего спектра организационно-технических и хозяйственных вопросов, включая размещение в резиденции, гостиницах, предоставление транспорта;

· определение финансовых условий проведения визита, исходя из существующих правил, норм и принципа взаимности.

В проекте программы в обязательном порядке учитываются предварительные пожелания высокого гостя, исходя из деловых интересов обеих сторон. По мере дальнейшей работы над проектом программы в него вносятся необходимые взаимоприемлемые изменения и дополнения.

§ Размещение высокого гостя. Большое внимание при подготовке визитов на высшем уровне уделяется протоколу размещения высокого гостя.

Российская протокольная практика предусматривает возможность предоставления гостю резиденции в Кремле. Однако это может быть сделано только в том случае, если визит носит государственный или официальный характер. При рабочих визитах глав государств в качестве резиденции предоставляется один из государственных особняков на Воробьевых горах. Госособняк в соответствии с протокольными правилами может быть предоставлен также главам правительств зарубежных государств при официальных и рабочих визитах, а также в отдельных случаях министрам иностранных дел, но только если визит министра носит официальный характер. Для официальных сопровождающих лиц предоставляются номера в гостиницах Управления делами Президента «Золотое кольцо» или «Президент-отель».

После окончательной отработки программы визита готовятся необходимые справочные и пояснительные материалы, схемы встречи и проводов делегации, рассадки участников переговоров и официальных протокольных мероприятий (обеда или завтрака) (см. Схемы 3, 4), церемонии возложения венка к могиле Неизвестного солдата, а также планы размещения гостей с адресами, телефонами и номерами закрепленных автомобилей. Одновременно готовятся предложения о памятных подарках.

-7
-8

Кроме того, для каждого приглашенного изготавливается отдельная карточка «Ваше место за столом» с необходимыми ориентирами (Схема 5).

-9

Программа визитов глав государств и глав правительств включает в себя следующие основные элементы: официальная церемония встречи (проводов) в аэропорту, размещение, переговоры, беседы, подписание документов, возложение венка, протокольное мероприятие (обед или завтрак), возможная поездка по стране. В программе может быть также предусмотрено официальное (или неофициальное) посещение театра. Насыщенность всех мероприятий, предусмотренных программой, их объем, церемониал и уровень участия официальных лиц определяется, исходя из основных положений протокольной практики, причем в строгом соответствии с характером и форматом того или иного визита.

К сведению

Формат государственного визита – наиболее полный с точки зрения протокольного содержания мероприятий, предусмотренных для визитов глав государств действующим протоколом Российской Федерации. Государственный визит – визит высшей категории. Он проводится лишь в особых случаях и не более одного раза за все время пребывания главы зарубежного государства у власти. На практике это обычно первый визит высокого иностранного гостя в Россию.
Протокольный формат государственного визита предусматривает более высокий по сравнению с официальным визитом уровень встречи и проводов в аэропорту, а также специальную церемонию встречи и проводов гостя Президентом Российской Федерации в его кремлевской резиденции или в Большом Кремлевском Дворце. Соответственно повышается уровень сопровождения делегации по всем мероприятиям программы, включая поездку по стране. При проведении государственного визита часто планируется подписание двусторонних документов основополагающего характера. Если визит начинается не в Москве, а в другом городе, то для встречи и сопровождения гостя выезжают официальные российские лица, определяемые программой визита.

Основные положения российской протокольной практики детально расписывают все мероприятия по приему глав иностранных государств в Российской Федерации с момента прибытия высокого гостя.

§ Официальная церемония встречи. Официальная церемония встречи в Москве начинается в аэропорту (на вокзале). В зависимости от характера и формата визита протокол достаточно четко определяет уровень и состав официальных встречающих лиц. В ходе государственного визита главу государства у трапа самолета (у выхода из вагона) встречает Председатель Правительства Российской Федерации, Министр иностранных дел, посол России в стране гостя, другие официальные лица.

При официальном или рабочем визите главы иностранного государства уровень встречи несколько ниже: гостя встречают один из заместителей Председателя Правительства, посол России в стране гостя, заместитель министра иностранных дел, другие официальные лица. Состав других официальных лиц, участвующих во встрече, определяется исходя из уровня и состава прибывающей делегации, а также деловых соображений.

