«Да, были люди в наше время.
Не то, что нынешнее племя.
Богатыри – не вы!»
Есть ощущение, что вечный спор отцов и детей, нашедший отражение в классике Лермонтова и Тургенева, сегодня, понемногу, начинает терять свою актуальность.
18 мая состоялось торжественное награждение победителей и финалистов исторического конкурса для школьников «Сила рода» в Краснозёрском районе. И, вы знаете, когда разговариваешь с этими ребятами (6–9 классов), читаешь их работы, представленные на конкурс, то начинаешь понимать, что они нисколько не хуже нас с вами по своим ценностным ориентирам, любви к Родине, желании быть хорошими и честными людьми.
А когда взрослые (родители, учителя, неравнодушные люди) помогают им в этом, вырастает поколение, которое, несомненно, будет лучше нас. И это – правильно.
Организатором творческого конкурса «Сила рода» стала предприниматель, жительница Краснозёрского района Ирина Ивановна Морозова. Не педагог, но человек, который болеет за свой район, постоянно собирает вокруг себя неравнодушных людей, умеет заразить своими идеями и вовлечь в полезные социальные проекты района. Перед участниками стояли задачи – собрать исторические данные о своих семьях, жителях района, написать эссе или исследования на выбранную тему.
Пока ребята готовили и сдавали работы, я несколько раз побывала в Краснозёрском районе по рабочим делам. И так получилось, что неожиданно для себя познакомилась с двумя учителями истории – Татьяной Александровной Мосиной и Натальей Владимировной Самойловой. Это преподавательницы разных школ района, но с очень похожими взглядами и одинаковым желанием прививать своим ученикам любовь к истории.
Они рассказывали мне об исследованиях, которые проводят вместе со своими учениками, о планах, о желании развивать новые проекты вместе с детьми.
А потом я увидела их подопечных среди победителей конкурса. Ничего удивительного.
Сегодня же я хочу познакомить вас пятью школьниками, победителями конкурса в разных номинациях. Рассказать об их работах, о том, как и где они искали исторические факты. О чем они думают и к чему стремятся.
Итак, первая их наших победителей – Юлия Синицына, ученица 10 класса. Выбрала тему, связанную с родословной своей семьи. Руководитель – учитель истории и обществознания Т. А. Мосина.
Как рассказывает сама Юлия, первым делом она поехала к своей бабушке, Эрне Александровне, и подробно расспросила её про всех родственников. И если по линии мамы все было более-менее понятно, так как сами они – немцы и все фамилии известны, то вот со стороны папы много оказалось украинцев, и было достаточно трудно найти о них информацию.
Поэтому Юлия проработала большой объем исторической литературы, нашла новые факты и место своих родных в исторических событиях, которые происходили в нашей стране.
Получилось собрать материал для родословной, начиная с XIX века, найти архивные семейные фотографии, некоторым из которых больше ста лет.
И еще один момент, на котором хотелось бы остановиться. Это – стиль самой работы. Читается, как захватывающий роман. Юлия как будто погружается в то страшное, тяжелое время, когда жили её родные, переживает и проходит испытания вместе с ними, осознавая себя частью своей семьи и истории нашей страны.
Автором ещё одной работы, победившей в конкурсе, стал ученик 9 класса Владислав Самойлов. Руководитель – учитель истории Н. В. Самойлова.
Исследование Владислава – о жизни его бабушки: ее детские годы, боевой путь во время Великой Отечественной войны. Мы узнаём о ее боевых и трудовых наградах, послевоенной мирной жизни. Много автор рассказывает и о семье бабушки, об отношениях между супругами, родителями, детьми. Приводит данные архивов, исторических семейных документов, устных воспоминаний родных.
Получилась настоящая сага, очень бережная история о горе и радости, жизненных трудностях женщины, ставшей для ее правнука примером.
Следующая победительница конкурса, о которой я хочу рассказать, учится в техникуме по специальности «Правоохранительная деятельность» и собирается стать сотрудником полиции.
Зовут ее Алина Лупашко, свою работу она подготовила под руководством учителя русского языка и литературы М. Н. Колесниковой.
