Найти тему

Комплект материалов по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством упражнений с мячом

Утренняя гимнастика в саду
Утренняя гимнастика в саду

В рамках работы над дипломным проектом выпускница колледжа Могзоева И.А. специальности "Дошкольное образование" составила комплект материалов по развитию ловкости у детей дошкольного возраста посредством упражнений с мячом.

Некоторую его часть мы решили выложить в общий доступ.

Пояснительная записка

В дошкольном детстве создается фундамент для воспитания физических качеств, идет формирование двигательных навыков и физического развития. Потребность в двигательной активности, проявляемая ребенком, физиологически обусловлена, что вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии. Потребность в движениях и двигательная активность, проявляемая ребенком физиологически, обусловлена. Это вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма. Все вышеописанные качества физического воспитания объединяются в одно понятие - «ловкость». Именно она отвечает за точность и согласованность движений в меняющихся условиях, способность быстро и эффективно овладевать новыми движениями. Дошкольный возраст называется “золотым возрастом”, имея в виду темпы развития ловкости.

Важно отметить, что ФОП ДО рекомендует в примерном перечне основных движений, а также, подвижных игр и упражнений в рамках использования мяча для детей старшего дошкольного возраста следующее:

Основные движения: бросание, катание, ловля, метание. Прокатывание мяча по гимнастической скамейке, направляя его рукой (правой и левой); прокатывание набивного мяча; передача мяча друг другу стоя и сидя, в разных построениях; перебрасывание мяча друг другу и ловля его разными способами стоя и сидя, в разных построениях; отбивание мяча об пол на месте 10 раз; ведение мяча 5-6 м; метание в цель одной и двумя руками снизу и из-за головы; метание вдаль предметов разной массы (мешочки, шишки, мячи и др.); перебрасывание мяча из одной руки в другую; подбрасывание и ловля мяча одной рукой 4-5 раз подряд; перебрасывание мяча через сетку, забрасывание его в баскетбольную корзину.

Подвижные игры. Педагог продолжает закреплять и совершенствовать основные движения детей в сюжетных и несюжетных подвижных играх, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах, оценивает качество движений и поощряет соблюдение правил, помогает быстро ориентироваться в пространстве, наращивать и удерживать скорость, проявлять находчивость, целеустремленность. Педагог обучает взаимодействию детей в команде, поощряет оказание помощи и взаимовыручки, инициативы при организации игр с небольшой группой сверстников, младшими детьми; воспитывает и поддерживает проявление нравственно-волевых качеств, самостоятельности и сплоченности, чувства ответственности за успехи команды, стремление к победе, стремление к преодолению трудностей; развивает творческие способности, поддерживает инициативу детей в играх (выбор игр, придумывание новых вариантов, комбинирование движений). Способствует формированию духовно-нравственных качеств, основ патриотизма и гражданской идентичности в подвижных играх. Спортивные игры. Педагог обучает детей элементам спортивных игр, которые проводятся в спортивном зале или на спортивной площадке в зависимости от имеющихся условий и оборудования, а также региональных и климатических особенностей.

Элементы баскетбола: перебрасывание мяча друг другу от груди; ведение мяча правой и левой рукой; забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди; игра по упрощенным правилам.

Основные движения: бросание, катание, ловля, метание. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками не менее 20 раз подряд, одной рукой не менее 10 раз; передача и перебрасывание мяча друг другу сидя по-турецки, лежа на животе и на спине, в ходьбе; прокатывание и перебрасывание друг другу набивных мячей; перебрасывание мяча друг другу снизу, от груди, сверху двумя руками; одной рукой от плеча; передача мяча с отскоком от пола из одной руки в другую; метание в цель из положения стоя на коленях и сидя; метание вдаль, метание в движущуюся цель; забрасывание мяча в баскетбольную корзину; катание мяча правой и левой ногой по прямой, в цель, между предметами, друг другу; ведение мяча, продвигаясь между предметами, по кругу; ведение мяча с выполнением заданий (поворотом, передачей другому).

