Найти тему

Китайская Восточная железная дорога

В прошлой статье мы вместе с вами отмечали 50-лет Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. А сегодня мы прикоснемся к истории ещё одной уникальной Китайско-Восточной железной дороге, а также заглянем в легендарный вагон-салон КВЖД №3.

Основной артерией, соединявшей в эпоху русско-китайских отношений конца XIX и начала XX веков эти две страны, можно считать Китайско-Восточную железную дорогу. Этот уникальный проект преобразил приграничные районы России и Китая и повлиял на их развитие на столетие вперед.

Фото из Книги-альбома «Китайско-Восточная железная дорога». Скорый поезд на станции Харбин. 1900-е годы.
Фото из Книги-альбома «Китайско-Восточная железная дорога». Скорый поезд на станции Харбин. 1900-е годы.

Из истории создания Китайско-Восточной железной дороги

Китайско-Восточная железная дорога была частью Великого Сибирского пути. Изначально рассматривались два варианта прохождения этой дороги: по берегу Амура по границе между Россией и Китаем до Хабаровска; через Маньчжурию к Тихому океану. Из-за сложных географических условий предпочтение получил вариант, идущий от Забайкалья к Владивостоку по территории Северо-Восточного Китая. Кроме того, этот вариант был короче первого на 540 километров.

Инициатором строительства Китайско-Восточной железной дороги выступил Сергей Юльевич Витте.

27 августа 1896 года в Петербурге было подписано соглашение с китайской стороной, после чего было образовано общество Китайско-Восточной железной дороги. 16 августа 1897 года официально началось строительство. Предстояло уложить более 2,5 тысяч километров главного пути. Дорога строилась однопутной.

-2

Стоимость 1 версты Китайско-Восточной железной дороги составила 152 000 руб. Было построено 9 тоннелей, 912 металлических и 258 каменных арочных мостов, включая километровый мост через реку Сунгари. Дорога проходила по территории Северного Китая и соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром.

-3

В октябре 1901 года завершилась укладка пути на главном участке Китайско-Восточной железной дороги, а 1 июля 1903 года стало днём официального перехода КВЖД в постоянную эксплуатацию. Протяженность главных путей дороги составила 2532 км. На дороге построили 97 станций.

Из фондов Музея железных дорог России. Вид полотна Китайско-Восточной железной дороги.
Из фондов Музея железных дорог России. Вид полотна Китайско-Восточной железной дороги.

Китайско-Восточная железная дорога соединила железнодорожным сообщением Европу и Дальний Восток. На поездку из Лондона или Парижа через всю Сибирь во Владивосток теперь уходило 3,5 недели вместо 6 недель, которые требовались на переезд морским путем.

В 1904-1905 годах КВЖД оказалась в зоне военных действий между Россией и Японией, и в 1905 году большая часть южного участка дороги отошла к Японии. В 1906 году по КВЖД проходила эвакуация российских войск из Маньчжурии, а с 1907 года она стала работать в нормальных условиях.

С 1924 года Китайско-Восточная железная дорога, по итогам установления советской власти на российском Дальнем Востоке, вывода оттуда японских войск и подписания советско-китайского соглашения, перешла в совместном управлении Советского Союза и Китая и рассматривалась исключительно как коммерческая организация. В 1952 году Россия передала КВЖД Китайской Народной республике.

Вагон-салон КВЖД №3 в Музее железных дорог России.
Вагон-салон КВЖД №3 в Музее железных дорог России.

Вагон-салон КВЖД

В экспозиции Музея железных дорог России находится уникальный вагон-салон Китайско-Восточной железной дороги. Этот вагон был построен в Риге на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе для КВЖД в промежуток между 1902-1904 годами.

Всего в Риге было построено 4 вагона данного класса. Самый фешенебельный из них — вагон №3 — вы можете увидеть в нашем музее.

-6

Это — вагон высшего статуса. В нём предусмотрено отдельное просторное купе с диваном-кроватью, зеркалом, рабочим столом, шкафом и собственной туалетной комнатой для главного пассажира.

-7

Почти треть пространства всего вагона занимал салон, главное назначение которого — провести деловое совещание.

-8

Начальником Китайско-восточной железной дороги с 1903 по 1918 годы был генерал Дмитрий Леонидович Хорват. Вероятно, он был пассажиром нашего вагона.

Интересный факт!

В январе 1895 года Министром путей сообщения в нашей стране назначили Хилкова Михаила Ивановича. На протяжении многих лет Михаил Иванович управлял разными железными дорогами нашей страны. И при нём Россия стала великой железнодорожной державой. Особенно ярко он проявил себя при строительстве Транссибирской магистрали и Китайско-Восточной железной дороги.
В Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге можно увидеть голограмму, на которой Михаил Иванович показан в своем рабочем кабинете. Посетители музея могут воспользоваться интерактивным сенсорным столом — посмотреть записи и полистать документы министра.
-9

Приходите в Музей железных дорог России, чтобы посетить виртуальный кабинет Хилкова Михаила Ивановича, а также своими глазами увидеть легендарный вагон №3 Китайско-Восточной железной дороги и другие уникальные экспонаты. Билеты и подробная информация — на нашем официальном сайте.

Не забудьте посетить сувенирный магазин при музее. Здесь представлено множество интересных сувениров, необычных подарков для фанатов железных дорог, а также развивающих игр и интересных книг. Например, можно приобрести уникальную книгу-альбом «Китайско-Восточная железная дорога».