Освоение человечеством космического пространства всегда сопровождалось инженерными прорывами и созданием уникальных технических средств. Среди таких выдающихся разработок особое место занимают гигантские гусеничные транспортеры, которые использовались для перевозки космических кораблей к стартовым позициям. Каковы их характеристики? И почему ракеты не перевозят горизонтально?
Ханс и Франц
Два уникальных транспортёра, получившие имена «Ханс» и «Франц», создали по заказу НАСА компаниями Bucyrus International и Marion Power Shovel Co известные производители карьерной техники. Каждый из них обошелся в 14 миллионов долларов, что по тем временам было астрономической суммой.
Эти гигантские машины предназначались для транспортировки полностью собранных, но незаправленных космических кораблей из здания вертикальной сборки на стартовый комплекс. Расстояние, которое им предстояло преодолевать, составляло 5,6 км, а среднее время в пути — около 5 часов.
«Детали были изготовлены за пределами площадки, а затем доставлены в Космический центр Кеннеди для сборки на месте, поскольку оба гусеничных корабля были слишком массивными, чтобы их можно было построить за пределами площадки и затем доставить. Оба краулера считались «доставленными» НАСА на комплексную территорию LC-39 в Космическом центре Кеннеди в 1965 году — на тот момент они были крупнейшими наземными аппаратами с автономным приводом в мире», — пишет NASA.
Космические корабли размещались на специальной мобильной пусковой платформе длиной 49 метров и шириной 41 метр, весившей 3730 тонн. Вместе с этой платформой транспортеры перевозили до 5000 тонн груза. Для их передвижения специально построили дорогу.
Почему не перевозят ракеты горизонтально?
Перевозка космических кораблей и ракет в вертикальном положении была обусловлена несколькими важными факторами. Во-первых, это позволяло сохранять целостность и геометрию ракетно-космических систем, избегая каких-либо деформаций, которые могли бы возникнуть при горизонтальном расположении. Во-вторых, вертикальная ориентация существенно облегчала процесс монтажа и подсоединения корабля к пусковому устройству на стартовой площадке.
Кроме того, вертикальное положение обеспечивало лучшую устойчивость и управляемость громоздкой тяжелой конструкции при транспортировке. Внушительные размеры и масса космической техники требовали использования особо прочных и устойчивых транспортных средств, способных плавно и без рывков доставлять ее к месту запуска.
Характеристики и модернизация
Длина каждого транспортера составляла около 40 м, ширина — 35 м, а высота достигала 15 м. Передвижение таких гигантов обеспечивалось мощной трансмиссией, включающей в себя по два тяговых электродвигателя на каждую из гусениц.
Колоссальная снаряженная масса транспортеров достигала 2400 тонн, при этом их допустимый вес с грузом составлял внушительные 8400 тонн. Для обеспечения требуемой грузоподъемности использовались два высокомощных дизель-генератора, каждый из которых развивал мощность 2050 кВт. Несмотря на свои гигантские размеры и массу, эти машины всё же могли передвигаться, правда, со скоростью всего 1,9 км/ч с грузом и 3,6 км/ч без него. Расход топлива при этом достигал впечатляющих 35 000 литров на 100 км пути.
Несмотря на отсутствие установленного срока службы, на транспортерах регулярно проводились работы по модернизации и повышению эффективности. Заменялись устаревшие компоненты, включая топливную аппаратуру, компрессоры и двигатели. Проводился турбонаддув дизелей, что позволило снизить расход топлива.
Рассматривались варианты более масштабной модернизации: установка мощных асинхронных генераторов и электродвигателей, переход на литийионные аккумуляторы. Реализация таких проектов сталкивалась с техническими сложностями, связанными с низкой скоростью движения и отсутствием эффективной рекуперации энергии. Тем не менее работы по усовершенствованию транспортеров продолжались.
Машины прослужили долгих 45 лет, и даже после сворачивания программы Space Shuttle в 2011 году их история не закончилась. Отправлять на металлолом версию СТ-1 не стали. В результате глубокой модернизации создали СТ-2, о котором мы расскажем в одном из следующих материалов. Ставьте лайк и обязательно подписывайтесь, чтобы следить за публикациями!