Исследование получило первое место в специальной номинации «История профессий в моей семье», в нем Алина рассказывает про своего дедушку, известного врача. Надо сказать, что в семье у Алины есть целая династия медиков, и, хотя сама она выбрала другой путь, рассказать захотела именно о них.
Похоже, что сама эта добрая, ориентированная на людей профессия наложила отпечаток на всю работу Алины. Она получилась глубокой и эмоциональной. Внучка пишет о чувстве благодарности своему дедушке, который для нее является примером.
Она рассказала в нашей беседе, что не знает более целеустремленного человека, чем ее дед, который добился таких больших высот, пройдя путь от самых низов. Дедушка жил и шел к своим целям в тяжелейшее послевоенное время. А ведь сейчас у молодёжи есть все возможности, гораздо проще добиваться всего, нужно просто делать.
Алина вообще много размышляет. Она определила жанр своей работы как «эссе», и, наверное, я соглашусь с таким определением.
Она пишет: «Учеба… Это слово многим моим сверстникам портит настроение. Многие думают: 9 или 11 лет поучусь – и все. Для меня, наоборот, это слово приобретает другие краски, когда я вспоминаю жизнь деда. Он учился всю жизнь и радовался тому, что у него была эта возможность».
Мы еще вернемся к работе Алины чуть позже, а пока я хочу представить самого молодого победителя конкурса, ученика 6 класса Матвея Рахно. Руководитель – А. А. Рахно.
Матвей тщательно проработал исторический материал и рассказал историю участников Великой Отечественной войны из Краснозёрского района. Одним из них был его прадед, ветеран и командир артиллерийского дивизиона, орденоносец, подполковник Григорий Фёдорович Белимов.
Много рассказала о нем Матвею бабушка, какие-то сведения удалось разыскать в открытом доступе. О его орденах и медалях есть информация в интернете, которую Матвей также бережно собрал и систематизировал.
Получилась качественная крепкая работа, которая набрала высокие баллы.
А сам Матвей – единственный из победителей, который в будущем хочет стать историком. Конечно, его интересы еще могут поменяться, но склонность к анализу и сбору материалов никуда уже не денется. И в любой профессии, какую бы он ни выбрал в будущем, это станет очень хорошим заделом для профессионального роста.
А вот девятиклассник Матвей Дылкин больше склонен к техническим дисциплинам. Однако историей он увлекается потому, что «интересно узнавать и открывать для себя что-то новое, вытекающее из прошлого».
Руководителем его проекта стала учитель русского языка и литературы О. А. Долгополова.
Предки Матвея были чалдонами, коренными жителями Сибири. Отец прадеда воевал в Гражданскую войну, о нем, его семье и детях много рассказала своему внуку бабушка.
Работа построена, в основном, на семейных историях, фотографиях, упоминаниях в прессе. Матвей рассказывает о жизни нескольких поколений своей семьи – их детях, трудовых достижениях, военных подвигах.
В планах же у Матвея создать настоящую летопись своего рода. Работа будет продолжена и, я уверена, будет еще много новых открытий.
А закончить свой рассказ о наших замечательных ребятах я хочу словами из работы одной из героинь сегодняшней статьи, Алины Лупашко:
«Спасибо» [своему дедушке] я скажу своей жизнью. Это будет тогда, когда мои дети или внуки расскажут кому-то про прадеда, только обязательно тоже станут хорошими профессионалами и честными людьми. Вот тогда-то можно будет сказать тихонько: «Благодарю тебя, мой чудесный дедушка, за твою и наши жизни. За то, что ты прожил свою замечательную жизнь. И я стала такой, какая я есть».
И кто после этих слов будет сомневаться, что наши дети готовы вырасти прекрасными людьми?
А вот мы сами готовы приложить усилия для этого? Не ждать, когда всё само случится, а каждый день усердно работать, помогать им развиваться. И собственным детям, и ученикам, и просто соседским мальчишкам и девчонкам.
Готовы?
Глядя на энтузиастов из Краснозёрского района, которые вовлекают ребят, занимаются с ними, вдохновляют их, уверена, что – да.
Виктория Мельник
Фото автора