Обвиняемого Мусу Хузязянова в суд пришел поддержать отец — заслуженный экономист РТ
Уголовное дело еще одного городского чиновника из Тукаевского района дошло до суда. Мусе Хузязянову, которому предъявили взятку в 25 тыс. рублей за помощь в получении соцвыплат, зачитали обвинительное заключение. Экономические полицейские задержали его еще в октябре 2023-го — ровно через полгода по другому делу уедет в СИЗО и глава района Фаил Камаев. Правда, период совершения преступления в деле первого касается его работы в мамадышском исполкоме. В суде, сменив белую рубашку на черное поло, Хузязянов заявил — вину признает, но частично. О чем на допросе говорили первые свидетели и мог ли Хузязянов повлиять на решении комиссии — в материале «БИЗНЕС Online».
Дело Хузязянова дошло до суда
Уголовное дело бывшего первого замглавы исполкома Тукаевского района Мусы Хузязянова достигло своей кульминации. В Мамадышском районном суде экс-чиновнику зачитали обвинительное заключение. Напомним, оперативники управления экономической безопасности МВД по РТ задержали его в октябре 2023 года по подозрению в получении взятки в размере 25 тыс. рублей. Дело расследовал 2-й, «должностной», особо важный отдел СКР Татарстана.
Взятку, считают следователи, Хузязянов брал за содействие в назначении максимальной социальной выплаты. До того как устроился в тукаевский исполком, он занимал должность замруководителя исполкома Мамадышского района по соцполитике и параллельно председательствовал в комиссии по выделению субсидий.
Хузязянов пришел в тукаевский исполком, сменив Ильмира Яббарова, которого задержали по подозрению в превышении должностных полномочий и мошенничестве полугодом ранее. Интересно, что в обоих случаях дела никак не связаны со службой в Тукаевском районе. Чего не скажешь о главе района Фаиле Камаеве, которого силовики «приняли» в апреле 2024 года. Его подозревают в получении взятками стройматериала на 1,3 млн рублей. За это, по данным СКР, глава района помог бизнесмену Рамилю Тукмакову получить субподряд на строительство школы.
Вернемся к Хузязянову. Сейчас он под домашним арестом — пока до 12 июля. На старт процесса он приехал во всем темном — черное поло, темные классические брюки и лакированные туфли. Он выглядел измотанным и отстраненным, а в ожидании начала заседания ходил кругами по коридору.
Увидев журналистов, Хузязянов и вовсе ушел на перекур, который устроил прямо на крыльце здания суда. Компанию ему составил его защитник по фамилии Шакиров — свое имя корреспонденту «БИЗНЕС Online» он назвать отказался. К слову, на предыдущих процессах интересы Хузязянова представлял челнинский адвокат Фарит Канцеров.
Поддержать Хузязянова пришел его отец — заслуженный экономист РТ Рустам Хузязянов. Позже седовласый мужчина расскажет корреспонденту «БИЗНЕС Online», что на этом заседании он впервые официально услышал, в чем обвиняют сына. В разные годы Хузязянов-старший тоже работал в администрации — возглавлял райфинотдел, экономический и организационный отделы. Потом был руководителем мамадышского отделения Сбербанка, директором мамадышского филиала Ак Барс Банка, трудился заместителем главы администрации по экономике и содействию предпринимательству и помощником главы района.
Хузязянов признал вину частично
Помощник прокурора Мамадышского района Тимур Гайфуллин, зачитывая обвинительное заключение, привел всю хронологию событий преступления Хузязянова. Так, в январе 2023 года заведующий сектором ИКМО Мамадышского района Ильназ Мусин рассказал своему знакомому Ленару Мухлисову, что тот может получить соцвыплаты для открытия бизнеса. Мухлисов, который испытывал проблемы с нехваткой денег, хотел заняться выполнением штукатурных работ.
«При этом Мусин, используя свое знакомство с заместителем руководителя исполнительного комитета Мамадышского района Хузязяновым, сообщил Мухлисову, что может помочь гарантированно и беспрепятственно получить государственную социальную помощь в виде единовременной выплаты в максимальном размере 350 тысяч рублей», — зачитал Гайфуллин.