Подвижные игры: Педагог продолжает знакомить детей подвижным играм, поощряет использование детьми в самостоятельной деятельности разнообразных по содержанию подвижных игр (в том числе, игр с элементами соревнования, игр-эстафет), способствующих развитию психофизических и личностных качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве. Педагог поддерживает стремление детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей; побуждает проявлять смелость, находчивость, волевые качества, честность, целеустремленность. Поощряет творчество детей, желание детей придумывать варианты игр, комбинировать движения, импровизировать. Продолжает воспитывать сплоченность, взаимопомощь, чувство ответственности за успехи и достижения команды, стремление вносить свой вклад в победу команды, преодолевать трудности. Способствует формированию духовнонравственных качеств, основ патриотизма и гражданской идентичности. Спортивные игры. Педагог обучает детей элементам спортивных игр, которые проводятся в спортивном зале или на площадке в зависимости от имеющихся условий и оборудования, а также региональных и климатических особенностей.

Элементы баскетбола: передача мяча друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча); перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди, стоя напротив друг друга и в движении; ловля летящего мяча на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т. п.) и с разных сторон; забрасывание мяча в корзину двумя руками из-за головы, от плеча; ведение мяча одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу.

Элементы настольного тенниса: подготовительные упражнения с ракеткой и мячом (подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом о пол, о стену); подача мяча через сетку после его отскока от стола.

Методика проведения упражнений с мячом детьми старшего дошкольного возраста.

Использование мяча является одним из способов развития ловкости у детей дошкольного возраста. Игры с мячом пользуются у детей наибольшей популярностью. Мяч (большой или маленький, резиновый, пластмассовый, кожаный или надувной) – это такой снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимание. Сюжеты и правила игры с мячом очень разнообразны. Мяч – универсален в использовании – его можно перебрасывать, ловить, салить, выбивать, пинать, отбивать.

Упражнения с мячом различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для подготовки к обучению в школе.

При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. При обучении игре с мячом используются самые разнообразные действия, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц, особенно важны мышцы удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки. В основу определения физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста легли методические рекомендации М.А. Руновой.

На начальном этапе обучения целесообразно упражнять детей в разнообразных действиях, а также стимулировать свободные игры с мячом в самостоятельной двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий. Решающим условием обучения детей действиям с мячом является рациональность избираемой методики, которая строится на основе учета возрастных особенностей детей и их физической подготовленности. При этом в полной мере необходимо учитывать интересы и возможности детей.

Процесс обучения упражнениям с мячом можно условно разделить на следующие этапы: первоначальное обучение, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование движений.

На каждом из них ставятся определенные задачи, которые осуществляются при помощи соответствующих средств и методов физического воспитания. Очень важно обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действий в зависимости от имеющихся у детей навыков обращении с мячом. Четкая последовательность и взаимосвязь средств и методов обучения создает оптимальные условия для формирования двигательных действий.

При обучении детей упражнениям с мячом очень важно усвоить элементы двигательных действий при ловле, ведении, передачи и броска мяча:

- при ловле мяча - овладение положением кистей рук, пальцев в момент соприкосновения с мячом;

- при передаче и бросках мяча - овладение движением рук;

- при ведении мяча - овладение положением кистей рук и пальцев в момент соприкосновения с мячом.

Как мы уже ранее описывали, для определения уровня развития ловкости и координации движений можно использовать различные тесты: челночный бег 3*10 метров, отбивание мяча от пола, подбрасывание и ловля мяча.

Одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста является физическое развитие и физическая подготовленность, которые характеризуются крепким здоровьем, закаленностью детского организма, развитием физических качеств. Развитие такого психофизического качества, как ловкость способствует укреплению здоровья, физическому совершенствованию детей. Ловкость в старшем дошкольном возрасте играет важную роль в двигательной деятельности детей, обуславливает развитие у них активности, самостоятельности, уверенности в своих силах. Подвижные игры и упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости и мелкой моторики рук. Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности.

Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки. Сходные действия выполняются и в подвижных играх, в которые дети играют на занятиях по физической культуре и во время прогулок. Следует научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед; тело, направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги; руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу. Из стойки можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие с мячом и без мяча. Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега ребенок должен ставить ногу на всю стопу или использовать перекат с пятки на носок. При этом нога значительно сгибается в коленном суставе. Расслабленные руки, полусогнутые в локтях, двигаются свободно. Остановки. Детей дошкольного возраста следует обучать остановке двумя шагами. Остановка начинается с энергичного отталкивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и, немного отклонившись на опорную ногу, выполняет второй шаг. Инерция бега погашается сгибанием ног, тяжесть тела распределяется равномерно.

Также нужно следовать методическим рекомендациям, представленным ниже. Обучение перемещению начинается с ознакомления детей с основной стойкой баскетболиста. Здесь следует обращать особое внимание на постановку ног и равномерное распределение тяжести тела, на правильное положение корпуса. При обучении остановкам следует придерживаться такой последовательности: остановка после ходьбы шагом, затем после медленного бега, остановка после быстрого бега и внезапная остановка. Вначале остановки выполняются свободно, а затем внезапно, по звуковым и зрительным сигналам.

При обучении детям важно проговаривать следующие правила держания мяча:

1. Мяч держи на уровне груди.

2. Руки согни, пальцы широко расставь.

3. Локти опусти вниз, мышцы рук расслабь.

Дети могут совершать возможные ошибки: узкое расположение пальцев на мяче, разведение локтей в стороны, держание мяча высоко. Поэтому важно контролировать широкое расположение пальцев, не закрывать лицо мячом.

Методика обучения ловле мяча.

На первых занятиях большинство детей стараются ловить мяч, прижимая его к груди, обхватывая его руками, стоя на прямых, жестко и плотно сжатых ногах. Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за полетом мяча, и как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, он должен захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением. При этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы принять положение исходной стойки.

При обучении детям необходимо пояснить следующие правила для правильной техники ловли мяча:

1. Мяч лови кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.

2. Не задерживай мяч в руках, быстро действуй с ним.

Возможные ошибки: стремление зажать мяч, обхватить его руками; узкое расположение пальцев и ловля мяча напряженными кистями рук; прием мяча на заранее согнутые руки, без амортизирующего движения.

Пути исправления: следить, чтобы движение рук было прямо навстречу мячу с широким разведением пальцев; ловить мяч расслабленными кистями рук с последующим отведением их назад и сгибанием рук в локтях.

Методика обучения передачи мяча.

Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать детей и передаче его двумя руками с места, в дальнейшем в движении. Детей следует научить передавать мяч из правильной стойки, держа мяч двумя руками на уровне груди. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу вниз - на грудь и, разгибая руки вперед, от себя посылать мяч, активным движением кисти, одновременно разгибая ноги. Такая техника передачи мяча усваивается детьми постепенно.

При обучении правилам передачи мяча детям важно объяснить правильную технику:

1. Локти опусти вниз.

2. Бросай мяч на уровне груди партнера.

3. Сопровождай мяч взглядом и руками.

Возможные ошибки: неправильная стойка - плотно сжатые и прямые ноги; чрезмерное разведение локтей в стороны.

Пути исправления: контролировать постановку ног, сохранять положение незначительного полуприседа; следить, чтобы полусогнутые руки в локте касались туловища.

Обучать ловле мяча следует после того, как дети научатся правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке. Вначале следует учить ловить мяч двумя руками на уровне груди, используя легкие упражнения: после отскока мяча от пола, от стены или щита, подвешенного на уровне груди ребенка, мосле броска мяча вверх и в других упражнениях. Затем осваивается ловля мяча параллельно с передачей его двумя руками от груди: ловля мяча на месте и передача его двумя руками партнеру; ловля на месте и передача мяча, делая шаг вперед сзади стоящей ногой; передача со следующим шагом. При совершенствовании ловли и передачи мяча широко применяются сочетании этих действий с другими приемами: остановками, поворотами, ведением и бросанием мяча.

