Перед тем, как начать, пожалуйста, ознакомьтесь с основной информацией о занятиях с ребёнком дома по моим планам.
Для занятия понадобится:
1) Бабочки - игрушка или вырезанные из бумаги;
2) Свечка с зажигалкой или фонарик;
3) Коробка. Можете оформить её ярко и красиво. Используется на каждом занятии. Я свою коробку обклеила самоклеящейся белой бумагой и мы с детьми раскрасили её при помощи губок.
4) Карточки с простыми для произношения изображениями (слова в 2-3 слога). У меня карточки из набора "Умница. Говорим";
5) Магнитный жезл (можно использовать ложку и 3 магнита);
6) Пособие с солнышком и тучкой;
7) Поднос;
8) Манная крупа;
9) Крупные бусины, баночка;
10) Детский пинцет (можно сделать своими руками);
11) Массажный мячик «Су-джок» с колечками внутри. Продаются в аптеке, стоят от 50 до 150 рублей.
12) Карточки для раскрашивания водой многоразовые. Брала в Fix Price разные наборы и стараюсь выбирать по 5 карточек на занятие, которые будут подходить теме.
13) Кисточка;
14) Стаканчик для воды;
15) Ортопедические коврики (если есть), что-то для сооружения тоннеля. Этот пункт очень индивидуален. У меня используется мат от спортивного уголка. Кладу его поверх двух табуреток, чтобы ребёнок проползал под ним.
16) Музыка - Готовый плейлист в ВК (перечень композиций см. в конце публикации).
Краткий план занятия
1) Приветственный стишок;
2) Приветствие гостей — Бабочек;
3) Игра на запуск речи с карточками и магнитным жезлом (ложка + магниты);
4) Игра на разговорный выдох "Сдуй тучку";
5) Задание на развитие сенсорного восприятия - рисуем на подносе с манкой;
6) Игра на развитие моторики - собираем пыльцу;
7) Разминка;
8) Массажные мячики;
9) Красим водные многоразовые карточки;
10) Физминутка;
11) Завершающий стишок.
Подробный план занятия
1. Приветственная часть. Берёмся с ребёнком за ручки и произносим стишок:
«Фонарик наш огонь зажёг и собрались мы все в кружок.
Друг другу руки дать спешим и поздороваться хотим».
Затем зажигаем свечку и просим ребёнка задуть её. Обращаемся по имени и произносим действие, которое нужно совершить: «Ваня, дуй!» Так тренируется разговорный выдох, деткам очень нравится сам процесс задувания свечи. Если вы не хотите использовать свечку, можно заменить её на фонарик.
2. Показываем ребёнку бабочек. Спрашиваем у ребёнка, кто к нам пришёл. Если малыш ответил, то говорим: «Правильно, это бабочки». Если не ответил, подсказываем и говорим, кто это. Можно попросить прохлопать ребёнка "БА-БОЧ-КИ", совершая хлопок на каждый слог.
3. Игра на запуск речи. Подготавливаем карточки, на которых изображены животные или предметы с короткими названиями (2-3 слога). Количество - 3-5 шт (в зависимости от усидчивости ребёнка). Подготавливаем ложку и магниты. Их должно быть столько же, сколько и слогов в слове на карточке. Складываем в нашу коробку.
Показываем ребёнку коробку (желательно сделать её яркой и красивой и использовать на каждом занятии). Говорим: «Цыпа нам что-то принёс, давай послушаем». Просим малыша быть тихим, трясём немного коробку. Спрашиваем: «Громко или тихо?» Если малыш отвечает правильно, подтверждаем его ответ. Если неправильно или не отвечает, говорим сами, что громко. Это пробуждает дополнительный интерес у ребёнка, а также способствует развитию фонематического слуха.
Дальше предлагаем открыть коробку. Выкладываем магниты, даём ложку ребёнку. Показываем карточку, называем слово, одновременно опуская ложку к первому магниту на первый слог, ко второму - на второй. То есть, например, говорим: "МИ" - ложку к магниту, сразу же говорим: "ША" - ложку к следующему магниту.
