Его военный кабинет и генералы хотят нового плана — и нового босса
В течение нескольких месяцев генералы и министры в Израиле предупреждали из-за кулис, что правительству премьер-министра Биньямина Нетаньяху не хватает последовательной стратегии в отношении войны в Газе и того, что произойдет после неё. Теперь, наконец, эти ожесточенные аргументы вырываются наружу, сигнализируя о потенциальном упадке израильского правительства национального единства и новой фазе конфликта между Израилем и ХАМАС. Израильский военный кабинет и органы безопасности все ближе приближаются к открытому восстанию против Нетаньяху, и ясно, что они хотят резкой смены курса или нового правительства. Сдвиг произошёл после того, как Джейк Салливан, советник по национальной безопасности Америки, приземлился в Израиле 19 мая после визита в Саудовскую Аравию, где он завершал заключение блокбастерного соглашения о безопасности с королевством, которое включает предложения по изменению системы управления палестинцами.
Поворот против Нетаньяху начался не с политиков, а с Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) примерно на прошлой неделе. На неофициальных брифингах генералы обвинили его в том, что он блокирует любые будущие планы относительно Газы и «растрачивает» достижения Израиля в войне. «Работа премьер-министра — определять стратегию, — говорит генерал. — Но когда стратегии нет, задача армии — предупреждать об опасностях». Поскольку Нетаньяху заблокировал создание альтернативных сил или органов власти для управления Газой, образовался вакуум, который вновь заполняют остатки ХАМАС. В последние дни ЦАХАЛ был вынужден передислоцировать силы в те части северной части Газы, которые, как они утверждали, "зачистили". ХАМАС снова запускает отуда ракеты по Израилю.
Помимо генералов, две ключевые фигуры превратились из неохотных партнеров Нетаньтаху в качестве министров в его военном кабинете в открытых оппонентов. 15 мая Йоав Галлант, министр обороны, публично заявил, что его планы по созданию нового правящего образования в секторе Газа с сильным палестинским представительством «не обсуждались и, что еще хуже, вместо этого не было предложено никакой альтернативы». Три дня спустя Бени Ганц, самый влиятельный политический соперник Нетаньяху, заявил, что «решающие решения не были приняты», и обвинил «незначительное меньшинство» в том, что они «захватили капитанский мостик израильского корабля и направили тот к скалам». Он заявил, что покинет военный кабинет, если к 8 июня курс не изменится.
Нетаньяху отреагировал пренебрежительно, заявив, что «разговоры о плане на следующий день, пока ХАМАС все еще находится на своем месте, лишены содержания» и обвинил Ганца в поддержке политики, которая будет означать «конец войне и поражение Израиля». Однако, несмотря на его бахвальство, теперь перед ним стоят два больших вопроса. Во-первых, падет ли правительство. Ганц является лидером «Национального единства», центристской партии, которая, согласно опросам, выиграла бы выборы, если бы они состоялись сейчас, что делает его вероятным следующим премьер-министром Израиля.
Если бы его партия вышла из правительства, оставшаяся коалиция Нетаньяху по-прежнему имела бы большинство в нынешнем Кнессете, парламенте Израиля. Большинство израильтян выступают за проведение досрочных выборов, но потребуются еще пять перебежчиков из коалиции, чтобы лишить ее большинства в палате, состоящей из 120 членов. Потенциально они могут исходить от «Ликуда», партии Нетаньяху и Галланта.
В качестве альтернативы правительство может быть свергнуто в результате ухода наиболее экстремистских религиозных и крайне правых партий, на поддержку которых оно опирается – возможно, если Нетаньяху пойдет на слишком много уступок таким людям, как Галлант и Ганц. Пока нет явных признаков того, что правительство вот-вот потеряет парламентское большинство, но ситуация может быстро измениться.
Если Нетаньяху подчинится требованиям своих более центристских критиков или будет свергнут и назначен другой премьер-министр, второй вопрос заключается в том, как будет выглядеть новая политика в отношении Газы. Администрация Байдена предлагает, чтобы «обновленная» Палестинская администрация (ПА) взяла на себя управление сектором Газа. Но ПА была изгнана из Газы ХАМАС в результате переворота в 2007 году; она коррумпирована и вряд ли сможет отразить неизбежное восстание ХАМАС. Наращивание же её потенциала займет годы.
Ганц скептически относится к президенту ПА Махмуду Аббасу и предпочитает, чтобы во главе предполагаемой новой власти в Газе стояли американцы, европейцы, арабы и палестинцы. Галлант, похоже, предпочитает отдать управление местным элементам в Газе, возможно, связанным с движением ФАТХ Махмуда Аббаса.
Ганц и Галлант согласны с тем, что Израиль не должен управлять делами Газы; все они, однако, негласно считают, что ЦАХАЛ должен сохранять сильное присутствие в секторе. Военные планируют сохранить контроль над пограничной зоной и укрепляют две дороги, пересекающие прибрежный анклав. Меньше согласия и по поводу конечной цели, которая последует за любой деэскалацией войны. Администрация Байдена хочет проложить путь к созданию в конечном итоге палестинского государства. Галлант с Ганцем неохотно одобряют эту идею, не в последнюю очередь потому, что она будет непопулярна в Израиле.
Именно в этот водоворот и влетел мистер Салливан. У Америки в запасе есть несколько пряников и кнутов. Она стремится добиться прекращения огня и обмена заложниками, что, как она надеется, может привести к более широкой региональной сделке, спонсируемой Америкой, включая "нормализацию" отношений между Израилем и саудитами. Салливан может также выразить поддержку идеям Галланта и Ганца, чтобы дать понять израильской общественности, что Америка потеряла доверие к Нетаньяху.
С другой стороны, если Нетаньяху останется у власти и продолжит вести бесконечную войну в Газе, угрожая полномасштабным вторжением в Рафах, последний оплот ХАМАС, Америка может задержать поставки столь необходимых боеприпасов. Это рискует ухудшить положение Израиля в Международном суде, который рассматривает обвинения в геноциде против Израиля и может попытаться наложить юридические ограничения на его военную деятельность.
В конце концов, решение о прекращении деятельности правительства Нетаньяху и его провальной политики в Газе остается за израильтянами. Перед страной стоит выбор между постоянной военной оккупацией Газы, позволением ХАМАС сохранить наступательный потенциал или передачей частичного контроля внешнему органу, включающему палестинцев, но формально исключающему ХАМАС. Министры и генералы наконец-то дали понять Нетаньяху, что он не может долго игнорировать эту реальность.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».