Методика обучения ведения мяча.

Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение, т. е. перемещение с ним по площадке, что предусматривается правилами большинства спортивных игр. В методических пособиях рекомендуется упражнение - отбивание мяча. Однако это действие отличается от ведения тем, что не имеет четкой техники выполнения. Дети выполняют его свободно, при обучении акцентируется только высота отскока мяча. Ведение мяча - более целенаправленное действие, к технике ведения мяча предъявляются определенные требования. На начальном этапе обучения детям шестилетнего возраста более доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Этот прием позволяет научиться правильно, держать спину, не наклоняться к мячу, видеть площадку. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. В результате систематического обучения ведению мяча у детей вырабатывается умение успешно управлять им даже без зрительного контроля, продвигаясь приставным шагом, изменяя темп бега, высоту отскока мяча, направление перемещения и т. п. При этом движения рук с мячом начинают автоматически согласовываться с ритмом работы ног. Наиболее благоприятным ритмом ведения мяча является такой, при котором на два шага ребенка приходится один удар мячом о площадку. При этом ребенок двигается непринужденно, шаг его становится достаточно широким и свободным.

При обучении детям необходимо проговорить технику ведение мяча:

1. Не бей по мячу, а толкай его вниз.

2. Веди мяч вперед - сбоку, а не прямо перед собой.

3. Смотри вперед, а не вниз на мяч.

Возможные ошибки: туловище сильно наклонено вперед, прямые ноги; удары по мячу расслабленной ладонью, узкое расположение пальцев на мяче; ведение мяча прямо перед собой.

Пути исправления: соблюдать правильную стойку, толкать мяч вниз кистью руки за счет сгибания и разгибания ее в локтевом суставе и мягкого направляющего толчка пальцами; следить за расстановкой пальцев; мяч посылать вперед - в сторону предстоящего движения.

При обучении ведению мяча целесообразно вначале использовать подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение мяча на месте правой и левой рукой, ведение на месте попеременно правой и левой рукой и др., которые позволяют освоить способ накладывания руки на мяч. Затем можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом.

Методика обучения броска мяча в корзину

От точности бросков мяча в корзину зависит успех в игре. Движения при передаче мяча и бросках его в корзину являются сходными по своей структуре. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и при передаче мяча. Удерживая мяч на уровне груди, ребенок должен описать им небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить его с одновременным разгибанием ног. Кисти и пальцы при этом мягким толчком направляют мяч в корзину. Бросок мяча двумя руками от груди применяется главным образом при бросках мяча в корзину с места.

При обучении правилам броска мяча в корзину детям важно пояснить следующие правила:

1. Бросая мяч, не опускай голову, сопровождай его руками.

2. Смотри в передний край кольца.

3. Бросай смело; если мяч не попадет, не падай духом, повтори еще раз или передай мяч партнеру, который находится в более удобном положении.

Возможные ошибки: неправильное исходное положение - ноги вместе, прямые; несогласованное движение рук и ног; выпуск мяча усилием плеча и предплечья со слабым участием кисти руки.

Пути исправления: соблюдать правильную стойку; при броске одновременно выпрямлять руки и ноги (после выпуска мяча кисть руки сгибается).

Броскам мяча в корзину детей обучают одновременно с обучением передаче, мяча. Сходство координационной структуры облегчает процесс овладения действиями. При обучении броскам важно сосредоточивать внимание детей на исходном положении, на согласованности работы рук и ног, движении кисти при броске. Обучение броскам начинают после ознакомления с передачей мяча, а также показа броска мяча в цель, установленную на полу. Для овладения бросками мяча с траекторией целесообразно применять подготовительное упражнение - бросок мяча через препятствие (веревочка, планка, сетка и др.). Далее высота цели постепенно изменяется. Инструктор сообщает детям основные правила прицеливания, объясняет значение траектории полета мяча, ее зависимость от прилагаемой силы к мячу. Детей старшего дошкольного возраста интересует результат попадания, поэтому в конце упражнений и игр воспитатель подводит их итог.