Получается звонко, магниты собираются друг на друга. Ребёнку, скорее всего, понравится и он сразу захочет повторить. Отдаём ложку ему, раскладываем магниты и делаем так с каждой карточкой.
Если используете магнитный жезл, то принцип действий такой же.
4. Игра на разговорный выдох. Для этого задания нужно заранее подготовить материал. На лист бумаги или картона голубого цвета приклеиваем жёлтое солнышко. Вырезаем из синей бумаги тучу. По размеру она должна быть больше, чем солнышко. На верёвочку приклеиваем нашу тучку и закрепляем к обратной стороне листа.
Теперь говорим малышу, что бабочки любят солнышко. Но большая синяя туча спрятала его. Предлагаем помочь прогнать тучку и сдуть её. Включаем песню "В небе туча хмурится"
5. Игра на сенсорное восприятие. Высыпаем на поднос небольшое количество манной крупы и равномерно распределяем её. Затем говорим, что мы прогнали тучу и выглянуло солнышко. Предлагаем ребёнку нарисовать пальчиком солнце.
Мы дальше захотели рисовать тучу, бабочку. Радуемся результатам малыша и играем, пока ему хочется. Запускаем в это время песню "Я рисую солнышко".
6. Игра на развитие моторики. Рассказываем ребёнку, что бабочки очень любят пыльцу. Предлагаем помочь им её собрать. Рассыпаем подготовленные бусинки и даём малышу пинцет и ёмкость, куда будем собирать нашу пыльцу. Показываем, как это сделать. Для усложнения задания можно чередовать руки или даже собирать двумя одновременно.
7. Разминка - включаем песню "Железновы - У жирафа". Танцуем вместе с ребёнком, выполняя движения соответственно тексту. Если раньше вы не слышали эту песенку, то ознакомьтесь с ней до занятия.
8. Массажные мячики. Даём ребёнку мячик «Су-Джок» с колечком внутри. Я оставила одно колечко, второе убрала на запас. Включаем песню Железновых «Катится колючий ёжик» и катаем его согласно тексту песни. Когда песня закончится, открываем мячики и достаём колечко. Включаем песню ещё раз. Одеваем малышу колечко на каждый пальчик или даём ему сделать это самостоятельно. Делаем пока звучит мелодия или пока ребёнку не надоест.
9. Красим водные многоразовые карточки. Этот этап не обязателен, можете придумать что-то своё, что не занимает много времени и очень увлекает малыша. Для нас это уже превратилось в ритуал в конце занятия. Я выбираю 5 карточек, по возможности чтобы они относились к теме занятия. Совет: используйте кисточки с водой, а не входящие в комплект водные фломастеры. Так покрытие не царапается и процесс проходит более динамично. Фоном включаем музыку — Малышарики «Рисование», Дети поют «Я рисую».
10. Физминутка. Здесь на ваше усмотрение. Что-то подвижное, весёлое. Я раскладываю в линию ортопедические коврики, после которых идёт самодельный «тоннель». Ребёнок пробегает по коврикам, затем проползает по тоннелю. Ему очень нравится. Фоновая музыка — Фиксики «Барабан», «Винтик», Волшебники двора «Хорошее настроение».
11. Завершение. Нам, как и в начале, понадобится свечка или фонарик. Садимся, берёмся за руки и проговариваем стишок:
«Огонь в фонарике погас, пора прощаться нам сейчас. Мы ручками помашем и до свидания скажем!»
Дальше задуваем свечку. Мы в конце всегда дуем по два раза.
Список музыки
🎵 В небе туча хмурится;
🎵 Я рисую солнышко;
🎵 Железновы — У жирафа;
🎵 Железновы — Катится колючий ёжик;
🎵 Малышарики — Рисование;
🎵 Дети поют — Я рисую;
🎵 Фиксики — Барабан;
🎵 Фиксики — Винтик;
🎵 Волшебники двора — Хорошее настроение