Протокольный нюанс

Прибытие высокого гостя в Москву или его отъезд в выходные и праздничные дни, в поздние вечерние или ранние утренние часы может повлечь снижение уровня встречи (проводов). Однако на практике это протокольное правило применяется крайне редко.

На встречу в аэропорту при проведении государственного визита приглашают глав дипломатических представительств зарубежных стран, а также старших дипломатов посольства и немногочисленную группу граждан страны гостя, находящихся в Москве. При официальном визите главы государства эта категория лиц также может присутствовать при встрече, но только в случае пожелания гостя. Заботу о приглашении глав отдельных дипломатических представительств при этом берет на себя посольство соответствующей страны.

Как при государственном, так и при официальном визите глав государств в аэропорту (на вокзале) во время встречи гостя предусматривается воинская церемония: выстраивается почетный караул трех видов Вооруженных Сил Российской Федерации. Вывешиваются государственные флаги, исполняются государственные гимны страны гостя и России. При официальных визитах глав правительств также проводится воинская церемония, но во встрече гостя участвует почетный караул только одного вида Вооруженных Сил. При рабочих и других визитах проведение воинских церемоний не предусматривается.

После завершения церемонии встречи главный встречающий с российской стороны сопровождает гостя в автомобиле до отведенной ему российской стороной резиденции. Варианты рассадки в автомобилях приведены в Схеме 6.

-10

В случае прибытия гостя с супругой в церемонии встречи, а также ряде других протокольных мероприятий также принимает участие супруга главного встречающего с российской стороны, супруга посла, а также супруги ряда других официальных лиц.

§ Почетный эскорт. От аэропорта до Кремля главу государства сопровождает эскорт мотоциклистов. На автомобиле гостя устанавливаются флажки его страны и Российской Федерации. Государственный флаг страны гостя поднимается над его резиденцией.

Церемония встречи высокого гостя в Кремле при государственном визите. Протокол государственного визита помимо церемонии встречи в аэропорту (на вокзале) предусматривает официальную церемонию встречи высокого гостя в Кремле. В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца главу иностранного государства (с супругой) встречает Президент Российской Федерации (с супругой). В церемонии участвуют официальные сопровождающие главу иностранного государства лица и члены российской делегации.

Сама церемония носит весьма торжественный характер. В Георгиевском зале выстраивается почетный караул, одетый в специально пошитую форму, выдержанную в исторических воинских традициях, звучат фанфары, исполняются государственные гимны, производится официальное фотографирование.

Также предусмотрена возможность кратких приветственных выступлений перед микрофоном. (При официальных визитах глав государств церемония встречи гостя в Георгиевском зале БКД не проводится.)

Книжная полка

1. Лядов П.Ф. История российского протокола.
2. Семенов И.Н. Российский дипломатический протокол. История и современность.
3. Зорин В.А. Основы дипломатической службы.
4. Рахманин В.А. Исповедь начальника протокола.
5. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России.
6. Вуд Дж., Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол.

Как видите, протокол визитов – это не только церемониальное обеспечение приема и обеспечение пребывания высокого гостя и сопровождающих его лиц. Протокол несет серьезную политическую нагрузку, во многом определяет успех намеченной программы, а значит, и успешность дипломатических и внешнеполитических усилий государства на конкретном направлении.

___________________________________

[1] Верительные грамоты – документ, которым снабжается глава дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения его представительного характера и аккредитования в иностранном государстве. В нем выражается просьба верить всему тому, что будет излагать посол от имени главы своего государства и правительства, отсюда и название документа.

[2] Заключена в г. Вене 18.04.1961 (http://goo.gl/Pg1pV9).

[3] Указ Президента РСФСР от 18.12.1991 № 291 «О внешнеполитической службе РСФСР» (http://goo.gl/W1OVOY).

[4] Указ Президента РФ от 06.06.1996 № 812 «Об управлении Протокола Президента РФ» (http://goo.gl/JwQe8I), утратил силу с 20.08.2014.

[5] Конституция Российской Федерации.

[6] До 1997 г. в российской протокольной практике понятие «государственный визит» не использовалось. Это создавало определенные трудности церемониального порядка как при приеме глав государств в Москве, так и при зарубежных поездках Президента Российской Федерации.

[7] Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 06.05.1994 № 904 (http://goo.gl/JRrz8a).