Правительство отменило действие временного запрета на экспорт бензина до 30 июня 2024 года. При этом ограничения сохраняются на период с 1 июля по 31 августа. Как это повлияет на рынок и отразится на ценах на топливо для редакции Publico прокомментировал глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «Ничего драматичного в отмене правительства запрета на экспорт бензина нет. Запрет на экспорт – форсмажорная мера, которая действует в исключительных обстоятельствах, и, очевидно, что правительство просчитывает варианты перед тем, как ее отменить. Расчеты показывают, что дефицита топлива в стране нет, несмотря на продолжающиеся атаки дронов, поэтому запрет, конечно, стоило отменить, что и было сделано. К тому же, в любой момент этот запрет можно вернуть. В целом же, на мой взгляд, запреты – плохая регуляторная практика, хотя иногда приходится к ней прибегать. В прошлом году также приходилось вводить запрет на экспорт, но и ситуация была намного драматичней. Сегодня же насыщенность внутреннего рынка топливом есть, отрасль готова, тем более что многие НПЗ сейчас выходят из ремонтов. Не должно быть проблем и с точки зрения предложения в июне. К тому же основной объем произведенного бензина потреблялся в России всегда по прошлому году, а на экспорт уходит только 10%. По дизелю другая ситуация, но с дизелем и проблем нет с точки зрения роста цен. Это, конечно, не значит, что вообще роста цен на бензин не будет. Скорее всего, бензин будет дорожать, но главная задача отрасли: чтобы бензин не дорожал темпами выше инфляции. Сейчас по 2024 году это задача выполняется: за период с 1 января по 13 мая бензин удорожал на 1,4%, дизель – на 0,7%. Цифры Росстата по общему уровню инфляции с 1 января по 13 мая – 2,65%. Таким образом, рост цен на бензин не опережает инфляцию. Если говорить о внешнем рынке, то он очень разнится: в Венесуэле один рынок, в США – другой, в Казахстане – третий, в ЕС – четвертый. Цены на нефть сейчас предсказывать очень сложно и в связи с геополитикой, и со многими другими факторами. Но вряд ли будет какой-то продолжающийся рост нефтяных цен до выборов в США. У российских компаний есть альтернатива на внешних рынках, куда мы поставляем бензин, в основном, это Турция. Сейчас цена бензина везде выше, чем внутри России, и экспортировать его выгоднее, чем поставлять на внутренний рынок. Именно поэтому существует демпфер – механизм, когда государство доплачивает компаниям за их согласие оставить часть бензина на внутреннем рынке, это обычная практика. Хотя и правительству стоит аккуратнее обращаться с демпфером, не делать экспериментов, как в прошлом году, когда выплаты были уполовинены. Но какие бы цены ни были на внешних рынках топлива, бензина или дизеля, экспортировать их все равно выгоднее, чем поставлять внутри страны. В этом плане внутренний рынок – это не столько источник основного заработка для нефтяных компаний, сколько проект по насыщению внутреннего рынка по относительно комфортным ценам, в котором правительство также участвует». Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.