8 июля 1974 года — важная дата для железных дорог России. В этот день приняли постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», и началась грандиозная история строительства БАМа. Эта магистраль впоследствии стала национальным достоянием и предметом для гордости народа.
Приглашаем вас отправиться в путешествие по рельсам истории, чтобы вспомнить, как строилась Байкало-Амурская железнодорожная магистраль и посмотреть исторические фотографии, относящиеся к этому периоду.
Из истории строительства Байкало-Амурской магистрали
По итогам Русско-японской войны 1904-1905 гг. стала очевидной необходимость создания железнодорожной магистрали, которая продублировала бы Транссибирскую. Данный вопрос был поставлен на обсуждение на Совете труда и обороны СССР в 1924 году. Спустя 2 года была проведена топографическую разведку местности и составили карту регионов.
Впервые название дороги было упомянуто в проекте 1930 года, а через 2 года уже был утверждён план строительства БАМа. Постройку магистрали планировалось закончить за 3 года, однако работы по её возведению неоднократно останавливались: по причинам Великой Отечественной войны, землетрясений 1950-х годов, нехватки рабочей силы, а также других осложняющих факторов.
Можно сказать, что 1974 стал годом второго рождения для БАМа — в этот год она была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. На возведение дороги отправились тысячи комсомольцев.
На протяжении 10-ти лет в эксплуатацию постепенно вводились различные участки магистрали, был построен мост через реку Витим, который считался сложнейшим в проекте. Также в то время началось строительство Северомуйского тоннеля — самого длинного тоннеля в СССР, протяженность которого составила 15 км.
В 1984 году два направления магистрали, строившихся навстречу друг другу в течение целых 10 лет, наконец соединились. Официально движение поездов от Тайшета до Советской Гавани было открыто в конце октября 1984 года.
Байкало-Амурская магистраль строилась в целях обороны страны — она дублировала Транссибирскую железную дорогу, располагаясь вдали от границы государства. Кроме того, магистраль открыла доступ к богатыми природным ресурсам региона и обеспечила транзитные перевозки.
Интересный факт!
В создании Байкало-Амурской магистрали приняли участие более 2 миллионов советских граждан. Люди относились с гордостью и трепетом к данному проекту. Здесь люди находили настоящую дружбу и любовь, здесь зарождались семьи и появлялись на свет дети, здесь жила вера в великое общее дело и светлое будущее.
Байкало-Амурская магистраль сегодня
Байкало-Амурская магистраль — это почти 4,3 тысячи километров железнодорожных путей, проходящих через 6 регионов и пересекающих 7 горных хребтов и 11 крупных рек. На сегодняшний день БАМ — это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
В году празднуется юбилей — 50 лет с момента принятия постановления о строительстве БАМа! Приглашаем вас на временную выставку, посвященную 50-летию БАМа, в Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге, которая пройдет с мая по октябрь 2024 года. Подробная информация, новости музея и билеты — на нашем официальном сайте.
Посмотрите фотографии из архива музея, посетите раздел «Медиатека», изучите 3D-модели вагонов, послушайте виртуальные экскурсии в нашем приложении, которое доступно для скачивания по ссылкам:
Подписывайтесь на наши новости! В следующих статьях расскажем ещё много интересных фактов о железных дорогах, приведем исторические данные и покажем архивные материалы.