Прежде чем сесть писать эту статью, я специально залез в соцсети посмотреть, есть ли сегодня какие-то блогеры или каналы, где обсуждают современный кинематограф, современные сериалы? Конечно, есть. Много, но пробежавшись глазам по комментариям, я заметил, что основной тон таких обсуждений сводится к тому, что большинство фильмов раздражает, вызывает скуку и крепкий сон.
Нет, может где-то и пишут с восхищением, к примеру, о сериале «Ищейка», но я таких не нашел. Мол, какие там глубокие смыслы, как хорошо раскрывают создатели фильма тему и прочее, прочее, прочее...
Возможно, пройдет время и о таких сериалах будут писать с придыханием, вот примерно, как я сейчас собираюсь писать о фильме «Июльский дождь» Марлена Хуциева, 1966 года выпуска.
Тут вот какая штука получается. Недавно с писателем Иваном Беденко мы обсуждали этот фильм. Иван очень интересно о нем рассказывал, пытаясь показать то, как очень тонко и точно деталями Хуциеву удалось передать настроение главной героини фильма, когда она принимала судьбоносное для себя решение.
Речь идет об эпизоде, когда она, проводив своего мужчину на автобус, идет домой и есть зеленое яблоко. (Вообще фильм черно-белый), но Иван считал, что яблоко должно быть непременно зеленым. Я пересмотрел этот эпизод и согласен, что оно именно зеленое и с кислинкой. Если бы оно было сладким, то лицо у героини было бы немного другим. Но это я к тому, что каким же мастером надо быть в кино, чтобы через черно-белую пленку умудриться передать цвет предмета?
В общем, кусая свое яблока героиня принимает решение, что замуж за этого мужчину не пойдет. И зритель в общем-то понимает: «Почему?» Мужчина в первую очередь озабочен собой, карьерой, и семья не для него. Он легко переступит через нее, если понадобиться.
Где же те, для кого семья и дом имеют важное значение? Они тут рядом. Правда они заняты делами. Один из них, дал ей свою куртку просто так, чтобы укрыть от дождя в самом начале фильма, и после этого мы его только слышим в телефонной трубке. Но их душевные разговоры по телефону, это так эротично. Это зарождение нового чувства!
В фильме совершенно удивительный финал. Героиня идет 9 мая среди ветеранов, которые встречаются возле Большого театра, и она замечает одного из своих знакомых. В жизни он бард, весельчак, которые поет проникновенные песни о любви, а тут у него из-под пиджака мелькает боевой орден. И именно мелькает среди таких же как он, кто встал грудью на защиту своей Родины, Правда, их становится все меньше и меньше, а кто приходит им на смену?
Не знаю, почему этот фильм не показали в этом году по телевизору на День Победы? Мне кажется, что он очень созвучен нашему времени. Фильм был снять в 1966 году, через одиннадцать лет после Победы. Страна-победитель расцвела, люди живут лучше и лучше. Танцуют твист под импортные пластинки, ездят на моря, ищут себе выгодные партии. Как будто и не было той страшной нависшей угрозы над страной? Но, тем не менее – ценности все равно остаются теми же: совесть, честность, порядочность. Остаются ли?
Самое интересное в этом истории то, что когда я слушала Ивана с открытым ртом, то думал, почему-же я пропустил этот фильм? Нужно немедленно его посмотреть и тут же сделал это. Каково же было мое удивление, когда понял, что на самом деле фильм-то я смотрел. И не просто смотрел. Я его смотрел во время вступительных экзаменов во ВГИК. Одно из заданий было написать творческую рецензию на фильм. Нам показывали именно «Июльский дождь». Я написал такую рецензию. И не просто написал, а получил 9 баллов и 10 возможных. Это был такой высокий балл, что он мне позволил поступить во ВГИК, даже после того, как я полностью завалил экзамен по литературе.
Решение о моем принятии в институт принимал лично ректор. Почему я заработал не 10 баллов? Оказывается, указав на все глубокие смыслы этой картины, я не заметил только одного.
Сегодня пересмотрев этот фильм, он мне виден, что называется невооруженным взглядом, но тогда 20 лет назад, мне было на него, что называется «по барабану». Речь идет о том, что Хуциев зашифровал в названии «Июльский дождь» и первых фразах фильма, а именно разговоре героине и Жени, ее телефонного собеседника, когда они укрывались от дождя.
Оказывается, это был намек на хрущевскую оттепель, которая должна была неизвестно чем закончиться. Сейчас-то мы уже хорошо видим: чем все это закончилось!
Но еще раз для себя отметил: как коротка человеческая память и как избирателен человеческий мозг.
О чем еще думает мужчина всегда можно прочитать в моем романе «Допельдон»: https://www.litres.ru/book/eduard-semenov/dopeldon-ili-o-chem-dumaet-muzhchina-38576098/