В публикации ставится вопрос о приватизации правосудия.
Арбитражным процессом могут именовать в литературе разбирательство в советских государственных и ведомственных арбитражах. Функции государственного арбитража были установлены Законом СССР от 30 нояб. 1979 г. «О государственном арбитраже в СССР», Положением о Государственном арбитраже СССР от 16 апр. 1988 г. Государственный арбитраж рассматривал хозяйственные споры, согласно Правилам рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами от 5 июня 1980 г.
В советской литературе высказывалась мысль о желательности наделения государственных арбитражей статусом органов правосудия, однако принципы, в соответствии с которыми действовали арбитражи, и полномочия арбитражей, трудно именовать процессуальными принципами и полномочиями. В какой-то мере идея о наделении государственных арбитражей судебным статусом была реализована после крушения советского государства.
Арбитражные суды названы арбитражными, поскольку создавались на имущественной и кадровой базе государственных арбитражей. Кроме того, нельзя исключить мысль о том, что уже тогда широкое распространение получили идеи гражданского общества и построения всей жизни страны на принципах гражданского права. Арбитраж в отличие от суда есть институт гражданского и международного частного права.
Согласно договору об арбитраже (договору компромисса) стороны гражданско-правового отношения передают спор, который между ними возник, третьему лицу – арбитру, который за вознаграждение обязан вынести решение об урегулировании спора. Соглашение между сторонами есть результат компромисса об урегулировании возникшего спора или спора, который потенциально может возникнуть.
Правовые системы, построенные на принципах частного права, известны. Это феодальные правовые системы. На сегодняшний день открыто идея «приватизация» сферы правосудия не объявлена, но молчаливая интеллектуальная подготовка идет к ней, под девизом: «Правосудие только для избранных, доступ к правосудию – привилегия». Объясняют это тем, что чем лучше работает суд, чем успешнее он защищает субъективные права, тем больше к нему обращающихся, было бы хорошо, если бы ищущие в суде справедливости были ограничены в своих желаниях финансовым барьером.
Систему правосудия содержат все граждане и организации, а обращаются к правосудию далеко не все. Поэтому финансировать арбитражи и арбитров должны только те, кто обращается к ним.
Современные российские третейские суды и международные арбитражи имеют сложную природу, с одной стороны, принимаемые ими решения есть частно-правовые акты, с другой стороны, невозможно аннулирование данных решений, признание их ничтожными посредством судебного искового производства.
Арбитражным процессом именовать разбирательство в государственном или ведомственном арбитраже неверно, поскольку арбитраж - государственный орган решал поставленные перед ним задачи, базируясь на принципах, которые не являются процессуальными принципами.
Арбитражный процесс есть порядок, согласно которому арбитражный суд совершает процессуальные действия в судебном производстве (1), это порядок, установленный Арбитражным процессуальным кодексом (2), это порядок, который основан на процессуальных принципах (3).