Найти тему
Morolok

Крупнейший гусеничный транспортёр в мире: где его создали, какие задачи он выполнял и почему не используется сегодня

Оглавление

Освоение человечеством космического пространства всегда сопровождалось инженерными прорывами и созданием уникальных технических средств. Среди таких выдающихся разработок особое место занимают гигантские гусеничные транспортеры, которые использовались для перевозки космических кораблей к стартовым позициям. Каковы их характеристики? И почему ракеты не перевозят горизонтально?

Ханс и Франц

Два уникальных транспортёра, получившие имена «Ханс» и «Франц», создали по заказу НАСА компаниями Bucyrus International и Marion Power Shovel Co известные производители карьерной техники. Каждый из них обошелся в 14 миллионов долларов, что по тем временам было астрономической суммой.

-2

Эти гигантские машины предназначались для транспортировки полностью собранных, но незаправленных космических кораблей из здания вертикальной сборки на стартовый комплекс. Расстояние, которое им предстояло преодолевать, составляло 5,6 км, а среднее время в пути — около 5 часов.

«Детали были изготовлены за пределами площадки, а затем доставлены в Космический центр Кеннеди для сборки на месте, поскольку оба гусеничных корабля были слишком массивными, чтобы их можно было построить за пределами площадки и затем доставить. Оба краулера считались «доставленными» НАСА на комплексную территорию LC-39 в Космическом центре Кеннеди в 1965 году — на тот момент они были крупнейшими наземными аппаратами с автономным приводом в мире», — пишет NASA.
-3

Космические корабли размещались на специальной мобильной пусковой платформе длиной 49 метров и шириной 41 метр, весившей 3730 тонн. Вместе с этой платформой транспортеры перевозили до 5000 тонн груза. Для их передвижения специально построили дорогу.

Почему не перевозят ракеты горизонтально?

Перевозка космических кораблей и ракет в вертикальном положении была обусловлена несколькими важными факторами. Во-первых, это позволяло сохранять целостность и геометрию ракетно-космических систем, избегая каких-либо деформаций, которые могли бы возникнуть при горизонтальном расположении. Во-вторых, вертикальная ориентация существенно облегчала процесс монтажа и подсоединения корабля к пусковому устройству на стартовой площадке.

-4

Кроме того, вертикальное положение обеспечивало лучшую устойчивость и управляемость громоздкой тяжелой конструкции при транспортировке. Внушительные размеры и масса космической техники требовали использования особо прочных и устойчивых транспортных средств, способных плавно и без рывков доставлять ее к месту запуска.

Характеристики и модернизация

Длина каждого транспортера составляла около 40 м, ширина — 35 м, а высота достигала 15 м. Передвижение таких гигантов обеспечивалось мощной трансмиссией, включающей в себя по два тяговых электродвигателя на каждую из гусениц.

-5

Колоссальная снаряженная масса транспортеров достигала 2400 тонн, при этом их допустимый вес с грузом составлял внушительные 8400 тонн. Для обеспечения требуемой грузоподъемности использовались два высокомощных дизель-генератора, каждый из которых развивал мощность 2050 кВт. Несмотря на свои гигантские размеры и массу, эти машины всё же могли передвигаться, правда, со скоростью всего 1,9 км/ч с грузом и 3,6 км/ч без него. Расход топлива при этом достигал впечатляющих 35 000 литров на 100 км пути.

Несмотря на отсутствие установленного срока службы, на транспортерах регулярно проводились работы по модернизации и повышению эффективности. Заменялись устаревшие компоненты, включая топливную аппаратуру, компрессоры и двигатели. Проводился турбонаддув дизелей, что позволило снизить расход топлива.

-6

Рассматривались варианты более масштабной модернизации: установка мощных асинхронных генераторов и электродвигателей, переход на литийионные аккумуляторы. Реализация таких проектов сталкивалась с техническими сложностями, связанными с низкой скоростью движения и отсутствием эффективной рекуперации энергии. Тем не менее работы по усовершенствованию транспортеров продолжались.

Машины прослужили долгих 45 лет, и даже после сворачивания программы Space Shuttle в 2011 году их история не закончилась. Отправлять на металлолом версию СТ-1 не стали. В результате глубокой модернизации создали СТ-2, о котором мы расскажем в одном из следующих материалов. Ставьте лайк и обязательно подписывайтесь, чтобы следить за публикациями!