Подвижные игры с мячом

«Играй, играй мяч не теряй».

Задачи: учить детей слушать сигнал, дать им почувствовать физические качества мяча, формировать умения управлять мячом и играть с ним не мешая товарищу, находить свободное место на площадке.

Описание игры: Все дети располагаются на площадке, и каждый играет с мячом по своему усмотрению. После сигнала воспитателя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх, кто опоздал, получают штрафное очко. Игра повторяется.

Варианты: После сигнала воспитателя все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста.

Методические указания: Перед игрой воспитатель называет движение с мячом, которые дети могут выполнять.

Игры с передачей, ловлей мяча. «10 передач».

Задачи: Учить детей передавать-ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами, воспитывать стремление помочь товарищу правильно выполнять движения.

Описание игры: Дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга. У каждой пары мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча.

Методические указания: Обращать внимание детей на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, а бросать его партнеру на уровне груди.

«Обгони мяч».

Задачи: Учить передавать, ловить мяч, воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры: Играют 2 или 4 команды. Игроки каждой команды становятся по кругу и выбирают водящих, которые имеют мяч. После сигнала воспитателя водящие отдают мяч игроку, стоящему справа от них, а сами бегут влево, обегают круг и становятся на свое место. Получившие, мяч передают следующим справа и т. д. Когда первый возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра продолжается до тех пор, пока все не обегут круг, а мяч не возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.

«За мячом».

Задачи: учить передавать, ловить мяч двумя руками от груди, развивать умения ориентироваться на площадке, воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры: Дети делятся на несколько команд. Каждая команда делится на две колонны, которые становятся одна против другой на расстоянии 2-3 метра. У водящего мяч. После сигнала водящий передает мяч против стоящему в колонне ребенку по команде, а сам бежит в конец противоположной колонны, т. е. за мечом. Поймавший тоже передает мяч на против стоящему и отправляется за мячом. Игра продолжается пока все

игроки не вернутся на свои места, а мячи не окажутся у водящих.

Методические указания: Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если им объяснить, что они должны передвигать вслед за мячом, по тому направлению, куда они бросали мяч.

Игры для обучения ведению мяча. «Ловец с мячом».

Задачи: Учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения, воспитывать честность и справедливость.

Описание игры: Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них водящий. Его цель, ведя мяч, задеть рукой кого-либо. Если ему это удается, то тот, кого он задел становится водящим, а водящий игроком.

Методические указания: Вначале роль водящего выполняет воспитатель, а в дальнейшем – ребенок, свободно управляющий мячом.

Игры с бросками мяча в корзину. «Пять бросков».

Задачи: Учить детей бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность движений, воспитывать честность и справедливость.

Описание игры: Дети располагаются на расстоянии 1,5-2 метра от корзины. По сигналу воспитателя все дети бросают мячи в корзину. Побеждает тот, кто быстрее попадет 5 раз в корзину, указанным способом.

Игры с ловлей, передачей и ведением мяча. «Мяч капитану».

Задачи: Учить применять в игре разнообразные движения с мячом, согласовывать свои действия с действиями партнера.

Описание игры: Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок, нарисованный в конце чужой площадке. Дети бросают мяч своему капитану, а противники стараются перехватить мяч и передать его своему капитану.

Методические указания: Мяч можно вести, передавать товарищу по игре, нельзя бежать с ним.

