Найти тему
Идеономика

Тайные читатели: почему так трудно причислять себя к любителям литературы

Отождествление себя с деятельностью расходится с реальностью. Например, 49% участников одного опроса играют в видеоигры, но только 10% считают себя геймерами.

По данным недавно проведенного исследования, среди молодых людей существует некоторый разрыв между читательской активностью и самоидентификацией: 61% представителей поколения Z и миллениалов читали печатные, электронные книги или слушали аудиокнигу за последние 12 месяцев, но только 57% идентифицируют себя как читатели.

И все же в результатах опросов есть один загадочный аспект: 43% представителей поколения Z и миллениалов, которые не относят себя к читателям, на самом деле сказали, что читают больше печатных книг в месяц, чем поколение Z и миллениалы в целом.

Другими словами, молодые люди, которые не причисляют себя к читателям, обращаются к книгам чаще, чем представители их поколения в целом.

Почему так происходит?

Возможно, самая близкая догадка в том, что «читатель» — это личность, а не поведение. И эта идентичность подкрепляется участием в книжных клубах, взаимодействием с тематическими сообществами в социальных сетях, а также картами постоянного клиента библиотек и книжных магазинов.

Книжные сообщества

Идентичности читателя, писателя и фаната, кажется, подкрепляют друг друга. Миллениалы и представители поколения Z, которые называют себя читателями, также чаще становятся писателями и участвуют в фэндомах.

Ключевую роль в этой истории играет сообщество. Например, две главные причины, по которым миллениалы и представители поколения Z причисляют себя к фанатам, в том, что они «являются частью фанатского сообщества» и могут «встретить похожих людей».

Каждый август Эдинбургский международный книжный фестиваль в Шотландии, крупнейший книжный фестиваль в мире, устраивает целый месяц мероприятий, посвященных книгам, авторам и читателям.

На мероприятии 2023 года можно было заметить, что посетители стремились увидеть таких писателей, как Элис Осман, автора графических романов, бестселлера «Heartstopper». Фанаты в очереди обсуждали необычных героев произведений Элис Осман. Читатели приходили на фестиваль с друзьями и родственниками, а на мероприятии заводили новые знакомства и связи. Увлеченность была ощутимой.

Что считать «чтением»?

Но считается ли графический роман «настоящим чтением»?

Если верить определениям Национального фонда искусств начала 2000-х годов, то нет: литература для досуга не может называться «настоящим чтением». И поэтому многие представители поколения Z и миллениалы не считают свои увлечения настоящим читательством. Узкое определение оставляет увлеченность такими жанрами как графический роман, комикс или манга за пределами «реального чтения».

Между тем, 59% опрошенных заявили, что предпочли бы графическую версию истории, а не только текст. Не будем забывать и об аудиокнигах, которым отдают предпочтение 34% представителей поколения Z и миллениалов. Миллениалы и представители поколения Z также читают нон-фикшн или учебники, а не только книги для удовольствия.

В отдельном исследовании, проведенном в 2020 году, ученые выяснили, что 83% читателей предпочитают книги не только для развлечения, но и для учебы, работы или самосовершенствования.

Кто же такой читатель?

В этом вопросе, вероятно, важны гендерные различия: больше женщин из поколения Z и миллениалов считают себя читателями. Возможно, молодые мужчины, независимо от того, сколько они читают, не решаются отождествлять себя с деятельностью, которая, по их мнению, является прерогативой женщин.

Социально-экономический статус тоже может влиять на то, считает ли человек себя читателем. Представители поколения Z и миллениалы, которые не называли себя читателями, реже находили работу за последние 12 месяцев и зарабатывали меньше денег.

Получается, что причисление себя к читателям часто зависит от сообщества, достатка и пола (и от того, что считается чтением), а не от того, сколько человек читает на самом деле.

Возможно, стоит попытаться расширить определение понятия настоящего чтения, включив туда аудиокниги и комиксы, и создать книжные сообщества за пределами таких мест, как Bookstagram и BookTok. Быть читателем — это не только любить классическую литературу, хотя некоторые тенденции в социальных сетях, например акция «Читай как Рори», сосредоточенная на классике, которую читала Рори Гилмор из «Девочек Гилмор», — именно такие.

Если бы молодые люди понимали, что быть читателем — это просто наслаждаться книгами и любить их, сколько из них стали бы называть себя читателями?