Гибель президента Ирана Ибрахима Раиси меняет политический расклад в Иране. Занимая второй по значению пост в стране (глава Ирана — Верховный лидер Али Хаменеи, пожизненно), он олицетворял консервативную часть политической элиты страны. Он рассматривался как один из основных кандидатов на пост Верховного лидера. Его смерть — удар по позициям консерваторов.
Каким Раиси был президентом?
Для начала разберемся, какую политику проводил Раиси. Он вступил на пост президента в 2021 году. Обещал бороться с бедностью, строить новые дома. Несмотря на антизападные настроения консерваторов, он был готов обсуждать продление ядерной сделки — отказ Ирана от ядерной программы в обмен на смягчение или снятие санкций.
Последние годы иранская экономика действительно медленно, но растет: примерно по 2% ежегодно. Другая проблема, что средний уровень инфляции в стране около 40% уже несколько лет, растет безработица и госдолг. По данным Всемирного банка, в категорию «нищих» за последние 10 лет попали порядка 9,5 миллионов иранцев: более, чем каждый 10-й житель 80-миллионной страны. Всего за чертой бедности живет до 28% населения страны.
Параллельно с этим Раиси вел довольно жесткую внутриполитическую политику. Страну сотрясали массовые протесты: женские из-за запрета выходить на улицу без исламского хиджаба, пролетарские из-за низких зарплат и безработицы, пенсионеров из-за крохотных пенсий. Иранская прокси Хезболла сильно активизировалась в последние годы, а ирано-израильское противостояние уже вылилось в обмен ударами — пограничное с войной состояние.
Протесты и митинги продолжаются в Иране и сейчас, пусть и в меньших масштабах. Основанием для этого служит не только разница во взглядах на исполнение исламских норм, но и тяжелая социально-экономическая ситуация. Опросов и социологических исследований в стране не происходит, поэтому измерить рейтинг Раиси и уровень удовлетворенности населением действиями правительства не представляется возможным. Однако в сети расходятся кадры, как рядовые иранцы радуются гибели президента — это дает представление о том, что отношение к нему было, как минимум, не однозначным.
Какие есть развилки в развитии Ирана?
Ключевых путей у Ирана есть два — продолжение консервативной линии и условно прогрессивная повестка. В первом случае страна остается закрытой и продолжает развиваться используя сотрудничество с Россией, Китаем и другими, незападными странами, готовыми рисковать попасть под американские санкции.
Во втором случае Тегеран возобновит переговоры с Западом по ядерной сделке. Это позволит снять хотя бы часть санкций, разморозить активы и привлечь инвестиции в страну. Не стоит предполагать ослабление политического режима, развития прав человека и других процессов - идеологически политическая система Ирана не поменяется.
Этот путь подразумевает потенциально более высокий экономический рост и новые рабочие места, но займет время и потребует от Ирана отказаться от некоторых политических проектов — например, столь открытой поддержки Хезболлы и отказ от военного сотрудничества с Россией на время конфликта в Украине.
В этом контексте сложно предположить, какой путь выберет политический режим Ирана. Дело в том, что в прошлый раз, когда Иран шел на ядерную сделку, мир был гораздо более целостным и западный путь развития был едва ли не единственным, который мог привести к экономическому росту. В текущих реалиях, когда есть возможности по сотрудничеству с Россией, Китаем и другими странами, западный путь уже не выглядит единственным экономически целесообразным, хотя и потенциально более выгодным.
Кто претендует на власть?
Президентские выборы в Иране состоятся уже 28 июня. Гибель Раиси перемешала все карты, так как ни одна политическая сила не успела провести избирательную кампанию. При этом, что важно, исход выборов в Иране действительно неизвестен: так как Верховный лидер назначается пожизненно, а к выборам допускаются только проверенные кандидаты, итог выборов определяется на избирательных участках.
Большинство кандидатов в президенты — консерваторы. Они выдвинуты ультраконсервативной партией «Фронт стабильности исламской революции», консервативная «Прогресс и справедливость народа исламского Ирана». Однако есть и умеренные политики, выступающие от условно прогрессивной «Партии руководителей строительства Ирана», а также независимые кандидаты.
Увы, оценить потенциал и шансы на победу кандидатов не представляется возможным. Особенно это сложно сделать в виду политической системы Ирана: «Корпус стражей революции» имеет право перенести выборы и отказать в регистрации отдельным кандидатам, тем самым модерируя их итог.