Методика обучения элементам баскетбола для детей старшего дошкольного возраста

Процесс обучения двигательным действиям можно условно разделить на следующие этапы: первоначальное обучение, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование движений. На каждом из них ставятся определенные задачи, которые осуществляются при помощи соответствующих средств и методов физического воспитания. Очень важно обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действий в зависимости от имеющихся у детей навыков обращения с мячом. Четкая последовательность и взаимосвязь средств и методов обучения создает оптимальные условия для формирования двигательных действий. С детьми дошкольного возраста следует начинать разучивать элементы баскетбола в специально созданных условиях (вне игры) на месте, для чего подбираются легкие упражнения, которые имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими. Например, при обучении броскам мяча в корзину первым упражнением является обычная передача мяча, затем - выполнение передачи с высокой траекторией, далее передача мяча через различные высоко расположенные препятствия (сетка, веревка, планка) с попаданием в горизонтальную цель (щит баскетбольной корзины) и, наконец - броски непосредственно в корзину. Как видим, все эти упражнения включают бросок мяча; но условия его выполнения постепенно усложняются. При обучении приемам игры в баскетбол очень важно усвоить следующие главные элементы двигательных действий: при ловле мяча - овладение положением кистей рук, пальцев в момент соприкосновения с мячом; при передаче и бросках мяча - овладение движением рук; при ведении мяча - овладение положением кистей рук и пальцев в момент соприкосновения с мячом. Структура занятия: Обучение играм с мячом включают занятия с октября по май, два раза в неделю по 30 минут. Занятия состоят обычно только из упражнений и игр с мячом. Каждое занятие проводится с учетом возрастных особенностей, физических возможностей и имеющихся двигательных навыков у детей. Занятия строятся с учетом постепенного нарастания, а затем снижения физической нагрузки, чем и обусловлены содержание упражнений и игр с мячом, последовательность их распределения, а так же методика проведения.

1 Вводная часть: Игровые упражнения с мячом, по своей структуре сходные с основными движениями игр, которые проводятся в основной части занятия. Это дает возможность овладеть навыками действий с мячом в более стабильных условиях.

2 Основная часть: Отводится подвижным играм, упражнениям с элементами соревнований, обеспечивающим высокую двигательную активность детей. В этой части формируются навыки действия с мячом, а также умения принять их в игровых условиях.

3 Заключительная часть: Организм ребенка приводится в относительно спокойное состояние, при сохранении бодрого настроения, поэтому проводятся малоподвижная игра или игровое упражнение с мячом и без него.

К обучению техники передачи – ловли мяча можно применять следующие упражнения:

1. Бросание мяча вверх и ловля его одной или двумя руками.

2. Бросание мяча вниз перед собой и ловля его одной и двумя руками.

3. Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом, одной и двумя руками.

4. Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками.

5. Бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его.

6. Удары мячом об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его.

7. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.

8. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.

9. Передача мяча в шеренге и по кругу.

10. Передача мяча двумя и одной рукой друг другу в паре.

К обучению, подготавливающие к ведению мяча можно применять следующие упражнения:

1. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе.

2. Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот.

3. Ведение мяча на месте правой и левой рукой.

4. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.

5. Ведение мяча на месте правой и левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками произвольным способом.

6. Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол.

7. Ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом).

8. Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.

9. Ведение мяча вокруг себя.

10. Ведение мяча с изменением скорости и направления передвижения.

К обучению, подготавливающие к броску мяча в корзину можно использовать в работе следующие упражнения:

1. Перебрасывание мяча через сетку натянутую выше головы ребенка (произвольным способом).

2. Метание мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния 2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за головы.

3. Удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит.

4. Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину стоящую на полу, удобным для детей способом.

5. Бросок мяча в корзину после ведения с фиксацией остановки.

Рекомендации для родителей по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста

В ловкости проявляется способность ребёнка точно оценить и выполнить движение с учётом их пространственных, временных и силовых характеристик. Например, в метании в движущуюся цель. Одним из проявлений ловкости является также умение сохранять равновесие тела в движении и статическом положении. Например, пройти по перевёрнутой скамейке или кто дольше простоит на одной ноге и т. д. Для совершенствования ловкости необходимы упражнения более сложные по координации, взаимосочетанию, условиям проведения, т. е., говоря другими словами, ловкость нужно развивать.