Мухлисов, боясь снижения суммы единовременной выплаты, согласился с предложением своего приятеля. Он подал заявление в территориальный отдел минтруда РТ и стал составлять бизнес-план. В последующем ему предстояло защитить его в исполкоме района перед членами комиссии по выделению субсидий.
Дату слушания назначили на 9 февраля 2023 года. В этот же день до начала заседания Мусин, находясь в здании городской мэрии, обратился к Хузязянову с просьбой за вознаграждение посодействовать Мухлисову в беспрепятственном получении максимальной соцвыплаты. Кроме того, председатель комиссии должен был «не уточнять обоснованность включения в бизнес-план строительных инструментов». Хузязянов якобы с предложением согласился, правда на тот момент сумму «вознаграждения» не назвал. Комиссия (в нее входят 6 человек) единогласно приняла бизнес-план Мухлисова. Решение собственноручно подписал Хузязянов. При этом, указал Гайфуллин, он не уточнял у Мухлисова обоснованность включения в бизнес-план строительных материалов.
После решения комиссии Хузязянов встречается с Мусиным на парковке исполкома. Он оценивает свою «услугу» в 25 тыс. рублей. Позднее Мусин, взяв деньги у Мухлисова, передаст их Хузязянову в своей машине у кафе «Диляра».
«Обвинение мне понятно. Частично признаю вину, с классификацией не согласен. У нас договоренности такой не было… Я прокомментирую в конце заслушивания свидетелей», — лишь сказал Хузязянов после оглашения обвинительного заключения. Забегая вперед: других комментариев по делу в зале суда он так и не дал. Подсудимый отказался от комментариев и корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Для вас это бюрократия, а тут человеческие судьбы решаются».
На допрос вызвали бывших коллег Хузязянова
На этом заседание не закончилось, в суд пригласили двоих свидетелей по делу. Первым за трибуну вышел начальник отдела территориального развития Мамадышского района Айрат Аскаров. Он входил в состав комиссии по выделению субсидий во времена председательства Хузязянова. Аскаров кратко рассказал процедуру получения субсидий: сначала документы проходят отбор в отделе соцзащиты, по его результатам обратившийся признается малоимущим, после чего он разрабатывает бизнес-план и уже потом приходит в исполком района его защищать. Чиновник отметил, что решение комиссия принимает путем голосования, а сумма субсидии определяется исходя из бизнес-плана.
«Допустим, человек поставил в план приобретение пылесоса по уборке. Они же не могут приобрести пылесос за 100 тысяч рублей. Мы это прекрасно понимаем. Такие вопросы мы рассматриваем», — пояснил свидетель. Аскаров рассказал, что Хузязянов с просьбами помочь кому-либо получить субсидии никогда не обращался. Председатель комиссии, по его словам, не может повлиять и на сумму выплат — это рассматривается коллегиально.
Следующим за трибуну взошел руководитель отдела соцзащиты Мамадышского района Артур Горбунов. Он рассказал суду, что помнит Мухлисова — тот подавал документы на получение соцвыплат.
Адвокат Хузязянова задал ему несколько дополнительных вопросов. «Было ли какое-то иное отношение у Хузязянова при рассмотрении материалов, бизнес-плана Мухлисова? Меньше задавал вопросов либо вообще не задавал?» — спросил он. Горбунов ответил, что этого не заметил. Кроме того, он подтвердил, что основания для рассмотрения бизнес-плана и документов Мухлисова имелись.
Федеральная судья Гульназ Гатина спросила у Горбунова: бывали ли на комиссии случаи отказа в предоставлении соцпомощи? Свидетель ответил, что бывали, если гражданин по каким-то параметрам не мог ответить, не ориентировался по своему роду деятельности.
Впрочем, Горбунов не вспомнил, задавал ли подсудимый Мухлисову какие-либо уточняющие вопросы на комиссии. Также свидетель рассказал, что Мухлисов потратил соцвыплаты по назначению, — он предоставил все отчетные документы и кассовые чеки за покупку оборудования.
После допроса свидетелей Шакиров ходатайствовал разрешить подсудимому прогулки. «Все-таки у нас в следственном изоляторе предоставляются прогулки хотя бы раз в день. Для общения с ребенком, для свежего воздуха…» — сказал адвокат. Судья попросила Шакирова подготовить ходатайство на следующее заседание. Из-за неявки других свидетелей оно отложено на 30 мая.