Ловкость сочетается со способностью сохранять устойчивое положение тела в разнообразных движениях и позах. Упражнения в ловкости требуют большой чёткости мышечных ощущений, напряжённости внимания.

Тем самым, родители могут самостоятельно упражняться в повышении этого физического качества со своим ребенком, используя следующий комплекс упражнений, формирующих ловкость:

Комплекс упражнений, формирующих ловкость:

1. И. п. основная стойка. Выполняйте в ходьбе хлопки руками спереди и сзади под каждый шаг.

2. И. п. основная стойка. В ходьбе на каждый шаг выполняйте симметричные движения руками: вперёд, в стороны, вверх, вниз, назад.

3. И. п. основная стойка. Выполняйте с правой руки на 16 счётов поочерёдное передвижение рук на пояс, плечи, вверх, два хлопка с последующим возвращением обратно с двумя хлопками о бёдра.

4. И. п. упор присев. Выполняйте прыжок-падение вперёд на руки с отведением правой (левой) ноги вверх-назад и сгибанием рук в локтевых суставах. Затем вернитесь в и. п.

5. И. п. лёжа на животе, мяч в обеих руках впереди. Подбрасывайте и ловите мяч двумя руками.

6. И. п. лёжа на животе, мяч в одной руке. Перебрасывайте мяч верхом из руки в руку.

7. И. п. лёжа на животе, мяч в обеих руках впереди. Подбрасывайте мяч вверх с последующим хлопком ладонями о пол.

8. И. п. стоя в основной стойке, мяч в одной руке. Подбрасывайте мяч вверх из-под левой или правой ноги одной рукой и ловите его другой.

9. И. п. то же. Подбрасывайте мяч из-за спины одной рукой, а впереди ловите другой.

10. И. п. стоя ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч в одной руке. С максимальной скоростью перебрасывайте мяч из руки в руку перед собой.

11. И. п. стоя ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках. Подбросьте мяч вверх, присядьте, коснитесь руками пола, встаньте с поворотом на 180* и поймайте мяч.

12. И. п. стоя на расстоянии 3 метров от стены, мяч внизу в обеих руках. Сделайте бросок в стену снизу, от груди, сверху.

13. То же, но в положении стоя на коленях.

14. То же, но в положении сидя на полу.

15. И. п. лёжа на спине, прямые ноги упираются в стену, мяч в обеих руках. Приподнимаясь, делайте броски в стену, а затем, ловя мяч, возвращайтесь в и. п.

16. И. п. то же, но мяч в одной руке, и ловить мяч нужно другой рукой.

17. И. п. стоя, ноги врозь, мяч в правой руке, корпус наклонён вперёд. Передавайте мяч восьмёркой между ног.

18. И. п. стоя, ноги на ширине плеч, мяч внизу в руках. Бросайте и ловите мяч, подбрасывая вверх с поворотом на 180*.

19. И. п. стоя ноги на ширине плеч, мяч в руках на уровне пояса. Вращайте мяч вокруг себя в правую и левую стороны.

20. И. п. то же. Вращайте мяч вокруг себя, а также под приподнятой ногой на месте и в движении вперёд и назад.

21. И. п. основная стойка, мяч в руках. Выполните ведение мяча, поочерёдно меняя руки.

22. И. п основная стойка, мяч в ногах. Выполните ведение мяча, поочерёдно касаясь ногами.

23. И. п. основная стойка, мяч в ногах. Выполните максимальное набивание мяча каждой ногой.

24. И. п. основная стойка, мяч зажат между ног. Выполните прыжок, согнув ноги и перебросив мяч через себя.

25. И. п. стоя на одной ноге, вторая взята за носок рукой. Выполните вращение головой в правую и левую стороны.